Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Вербышевой Ю.А. и Водяниковой М.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алешечкина К. Л. к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, военному комиссариату Ногинск, Элетросталь и Черноголовка Московской области, Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" (филиал "Московской") о признании действий (бездействий) незаконными, обязании восстановить в едином реестре нуждающихся военнослужащих, по кассационной жалобе Алешечкина К. Л. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 августа 2022 г, заслушав доклад судьи Вербышевой Ю.А,
УСТАНОВИЛА:
Алешечкин К.Л. обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Военному комиссариату городов Ногинск, Электросталь и Черноголовка Московской области. В обоснование указал, что проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации в период с 1982 года по 29 апреля 2005 г, уволен в запас по окончанию контракта. Выслуга лет в календарном исчислении на момент увольнения с военной службы составляла более 22 лет. Истец и члены его семьи зарегистрированы и проживают в служебном жилом помещении по адресу: "адрес" При увольнении с военной службы Алешечкиным К.Л. своевременно заявлено право быть обеспеченным жилым помещением в избранном месте жительства - "адрес". Согласно рапорту об увольнении Алешечкин К.Л. выразил согласие на увольнение с военной службы с оставлением в очереди на получение жилья. Истец обратился с заявлением в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России с просьбой сообщить очередность и дату планируемого обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства. Письмом ответчик сообщил об отсутствии в департаменте сведений о признании его участником ведомственной целевой программы.
Просил признать незаконными бездействие Военного комиссариата, выразившееся в не передаче сведений в отношении очередника Алешечкина К.Л. в Единый реестр нуждающихся военнослужащих; обязать Департамент жилищного обеспечения Минобороны России восстановить подполковника запаса Алешечкина К.Л. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с даты первоначальной постановки на учет - 12 октября 1995 г.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 10 ноября 2021 г. исковые требования Алешечкина К.Л. удовлетворены частично. Суд обязал Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации восстановить подполковника запаса Алешечкина К.Л. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с даты первоначальной постановки на учет - 12 октября 1995 г. В удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату городов Ногинск, Электросталь и Черноголовка Московской области о признании действий (бездействия) незаконными отказано.
При рассмотрении апелляционной жалобы Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации на указанное решение, судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда определением от 20 июня 2022 г. перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции на основании пункта 4 части 4 статьи 330, части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, привлекла к участию в деле в качестве ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс" (Московский филиал).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 августа 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Алешечкин К.Л. ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела допущены.
Судом установлено, что Алешечкин К.Л. проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации в период с 1982 г. по 29 апреля 2005 г.
На основании постановления Главы администрации Ногинского района N от 21 августа 2001 г. Алешечкину К.Л. на состав семьи 4 человека предоставлено служебное жилое помещение по адресу: "адрес", что также подтверждается ордером на служебное жилое помещение N от 30 октября 2001 г, выданного 198 КЭЧ района.
Из представленных документов также установлено, что выслуга Алешечкина К.Л. в календарном исчислении на момент увольнения с военной службы составляла более 22 лет, истец уволен в запас по окончанию контракта.
Согласно представленному в материалы дела списку нуждающихся в жилой площади военнослужащих войсковой части N на 24 июня 2002 г, Алешечкин К.Л. значится в указанном списке с составом семьи 4 человека, дата постановки на учет - 12 октября 1995 г.
С целью уточнения даты планируемого обеспечения жилым помещением, Алешечкин К.Л. обратился в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Минобороны России.
Ответчик 2 июля 2021 г. на обращение истца сообщил, что сведения о признании его нуждающимися в жилых помещения в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в обеспечении жильем Минобороны России, отсутствуют, предложив представить в филиал "Московский" ФГАУ "Росжилкомплекс" документы, подтверждающие право на обеспечение жилым помещением и включении в реестр.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 3, 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", установив, что выслуга Алешечкина К.Л. в Вооруженных Силах Российской Федерации составила более 22 лет, истец был принят на учет нуждающихся и является военным пенсионером, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части восстановления на учете нуждающихся в жилых помещениях с даты первоначальной постановки на учет 12 октября 1995 г.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации создан 19 апреля 2010 г, до создания Департамента полномочиями по обеспечению жилыми помещениями осуществляли жилищные комиссии КЭЧ.
В соответствии с директивой Министерства обороны Российской Федерации от 25 июня 2020 г. N Д-31 Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с 1 сентября 2020 г. переименован в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1874 КЭЧ реорганизованы путем присоединения к соответствующему федеральному государственному учреждению "Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, в Департаменте не могли быть сведения о признании Алешечкина К.Л. нуждающимся в жилом помещении до 2005 года. Для решения жилищного вопроса истца, ему было предложено представить необходимые документы в уполномоченный орган.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 742, ФГАУ "Росжилкомплекс" является уполномоченной организацией по решению о выделении жилых помещений военнослужащим.
Вместе с тем, Алешечкин К.Л. в филиал "Московский" ФГАУ "Росжилкомплекс" для решения жилищного вопроса не обращался.
