Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Гольман С.В, судей Коробченко Н.В, Озерова А.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дмитриева ФИО7 к садовому некоммерческому товариществу "Оргэнергострой", Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права собственности на земельный участок и установлении границ земельного участка, по кассационной жалобе Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 28 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 октября 2022 года
заслушав доклад судьи Коробченко Н.В,
УСТАНОВИЛА:
Дмитриев ФИО8 обратился в суд с иском к СНТ "Оргэнергострой", Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права собственности на земельный участок и установлении границ земельного участка.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что он является членом СНТ "Оргэнергострой", в 1995 году ему в пользование выделен земельный участок N, площадью 850 кв.м.
На основании постановления Главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ указанный участок предоставлен ему в собственность. С момента предоставления земельный участок полностью огорожен, его фактическая площадь соответствует декларированной, однако наличие сведений о пересечении границ испрашиваемого земельного участка с землями государственного лесного фонда препятствует истцу оформить свои права на участок и установить его границы, в связи с чем он вынужден обратиться в суд.
На основании вышеизложенного, истец просил суд признать за ним право собственности на земельный участок площадью 850 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" и установить границы земельного участка.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 28 июня 2021 года исковые требования Дмитриева ФИО9 удовлетворены, признано право собственности за Дмитриевым ФИО10 на земельный участок площадью 850 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", согласно координат и геоданных указанных в варианте N приложения N заключения эксперта Погуляева ФИО11.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 октября 2022 года решение Солнечногорского городского суда Московской области от 12 октября 2022 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Комитета Лесного хозяйства Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области ставит вопрос об отмене судебных постановлений по основаниям нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, применительно к части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении дела судебными инстанциями допущены не были.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Дмитриев ФИО12 является членом СНТ "Оргэнергострой", ему в собственность предоставлен земельный участок N, площадью 850 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
Спорный земельный участок передан истцу в собственность на основании Постановления Главы Солнечногорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N.
Испрашиваемый земельный участок огорожен, осваивается, на участке имеются жилой дом и строения, границы участка на местности не установлены, решением администрации г.о. Солнечногорск заявителю отказано в предоставлении государственной услуги ввиду наличия пересечения границ испрашиваемого земельного участка с землями Государственного лесного фонда РФ.
В рамках рассмотрения настоящего спора судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Погуляеву ФИО13
В рамках проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы установлено пересечение границ земельного участка истца с границами земель Государственного лесного фонда РФ, в исследовательской части приведены причины наложения границ. Экспертом представлено четыре варианта установления границ земельного участка истца.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности с заключением судебной землеустроительной экспертизы, установив, что Дмитриев ФИО14. является членом СНТ "Оргэнергострой", решением последнего ему был выделен спорный земельный участок, который постановлением главы администрации Солнечногорского муниципального района передан в собственность для ведения садоводства из состава земель товарищества, истец имеет право на приобретение спорного участка в собственность бесплатно, пришел к выводу о том, что пересечение границ земельного участка N с землями Государственного лесного фонда Российской Федерации подлежит исправлению в порядке установленном статьей 60.2 Федерального закона N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и не препятствует установлению границ земельного участка, выделенного истцу, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что судами не учтено то обстоятельство, что информация о границах земель лесного фонда вносится в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, испрашиваемой истцом земельный участок накладывается на земли лесного фонда, требования истца подлежали удовлетворению по варианту 3 приложения 6 экспертизы, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, мотивированно отклонены и не могут являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено право членов некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и членов садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со статьями 67 - 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).
Согласно статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушения прав смежных землепользователей.
Положения Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" направлены на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с частями 3 - 5 статьи 14 Федерального закона N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до ДД.ММ.ГГГГ: предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
Положения части 4 указанной статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок и после ДД.ММ.ГГГГ.
В силу вышеуказанных правовых норм, а также Федеральных законов "О государственной регистрации недвижимости", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", принимая во внимание, что истец является членом СНТ "Оргэнергострой", спорный земельный участок в установленном законом порядке был распределен истцу для ведения садоводства, сведений о границах спорного земельного участка в ЕГРН не имеется, при этом, земельный участок N налагается на земли лесного фонда только по материалам лесоустройства, однако фактически входит в территорию СНТ "Оргэнергострой" для ведения садоводства, то есть подпадает под правовое регулирование статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в связи с чем судебные инстанции правильно пришли к выводу о том, что земельный участок N не может быть отнесен к землям лесного фонда в силу действующего правового регулирования, а указанное наложение подлежит исправлению в силу положений Федерального закона N 280-ФЗ от 29 июля 2017 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", в качестве реестровой ошибки.
Вопреки доводам кассационной жалобы, принимая во внимание, что в отношении испрашиваемого истцом земельного участка сведения в ЕГРН отсутствуют, в административном порядке истец Дмитриев ФИО15. лишен возможности реализовать право на приватизацию выделенного ему земельного участка для садоводства по причине наложения границ на земли государственного лесного фонда по материалам лесоустройства, заявленные истцом требования подлежали судебной защите на основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации путем признания права в определенных судом границах земельного участка.
Несогласие кассатора с произведенным установлением границ земельного участка истца не свидетельствуют о неправильном определении судом варианта устранения наложения границ, поскольку выводы суда отвечают требованиям статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", направлены на упорядочение земельных правоотношений в соответствии с законом.
В целом при разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными нижестоящими судами фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 28 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.