Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 49 судебного района г. Кургана от 28 ноября 2022 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 23 января 2023 года, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 49 судебного района г. Кургана от 28 ноября 2022 года (N 5-1368/2022), оставленным без изменения решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 23 января 2023 года (N 12-54/2023), ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО4. ставит вопрос об отмене судебных решений, прекращении производства по делу.
"данные изъяты" "данные изъяты", уведомленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, возражения на нее не представил.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 05 апреля 2023 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно п. 2.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила), при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.
Под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
В силу п. 2.6.1 Правил если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.
Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.
Исходя из положений п. 2.5, 2.6, 2.6.1 Правил, оставить место дорожно-транспортного происшествия без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения в результате такого происшествия вреда только имуществу и отсутствия между ними разногласий на предмет характера, перечня и оценки полученных повреждений.
В соответствии с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Как усматривается из материалов дела, 16 сентября 2022 года в 11 часов 20 минут по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, д. 14, стр. 9 водитель ФИО5 управляя автомобилем Фольксваген Поло, государственный регистрационный знак "данные изъяты", допустил столкновение с автомобилем Хендай Солярис, государственный регистрационный знак "данные изъяты", после чего в нарушение требований п. 2.5 Правил оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, приведенными в обжалуемых судебных актах, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия ФИО6. правомерно квалифицированы по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 указанного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что в действиях ФИО7. отсутствует состав административного правонарушения, факт дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля Фольксваген Поло, государственный регистрационный знак "данные изъяты", под управлением ФИО9 не установлен, в материалах нет прямых доказательств вины ФИО8 в случившемся дорожно-транспортном происшествии, заключение эксперта и письменные объяснения "данные изъяты". являются недопустимыми доказательствами, были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемых судебных актах и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО10. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.
Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной нормой, судье в каждом случае необходимо устанавливать вину водителя в оставлении им места дорожно-транспортного происшествия, учитывая при этом конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть подтверждены любыми полученными с соблюдением требований закона доказательствами, в том числе показаниями свидетелей (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Оснований полагать, что ФИО11. как водитель не был осведомлен о факте дорожно-транспортного происшествия, действовал без умысла, с учетом самой дорожной ситуации, не имеется. В частности, как следует из видеозаписи, для ФИО12И. было очевидным, что он является участником дорожно-транспортного происшествия, поскольку при движении автомобиля Фольксваген в непосредственной близости с автомобилем Хендай, автомобиль Хендай качнулся, что свидетельствует о столкновении, после чего водитель автомобиля Фольксваген сдал назад и, объехав автомобиль Хендай, оставил место происшествия. Являясь участником дорожного движения - водителем транспортного средства, ФИО13 обязан знать и соблюдать Правила, в том числе п. 2.5 Правил.
Оставив место дорожно-транспортного происшествия, ФИО14. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, за что обоснованно привлечен к административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы установленные мировым судьей обстоятельства совершения административного правонарушения соответствуют диспозиции ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и не противоречат п. 2.5 ПДД РФ.
Утверждение в жалобе о том, что заключение эксперта не подтверждает факт причинения вреда автомобилю Хендай Солярис, государственный регистрационный знак "данные изъяты", основан на неверной оценке содержания указанного заключения. При производстве экспертизы экспертом были установлены повреждения, образовавшиеся при контактировании вышеуказанных автомобилей. Заключение эксперта получило надлежащую оценку судей нижестоящих судов, изложенную в обжалуемых судебных актах.
Вопреки доводам жалобы, о том, что письменные объяснения "данные изъяты". являются недопустимым доказательством, поскольку данное лицо не предупреждено об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, несостоятельны и опровергаются материалами дела. В бланке письменных объяснений "данные изъяты" имеется соответствующая отметка о предупреждении ее об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ инспектором ОБДПС "данные изъяты" Указание заявителя на то, что "данные изъяты". не была вызвана и опрошена в судебном заседании, не является основанием для удовлетворения жалобы и не влияют на правильность выводов судебных инстанций о виновности ФИО15 в совершении административного правонарушения.
Действия ФИО16. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и положениями законодательства в области безопасности дорожного движения.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и ненаступление в результате допущенного нарушения последствий сами по себе не свидетельствуют о малозначительности деяния.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 25 апреля 2001 года N 6-П и Определение от 7 декабря 2010 года N 1702-О-О), закон, закрепляя обязанность лица, управляющего транспортным средством, под угрозой наказания оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия, связывает данную обязанность с интересами всех участников дорожного движения и необходимостью обеспечения выполнения ими взаимных обязательств, порождаемых фактом дорожно-транспортного происшествия. Это обусловлено в том числе характером отношений, складывающихся между водителем, управляющим транспортным средством как источником повышенной опасности, и другими участниками дорожного движения, и не противоречит конституционно-правовому требованию о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации). Устанавливая ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством, государство реализует свою конституционную обязанность защищать достоинство человека, его права и свободы, в том числе право на жизнь и здоровье, обеспечивать права потерпевших от преступления и компенсацию причиненного им ущерба.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу ФИО17 не усматривается. Его несогласие с оценкой доказательств, произведенной судьями в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, не может повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Постановление о привлечении ФИО18. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Райнль С.И. в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 49 судебного района г. Кургана от 28 ноября 2022 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 23 января 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО19, оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.