Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Полазненская детская школа искусств" Кузнецовой Елены Аркадьевны на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Александровскому муниципальному району, Кизеловскому муниципальному району, Добрянскому муниципальному району, Губахинскому городскому округу Пермского края N 2407 от 25 октября 2022 года, решение судьи Добрянского районного суда Пермского края от 27 декабря 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Полазненская детская школа искусств" Кузнецовой Елены Аркадьевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Александровскому муниципальному району, Кизеловскому муниципальному району, Добрянскому муниципальному району, Губахинскому городскому округу Пермского края N 2407 от 25 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Добрянского районного суда Пермского края от 27 декабря 2022 года, директор МБУДО "Полазненская детская школа искусств" Кузнецова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Кузнецова Е.А. просит об отмене вынесенных постановления должностного лица и судебного акта.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании решения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю N1479 от 31 мая 2022 года в период с 06 июня 2022 года по 20 июня 2022 года проведена плановая выездная проверка в отношении МБУ ДО "Полазненская детская школа искусств" по вопросу соблюдения учреждением обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности; цель проверки - выполнение утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на 2022 год, размещенного на официальном сайте Управления.
По результатам проверки установлено, что МБУ ДО "Полазненская детская школа искусств", при осуществлении своей деятельности по отдыху и оздоровлению детей по адресу: Пермский край. г.Добрянка, р.п.Полазна, ул. Дружбы, д.5 в период времени с 06 июня 2022 года по 20 июня 2022 года, а именно 10 июня 2022 года с 10 час.30 мин. до 12 час.00 мин. во время функционирования лагеря с дневным пребыванием детей допустило нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей:
1. В игровой (кабинет N17) установлена учебная мебель с покрытием, не устойчивым к влажной уборке с применением моющих и дезинфекционных средств, что не соответствует требованиям п.2.4.9. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
2. На момент обследования на 3 этаже здания учреждения в коридоре выявлены дефекты внутренней отделки потолка, имеются дефекты внутренней отделки пола (керамическая плитка имеет дефекты, сколы), что не соответствует требованиям п.2.5.2, п.2.5.3. СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
По результатам проверки составлен акт выездной плановой проверки N1462 от 20 июня 2022 года, в котором были зафиксированы нарушения санитарно- эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, допущенные МБУ ДО "Полазненская детская школа искусств" при осуществлении своей деятельности.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении директора МБУ ДО "Полазненская детская школа искусств" Кузнецовой Е.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего её привлечения к административной ответственности по данной норме.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В силу положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Частью 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем, в вышестоящий суд.
Соответствующая правовая позиция изложена в пункте 57 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года.
Исходя из изложенного, жалоба Кузнецовой Е.А. на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Александровскому муниципальному району, Кизеловскому муниципальному району, Добрянскому муниципальному району, Губахинскому городскому округу Пермского края подлежала рассмотрению в районном суде по месту рассмотрения дела.
Согласно определению от 24 октября 2022 года о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, постановлению по делу об административном правонарушении, дело рассмотрено заместителем главного государственного санитарного врача по Александровскому муниципальному району, Кизеловскому муниципальному району, Добрянскому муниципальному району, Губахинскому городскому округу Пермского края по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. Сивкова, д.5, кабинет N 5, на который распространяется юрисдикция Чусовского городского суда Пермского края.
Вместе с тем жалоба рассмотрена судьей Добрянского районного суда Пермского края по месту совершения административного правонарушения, то есть с нарушением правил территориальной подсудности.
Разъяснения, приведенные в абзаце втором пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", к рассматриваемой ситуации неприменимы.
Положениями части 4 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.4 названного выше Кодекса, при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.
Разрешение дела с нарушением правил подведомственности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Добрянского районного суда Пермского края от 27 декабря 2022 года подлежат отмене, а дело направлению в Добрянский районный суд Пермского края для совершения процессуальных действий, установленных положениями части 4 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Содержащиеся в поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции доводы подлежат проверке при новом рассмотрении дела судом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
решение судьи Добрянского районного суда Пермского края от 27 декабря 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Полазненская детская школа искусств" Кузнецовой Елены Аркадьевны, отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в Добрянский районный суд Пермского края со стадии принятия жалобы.
Судья Л.В. Феофилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.