Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Изоткиной И. В, судей Порубовой О. Н. и Голубева И. А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарева Александра Сергеевича к Воронежскому институту правительственной связи (филиал) Академии ФСО России, Министерству обороны Российской Федерации, Академии ФСО России, ФСО России, Управлению жилищного обеспечения Службы инженерно- технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации, ЦЖК ФСО России о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении
по кассационной жалобе Пономарева Александра Сергеевича на решение Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 29 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Порубовой О.Н, объяснения Пономарева А.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Пономарев А.С. обратился в суд с иском к Воронежскому институту правительственной связи (филиал) Академии ФСО России, Министерству обороны Российской Федерации, Академии ФСО России, ФСО России, Управлению жилищного обеспечения Службы инженерно- технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации, ЦЖК ФСО России о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование требований указал, что проходил службу по контракту в ВИПС (филиала) Академии ФСО России. 30 июня 2020 г. уволен с военной службы и исключен из списков личного состава. В период прохождения службы обращался с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении, 7 декабря 2011 г. истцу отказано в признании нуждающимся в жилом помещении. В связи с предстоящим увольнением Пономарев А.С. вновь обратился в жилищную комиссию Воронежского института правительственной связи (филиала) Академии ФСО России с заявлением о признании его и членов семьи нуждающимися в обеспечении жильем по избранному после увольнения месту жительства - г. Воронеж, с формой обеспечения - жилищная субсидия. 29 ноября 2019 г. истцу отказано в признании нуждающимся в жилом помещении, поскольку им не представлены выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов по адресам: "адрес". Полагал, что у жилищной комиссии отсутствовали основания для отказа в признании нуждающимся и постановке его на учет.
Решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 29 июля 2022 г. в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 ноября 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пономаревым А.С. ставится вопрос об отмене судебных постановлений. Указывает, что при обращении с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, им был представлен весь требуемый перечень документов, в том числе и домовые книги, на которые указывает ответчик, а лицевые счета не могли быть представлены по объективным причинам; суд по собственной инициативе установилобстоятельства, на которые ответчик в своем отказе не ссылался.
Возражая по доводам кассационной жалобы, Воронежский институт правительственной связи (филиал) Академии ФСО России полагает, что основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
В соответствии с ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии с абз. 12 п.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ в редакции, действующей в период спорных правоотношений).
В соответствии с ч. ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В период обращения истца с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении действовали Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512.
Согласно п. 3 Правил для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
Основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является не представление предусмотренных ч. 4ст. 52 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г.N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, что следует учитывать при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Пономарев А.С. проходил службу по контракту в ВИПС (филиал) Академии ФСО России и по состоянию на 29 августа 2019 г. имел общую продолжительность военной службы 24 года 2 месяца 16 дней.
Приказом начальника Воронежского института правительственной связи N истец уволен с военной службы в звании старшего прапорщика по окончании срока контракта, исключен из списков личного состава ВИПС (филиала) Академии ФСО России.
В период прохождения службы в 2011 г. Пономарев А.С. обращался в жилищную комиссию ВИПС (филиала) Академии ФСО России с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении.
Решением жилищной комиссии ВИПС (филиала) Академии ФСО России от 07 декабря 2011 г. Пономареву А.С. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении.
Решением жилищной комиссии ВИПС (филиала) Академии ФСО России от 30 ноября 2012 г. Пономареву А.С. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
27 ноября 2019 г. Пономарев А.С. вновь обратился в жилищную комиссию ВИПС (филиала) Академии ФСО России с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно выписке из протокола N 36 от 29 ноября 2019 г. заседания жилищной комиссии Пономареву А.С. отказано в ходатайстве перед ЦЖК ФСО России о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку истцом не представлены следующие документы:
- выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета по адресу: "адрес", - выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета по адресу: "адрес".