Установив, что в отношении Алешечкина К.Л. не было принято решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, а предложено обратиться в уполномоченный орган для рассмотрения вопроса по существу, судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда пришла к выводу об отсутствии нарушения прав истца со стороны ответчиков, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда апелляционной инстанции основанными на не правильном применении норм права.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем по настоящему делу, установив, что Алешечкин К.Л. с составом семьи 4 человека значился в списке нуждающихся в жилой площади военнослужащих войсковой части N на 24 июня 2002 г, дата постановки на учет - 12 октября 1995 г, однако сведения о признании его нуждающимися в жилых помещениях в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в обеспечении жильем Минобороны России, отсутствуют, суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требований со ссылкой на необходимость обращения за разрешением данного вопроса в уполномоченный орган - филиал "Московский" ФГАУ "Росжилкомплекс", не установилимеющие значение для дела обстоятельства, оставив спор по существу неразрешенным, не выполнив задачи гражданского судопроизводства.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного федерального закона.
В силу пункта 2 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 (далее - Инструкция), военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) (пункт 26 Инструкции).
Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей (пункт 28 Инструкции).
Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (пункт 29 Инструкции).
Пунктом 30 Инструкции определено, что ежегодно с 1 по 30 января КЭЧ района проводит перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В случаях, если на военнослужащих, включенных в указанные списки, отсутствует информация в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на каждого из них дополнительно жилищной комиссией воинской части прилагается карточка учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему.
В связи с тем, что в ноябре 2010 года система и компетенция органов, ответственных за обеспечение жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации изменилась, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 уполномоченными органами в этой области были определены Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, а также специализированные организации - Региональные управления жилищного обеспечения и их структурные подразделения.
Согласно пункту 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Отказывая в удовлетворении требований Алешечкина К.Л, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в отношении него не было принято решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, а своим ответом об отсутствии сведений о признании его нуждающимся в жилых помещениях в едином реестре военнослужащих Департамент предложил обратиться в уполномоченный орган - филиал "Московский" ФГАУ "Росжилкомплекс" - для рассмотрения вопроса по существу, следовательно, не установлено нарушения его прав ответчиками и оснований для удовлетворения его требований не имеется.
Между тем, как следует из материалов дела, общая продолжительность военной службы Алешечкина К.Л. составляет более 22 лет, согласно списку нуждающихся в жилплощади военнослужащих войсковой части N на 24 июня 2002 г. он значился в указанном списке с составом семьи - 4 человека, дата постановки на учет - 12 октября 1995 г.
Алешечкин К.Л. по настоящее время проживает в служебном жилом помещении.
Делая вывод о том, что в отношении Алешечкина К.Л. не было принято решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, суд апелляционной инстанции не указал, на основе каких доказательств он пришел к такому выводу.
Разрешая дело, суд апелляционной инстанции не учел, что согласно частям 1 и 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении дел.
Принцип состязательности выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по делу, для выявления и истребования доказательств в целях правильного разрешения дела.
Таким образом, выявление и собирание доказательств по делу является обязанностью не только лиц, участвующих в деле, но и суда, который должен определить, какие доказательства могут подтвердить или опровергнуть факты, входящие в предмет доказывания, и при необходимости оказать сторонам содействие в собирании и истребовании доказательств.
Несмотря на приведенные выше процессуальные требования, суд апелляционной инстанции, принимая по делу новое решение, меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по делу не принял, в целях правильного разрешения дела учетное дело военнослужащего А.А.К, сведения о постановке на учет или снятии его с соответствующего учета по месту прохождения военной службы не исследовал, причины отсутствия информации в отношении А.А.К. в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в обеспечении жильем Минобороны России, не выяснил. Ответы на запросы, направленные судом апелляционной инстанции в ФГАУ "Росжилкомплекс" (Московский филиал) и в ТО "Балашихинский" о предоставлении сведений и/или копии учетного жилищного дела Алешечкина К.Л, не были получены судом апелляционной инстанции.
Согласно подпункту "б" пункта 14 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы с ним проводится индивидуальная беседа, содержание которой отражается в листе беседы, подписываемом увольняемым с военной службы военнослужащим и проводившим беседу должностным лицом, приобщается к личному делу военнослужащего.
В силу статьи 78 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495, командир (начальник) обязан принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками.
Из анализа предусмотренных указанными нормами обязанностей командиров и прав подчиненных военнослужащих следует, что при увольнении с военной службы командование обязано разъяснить военнослужащему его право на постановку на учет нуждающихся в случае подачи им соответствующего рапорта и право на оставление в указанных списках после увольнения с военной службы.
При рассмотрении дела указанные обстоятельства судом исследованы не были, рапорт об увольнении Алешечкина К.Л, лист проведенной с ним беседы перед увольнением не исследовались.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем обжалуемое апелляционное определение приведенным требованиям не соответствует, поскольку суд, отказывая в удовлетворении иска со ссылкой на отсутствие нарушений прав истца, не установили не создал условий для полного и всестороннего установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора по требованиям Алешечкина Л.К. о восстановлении его права состоять на жилищном учете.
Вместе с тем право на судебную защиту, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (постановления от 6 июня 1995 года N 7-П, от 13 июня 1996 года N 14-П, от 28 октября 1999 года N 14-П, от 22 ноября 2000 года N 14-П, от 14 июля 2003 года N 12-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, определение от 5 марта 2004 года N 82-О и др.).
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 августа 2022 г. не может быть признано законным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 августа 2022 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.