Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника муниципального унитарного предприятия "Советский Тепловодоканал" Берестовой И.П. на постановление мирового судьи судебного участка N1 Советского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 октября 2022 года, решение судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 ноября 2022 года вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия "Советский Тепловодоканал",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N1 Советского судебного района ХМАО - Югры N5-803-1101/2022 от 06.10.2022 (резолютивная часть постановления объявлена 03.10.2022) юридическое лицо - муниципальное унитарное предприятие "Советский Тепловодоканал" (далее - МУП "СТВК"), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 9.22 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 ноября 2022 года постановление мирового судьи изменено. Указано считать в описательно-мотивировочной части постановления, что муниципальное унитарное предприятие "Советский Тепловодоканал" не осуществило действий по частичному ограничению отбора газа в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате поставляемого газа ООО "Газпром Межрегионгаз Север", исключить из описательно-мотивировочной части постановления указание на то, что муниципальное унитарное предприятие "Советский Тепловодоканал" воспрепятствовало осуществлению ООО "ГМС" мероприятий по полному ограничению подачи газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения.
В остальной части постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника МУП "СТВК" Берестовой И.П. без удовлетворения.
В настоящей жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник МУП "СТВК" Берестова И.П. выражает несогласие с судебными решениями, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 7 статьей 9.22 КоАП РФ установлена ответственность за неосуществление потребителем газа действий по полному или частичному ограничению отбора газа в случаях, предусмотренных законодательством о газоснабжении, либо воспрепятствование осуществлению поставщиком и (или) газораспределительной организацией мероприятий по полному или частичному ограничению подачи (поставки) газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения.
Как следует из материалов дела, между ООО "Газпром Межрегионгаз Север" и МУП "СТВК" заключен договор поставки газа N "данные изъяты" от
на период с 01.01.2021 по 31.12.2022.
В соответствии с п. 5.5.1 договора Потребитель принял на себя обязательства по оплате в срок до 18 числа месяца следующего за месяцем поставки.
Котельные NN 26 (Коммунистический), 22, 21, 20 (Агириш), 19 (Таёжный), 18 (Алябьевский), 17(Малиновский), 16А, 16, 15, 14 (Пионерский), 13А, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 (Советский) согласно представленным документам (договоры аренды от "данные изъяты", Приказ о передаче имущества N "данные изъяты", акты приемки-передачи объектов) эксплуатируются МУП "СТВК".
В период действия вышеуказанного договора, в нарушение его условий и требований законодательства, МУП "СТВК" были допущены неоднократные нарушения сроков оплаты газа, сформирована задолженность за поставленный газ, что подтверждается Актом Сверки взаимных расчетов между ООО "Газпром Межрегионгаз Север" с МУП "СТВК" к договору поставки газа за период с 01.01.2022 по 07.06.2022.
В связи с неоднократным (более 3-х раз в течение 12-ти месяцев) нарушением МУП "СТВК" предусмотренных договором сроков оплаты (п.п. 2.1 договора), ООО "Газпром Межрегионгаз Север" направило в адрес МУП "СТВК" уведомление о введении полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа от 21.03.2022 Nmx-h/2046/22, от 11.04.2022 Nmx- и/2715/22, от 19.04.2022 Nmx-h/2936/22, уведомление о переносе процедуры ограничения поставки газа от 21.04.2022 Nmx-h/3065/22 на 16.05.2022 на 10-00.
В связи с тем, что МУП "СТВК" в соответствии с приложением к Правилам ограничения подачи (поставки) и отбора газа относится к категории потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, поставщик ООО "Газпром Межрегионгаз Север" направил 21.04.2022 уведомление об ограничении поставки газа к 16.05.2022, то есть с соблюдением срока, предусмотренного в п.8 вышеуказанных Правил.
В период с 16 по 20 мая 2022 года, МУП "СТВК" находящееся по адресу: ул. 50 лет Пионерии д. 10, г. Советский ХМАО - Югры, являясь на основании договора поставки газа N "данные изъяты" от 15 января 2021 года потребителем газа, не осуществило действий по частичному ограничению отбора газа, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате поставляемого газа обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Север" (далее - ООО "ГМС") более чем за 3 периода платежей, а также воспрепятствовало осуществлению ООО "ГМС" мероприятий по частичному ограничению подачи газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения.
Факт совершения МУП "СТВК" административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, которым судьей районного суда дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемый акт и изменяя постановление мирового судьи, судья районного суда пришел к выводам о том, что общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
Доводы жалобы о том, что требование и действия ООО "Газпром межрегионгаз Север" по полному ограничению потребления газа являются незаконными, не влекут отмены судебных актов.
Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, определены Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 162, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Пунктом 32 Правил поставки предусмотрено, что стороны исполняют договорные обязательства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами и правовыми актами Российской Федерации и Правилами поставки.
Частью 2 статьи 546 ГК РФ также предусмотрено, что прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно пункту 121 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), (далее - Постановление Правительства РФ N 354) ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положениям предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
Подпунктом "б" пункта 122 Постановления Правительства РФ N 354 установлен запрет на действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг, которые приводят к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям определен Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 года N 1245 (далее - Правила).
Основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа в соответствии с пунктом 2 п.п. "е" Правил ограничения являются, в том числе полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев (подпункт "г").
Основаниями для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа в соответствии с пунктом 3 п.п. "г" Правил ограничения являются, в том числе полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев.
В пункте 11 Правил указано, что потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
Подпунктом "в" пункта 12 Правил предусмотрена процедура исполнения пункта 11 Правил путем предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа.
Следовательно, Правила ограничения предусматривают обязанность для потребителя, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженность, по обеспечению бесперебойного ресурсоснабжения данных абонентов.
Согласно пункту 13 Правил в случае непредставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
Непредоставление потребителем поставщику газа сведений, указанных в подпункте "в" пункта 12 Правил, свидетельствует о ненадлежащем исполнении потребителем газа своих обязательств по обеспечению бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, которые подключены к сетям данного потребителя.
В связи с этим, в рассматриваемом случае поставщик газа был вправе ввести ограничение подачи (поставки) газа.
С учетом приведенных норм права и обстоятельств дела, того, что фабула части 7 статьи 9.22 КоАП РФ предусматривает ответственность, в том числе, за неосуществление частичного ограничения отбора газа в случаях, предусмотренных законодательством о газоснабжении, судья районного суда пришел к верному выводу о необходимости изменения постановления мирового судьи, так как несмотря на полученное уведомление от 21.04.2022 об ограничении потребления газа, МУП "СТВК" не произвело самостоятельное частичное ограничение потребления газа.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Жалоба не содержит доводов, которые не были проверены при рассмотрении дела и ставили под сомнение законность и обоснованность состоявшегося судебного акта. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемого акта не является.
Постановление о назначении административного наказания соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, с соблюдением требований ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей назначено в соответствии с санкцией части 7 ст. 9.22 и с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N1 Советского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 октября 2022 года, решение судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 ноября 2022 года вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия "Советский Тепловодоканал", оставить без изменения, жалобу защитника муниципального унитарного предприятия "Советский Тепловодоканал" Берестовой И.П. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.