Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Ленинского судебного района г. Екатеринбурга от 20 декабря 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 09 февраля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Ленинского судебного района г. Екатеринбурга от 20 декабря 2022 года (N 5-471/2022), оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 09 февраля 2023 года (N 12-89/2023), ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО4. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 31 марта 2023 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 09 ноября 2022 года, ФИО5, будучи руководителем ООО " "данные изъяты"", 18 октября 2022 года с 15:00 до 16:00 не явился в администрацию Ленинского района г. Екатеринбурга на заседание рабочей группы (комиссии) по легализации налоговой базы для дачи пояснений в отношении ООО " "данные изъяты"", чем нарушил ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО6 постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы ФИО7. на указанное постановление с выводами мирового судьи согласился.
Между тем судьей районного суда не учтено следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из диспозиции части 1 статьи 19.4 КоАП РФ для вывода о совершении данного административного правонарушения необходимо установление законности распоряжения или требования должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
В рассматриваемом случае уведомлением ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга N 3192 руководитель ООО " "данные изъяты"" был вызван 18 октября 2022 года на заседание рабочей группы по снижению уровня неформальной занятости и легализации налоговой базы и базы по страховым взносам в администрацию Ленинского района г. Екатеринбурга для дачи пояснений по вопросу причин выплаты заработной платы в размере ниже среднего уровня, сложившегося на территории Свердловской области.
Вместе с тем рабочая группа как координационный орган, образованный с целью снижения уровня неформальной занятости и легализации налоговой базы и базы по страховым взносам, не является налоговым органом, не осуществляет налоговый либо иной государственный контроль, его деятельность не попадает под юрисдикцию налогового законодательства.
Работа межведомственных комиссий по легализации налоговой базы, созданных при органах местного самоуправления, осуществлялась на основании письма ФНС России от 25 июля 2017 года N ЕД-4-15/14490@ "О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам". Однако на момент направления ФИО8 уведомления о необходимости явиться для дачи пояснений названное письмо отменено письмом ФНС России от 07 июля 2020 года N БС-4-11/10881@. В письме ФНС России от 02 декабря 2021 года N ЕА-4-15/16838 указано, что вызов в налоговые органы на заседание комиссии по легализации налоговой базы является нарушением, а подмена мероприятий налогового контроля мероприятиями, не предусмотренными законом, недопустимо.
Вопреки требованиям части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья районного суда не проверил законность требования заместителя начальника ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга о явке в налоговый орган от 29 сентября 2022 года, не дал оценки изложенным в жалобе доводам ФИО9 о том, что в налоговый орган он не вызывался; на заседание рабочей группы представители организаций приглашаются, а не вызываются; согласно протоколу об административном правонарушении ФИО10. вменена неявка на комиссию по легализации налоговой базы, в то время как с 2017 года такие комиссии отменены.
Таким образом, судья районного суда не проверил дело в полном объеме, что требованиям КоАП РФ не соответствует.
Разъяснение ФИО11. в уведомлении от 29 сентября 2022 года положений об административной ответственности само по себе не может свидетельствовать о законности привлечения к ней.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда от 09 февраля 2023 года не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в районный суд.
При новом рассмотрении дела судье районного суда следует устранить допущенные нарушения и всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 09 февраля 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО12 отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.