Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества Агропромышленное объединение "Муза" Останина Р.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Щучанского районного суда Курганской области от 25 ноября 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 11 января 2023 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Агропромышленное объединение "Муза"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Щучанского районного суда Курганской области от 25 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 11 января 2023 года ОАО Агропромышленное объединение "Муза" привлечено к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд общей юрисдикции, защитник ОАО Агропромышленное объединение "Муза" выражает несогласие с судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Прокуратурой Курганской области на доводы жалобы представлены возражения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, помимо прочего, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 129 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" качество атмосферного воздуха в воздухе жилых помещений многоквартирного жилого дома, индивидуальных жилых домов, общежитий и центров временного размещения должно соответствовать гигиеническим нормативам.
Согласно пункту 130 СанПиН 2.1.3684-21 уровни физических факторов воздействия на человека в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В соответствии с пунктом 3.14 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25сентября 2007 г. N 74 (ред. от 28 февраля 2022 г.), реконструкция, техническое перевооружение промышленных объектов и производств проводится при наличии проекта с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, выполненными в составе проекта санитарно-защитной зоны с расчетными границами. После окончания реконструкции и ввода объекта в эксплуатацию расчетные параметры должны быть подтверждены результатами натурных исследований атмосферного воздуха и измерений физических факторов воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии со статьей 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В ходе рассмотрения дела установлено, что прокуратурой Курганской области проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ОАО Агропромышленное объединение "Муза", осуществляющего производство зерновых культур, эксплуатируя на территории с. Сухоборское Щучанского района 2 зерносушилки.
4 октября 2022 года специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" проведены измерения допустимого уровня шума, исходящего от зерносушилок, расположенных по адресу: Курганская область, Щучанский район, с. Сухоборское, ул. Ленина, д. 2.
7 октября 2022 г. составлено 2 протокола лабораторных испытаний, в которых отражены измерения, исследования физических факторов и излучений, произведенных 4 октября 2022 г. с 23:00 до 23:50 и с 21:30 до 23:00.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр эпидемиологии в Курганской области" N 5605 от 07 октября 2022 года уровень звука и звукового давления в октавных полосах частот (с 23:00 до 07:00) не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) без человека факторов среды обитания", утвержденных Постановлением государственного санитарного Российской Федерации от 28 января 2021 г. N2.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр эпидемиологии в Курганской области" N5596 от 07 октября 2022 года уровень звука и звукового давления в октавных полосах частот (с 07:00 до 23:00) не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения судьей районного суда ОАО Агропромышленное объединение "Муза" к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи областного суда постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения.
Вместе с тем при рассмотрении дела судьями допущены существенные нарушения процессуальных норм, в связи с чем принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в силу статьи 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 23.13 КоАП РФ должностные лица органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.4 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1100, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), за исключением контроля (надзора), осуществляемого органами, указанными в подпунктах "б" и "в" названного пункта.
В части 2 статьи 23.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечислены должностные лица, которые вправе от имени этого органа рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 6.4 названного Кодекса.
В силу части 2 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.4 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Согласно правовой позиции, выраженной в подпункте "в" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" судьи рассматривают отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
По смыслу части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица.
Положение абзаца второго части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает правила подсудности дел, переданных уполномоченным органом (должностным лицом) в суд.
Исходя из приведенных положений КоАП РФ и позиции, изложенной в названном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, должностные лица органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами.
При этом передача таких дел на рассмотрение судье зависит от необходимости применения более строгой меры наказания в виде административного приостановления деятельности, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей.
Как следует из материалов дела, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО Агропромышленное объединение "Муза" направлено прокурором в Щучанский районный суд.
Вместе с тем, судьей районного суда в ходе подготовки дела к рассмотрению в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ не принято определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, а дело рассмотрено по существу.
При рассмотрении жалобы на постановление районного судьи судьей областного суда данное нарушение не устранено, в нарушение части 3 статьи 30.6 КоАП РФ законность и обоснованность постановления о назначении административного наказания в полном объеме не проверены, вопросы соблюдения правил подсудности рассмотрения дела не исследованы.
В материалах дела отсутствует определение должностного лица о передаче дела на рассмотрение судье.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлекли нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и повлияли на законность принятых по делу судебных актов.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел в 1 год, не истек.
При таких обстоятельствах постановление судьи Щучанского районного суда Курганской области от 25 ноября 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 11 января 2023 года, вынесенные в отношении ОАО "АПО "Муза" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а дело направлению на рассмотрение в Щучанский районный суд Курганской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Щучанского районного суда Курганской области от 25 ноября 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 11 января 2023 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Агропромышленное объединение "Муза"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Щучанский районный суд Курганской области.
Судья Л.В. Феофилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.