Обращаясь в суд с настоящим иском, Пономарев А.С. указал, что считает отказ в постановке на учет незаконным, поскольку им представлены требуемые жилищной комиссией документы, а отказ носит формальный характер. При этом в иске истцом заявлено требование как о признании отказа в постановке на учет незаконным, так и в постановке его на учет в качестве нуждающегося.
Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении настоящего гражданского дела, являлись не только проверка соблюдения жилищной комиссией законодательства при принятии решения об отказе в принятии Пономарева А.С. на учет в качестве нуждающегося, но и проверка наличия оснований для принятия истца и членов его семьи на такой учет.
Разрешая спор и отказывая Пономареву А.С. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласия и суд апелляционной инстанции, исходил из того, из представленного Пономаревым А.С. полного пакета документов, в том числе и домовых книг, на которые указала жилищная комиссия в своем решении, следует, что истец и члены его семьи обеспечены жилой площадью более учетной нормы (11 кв.м.), что исключает возможность признания истца нуждающимся в жилом помещении.
Судебная коллегия считает такие выводы судов законными и обоснованными.
Как установлено судом и следует из материалов дела, членами семьи Пономарева А.С. являются супруга Пономарева О.С. и дочь Пономарева М.А.
Из домовой книги на жилой дом по адресу: "адрес" следует, что с 1993 г. по февраль 2014 г. Пономарев А.С. был зарегистрирован в жилом доме, 1/2 доли в котором принадлежит его отцу Пономареву С.И.
С 2014 г. Пономарев А.С. зарегистрирован в жилом доме по адресу: "адрес", который принадлежит его деду Пономареву И.Д.
Супруга истца Пономарева О.С. с 2002 г, а дочь Пономарева М.А. с 2005 г. зарегистрированы в жилом доме по адресу: "адрес".
Согласно справке о проверке жилищных условий от 22 октября 2019 г, составленной членами жилищной комиссии ВИПС (филиале) Академия ФСО России, Пономарев А.С. и члены его семьи - супруга, дочь проживают в доме по адресу: "адрес".
В заявлении от 27 ноября 2019 г. о принятии на учет в качестве нуждающегося, как и в рапорте от 6 декабря 2019 г. об увольнении с военной службы, истец указывал этот адрес как место своего жительства, также
По сообщению БТИ Железнодорожного района г. Воронежа N 24 от 10 февраля 2020 г, жилой дом по адресу: "адрес" состоит из 2-х изолированных помещений, имеющих отдельные входы: жилое помещение N 1 площадью 42, 6 кв.м. и жилое помещение N 2 площадью 173, 6 кв.м, в котором проживают Пономаревы.
Установив, что истец и члены его семьи фактически проживают в указанном доме и сведений о прекращении права пользования не имеется, суд пришел к выводу о том, что Пономарев А.С. и члены его семьи вселены в жилое помещение по адресу: "адрес" как члены семьи собственника Пономарева С.И. и, исходя из площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи (Пономарев А.С, Пономарева О.С, Пономарева М.А.), оснований для обеспечения жилым помещением в соответствии со ст. 51 ЖК РФ не имеется в связи с отсутствием необходимых условий для признания нуждающимся в жилом помещении.
По существу возникший спор судом разрешен правильно, выводы соответствуют обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судом в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ.
Несогласие Пономарева А.С. с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Довод кассационной жалобы о том, что судом допущено нарушение норм процессуального права, поскольку судом установлены обстоятельства, на которые ответчик в своём решении не ссылался, судебной коллегией отклоняется, поскольку, как указывалось ранее, исходя из предмета исковых требований суду надлежало установить, имеются ли предусмотренные ст. 51 ЖК РФ основания для признания Пономарева А.С. нуждающимися в жилом помещении, что невозможно без исследования всего объёма доказательств и установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по такой категории споров.
В целом доводы, приведенные в кассационной жалобе, по сути, направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов нижестоящих судов по фактическим обстоятельствам спора, исследованных судами и получивших должную правовую оценку, тогда как в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ при рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены судебных постановлений. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 29 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пономарева Александра Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.