Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Вдовиченко И.М., рассмотрев протест заместителя прокурора Свердловской области Юровских А.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 12 декабря 2022 года, решение судьи Свердловского областного суда от 01 февраля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 215 с углубленным изучением отдельных предметов,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 12 декабря 2022 года юридическое лицо - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 215 с углубленным изучением отдельных предметов (далее - МБОУ СОШ N 215, школа) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Решением судьи Свердловского областного суда от 01 февраля 2023 года указанное постановление судьи городского суда отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте, поданном в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Свердловской области Юровских А.В. просит об отмене судебных решений, полагая, что в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, его вина доказана представленными в материалы дела допустимыми доказательствами.
МБОУ СОШ N 215, уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче протеста на судебные акты, возражения не направило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 15 ноября 2022 года, основанием для привлечения МБОУ СОШ N 215 к административной ответственности по части 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили сведения о том, что в результате внеплановой проверки, проведенной 11 ноября 2022 года в 11:00 в отношении МБОУ СОШ N 215, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Среднеуральск, д. Коптяки, ул. Солнечная, д. 39, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- здание и территория школы не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (нарушение части 1 статьи 62 Технического регламента);
- допускается устройство ступеней с различной шириной проступи и различной высотой в пределах марша лестницы (нарушение статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ, пунктов 4.3.4 СП 1.13130.2009, 4.3.6 СП 1.131.2020);
- ширина части марша лестницы с подвала на цокольный этаж выполнена менее 0, 9 м, а ширина лестничного марша лестницы цокольного этажа выполнена менее 1, 2 м (нарушение части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 8.1.5 СП 1.13130.2009);
- отсутствует второй эвакуационный выход с 1, 2, 3 этажей здания, при этом для эвакуации с 2 и 3 этажей здания школы в качестве второго эвакуационного выхода используется открытая наружная лестница (нарушение части 4 статьи 4 Технического регламента, пунктов 8.1.11 и 8.1.14 СП 1.13130.2009);
- высота эвакуационных выходов выполнена менее 1, 9 метра (тамбур эвакуационного выхода - помещение N 9 по техническому паспорту от 12 июля 2022 года) входная группа (помещение N 11 по техническому паспорту от 12 июля 2022 года), выход в книгохранилище (помещение N 3 по техническому паспорту от 12 июля 2022 года) (нарушение пункта 4 статьи 4 Технического регламента, пункта 4.2.5 СП 1.13130.2009);
- ширина дверей выходов из учебных помещений менее 0, 8 метра (помещения NN 15, 24, 25, 29, 31, 32, 35, 33, 37, 38 по техническому паспорту от 12 июля 2022 года) (нарушение части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 8.2.5 СП 1.13130.2009);
- ширина эвакуационных выходов из здания выполнена менее 1, 2 метра в помещениях N 9 и N 11 по техническому паспорту от 12 июля 2022 года (нарушение части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 8.1.12 СП 1.13130.2009);
- на путях эвакуации допускается перепад высот менее 45 сантиметров в помещении N 11 по техническому паспорту от 12 июля 2022 года (нарушение части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 4.3.4 СП 1.13130.2009), о чем составлен акт внеплановой выездной проверки N 66-6-2022/0065ак.
Судья городского суда при рассмотрении дела переквалифицировал действия школы на часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав, что из постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск - начальника ОНДиПР ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области N 104 от 9 ноября 2021 года, которым школа привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключены нарушения иных требований пожарной безопасности, предусмотренных Федеральным законом N 123-ФЗ, которые вменены в рамках настоящего дела, в связи с чем отсутствует признак повторности совершения административного правонарушения, установленный частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы на постановление судьи городского суда, судья областного суда, установив, что МБОУ СОШ N 215 постановлением главы администрации ГО "Среднеуральск" от 04 апреля 2012 года N 227 разрешено использование жилого здания под нежилое, данное постановление не признано незаконным, выданы лицензии на осуществление в данном здании образовательной деятельности, при этом предметом оценки деятельности лицензиата являлись, в том числе, и оценка пожарного состояния здания школы и соблюдение правил пожарной безопасности, лицензии не отозваны и не признаны недействующими, ежегодно на протяжении с 2015 года по 2022 год членами комиссии, в состав которой входило должностное лицо государственного пожарного надзора, производился осмотр данного здания на предмет его готовности к учебному году и давалось заключение о соответствии пожарного состояния, пришел к выводу о том, что в действиях школы отсутствует состав вмененного административного правонарушения, в связи с чем, решением от 01 февраля 2023 года отменил постановление судьи городского суда от 12 декабря 2022 года, производство по делу прекратил на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи апелляционной инстанции нельзя признать верными.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
МБОУ СОШ N 215 привлечено к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, выразившихся в числе прочего, в отсутствие источников противопожарного водоснабжения, нарушении требований, предъявляемых к эвакуационным путям и выходам здания. Поскольку дальнейшая эксплуатация здания школы с нарушением норм и правил противопожарной безопасности не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области противопожарной защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью учащихся и работников МБОУ СОШ N 215, выданное ранее разрешение на использование жилого здания под нежилое, наличие лицензии на осуществление в данном здании образовательной деятельности, ежегодная, начиная с 2015 года, оценка готовности здания к учебному году, в том числе о соответствии пожарного состояния, правового значения для квалификации действий юридического лица не имеет, ни событие административного правонарушение, ни наличие состава административного правонарушения не исключает.
В этой связи приведенные судьей областного суда мотивы с учетом требований приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не являются достаточными для вывода об отсутствии в действиях МБОУ СОШ N 215 состава вменяемого правонарушения.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены случаи вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение. В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что на момент рассмотрения протеста в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции не истек срок давности привлечения школы к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 данного Кодекса подлежит направлению в Свердловский областной суд на новое рассмотрение жалобы МБОУ СОШ N 215, поданной на постановление судьи Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 12 декабря 2022 года.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные доводы сторон и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в части обоснованности переквалификации действий МБОУ СОШ N 215 с части 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", а также с учетом имеющегося в материалах дела постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск - начальника ОНДиПР ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области N 104 от 09 ноября 2021 года, измененное решением судьи Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 09 февраля 2022 года, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Свердловского областного суда от 01 февраля 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 215 с углубленным изучением отдельных предметов, отменить.
Дело направить в Свердловский областной суд на новое рассмотрение.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции И.М. Вдовиченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.