Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 2 ноября 2022 года по административному делу N2а-8426/2022 по административному иску прокурора г. Кургана в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г Кургана о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Феофиловой Л.В, пояснения представителя администрации г. Кургана Давыдовой Е.Е, на удовлетворении кассационной жалобы настаивавшей, представителя прокуратуры города Кургана Голованова И.И, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Кургана, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации города Кургана о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по установлению сроков отселения жильцов многоквартирного дома N "адрес", возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу решить вопрос о расселении жильцов из указанного дома в течении 6 месяцев со дня принятия соответствующего решения администрацией г. Кургана.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения жилищного законодательства установлено, что постановлением администрации города Кургана N 6298 от 27 сентября 2018 г. указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако срок расселения жильцов не установлен.
Решением Курганского городского суда от 20 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 02 ноября 2022 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по установлению сроков отселения жильцов многоквартирного дома N "адрес" Возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу решить вопрос об отселении жильцов из многоквартирного дома N "адрес" в течение 6 месяцев со дня принятия соответствующего решения администрацией города Кургана.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 01 февраля 2023 года представителем административного ответчика, со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значения для дела, поставлен вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении кассационной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судами на основании материалов дела установлено, что по результатам обследования многоквартирного дома по "адрес" вынесено заключение межведомственной комиссией при Администрации г. Кургана от 14 сентября 2018 г. N 1544 о наличии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Кургана от 27 сентября 2018 п N 6298 многоквартирный жилой дом N "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, Департаменту жилищно- коммунального хозяйства администрации города Кургана постановлено определить дальнейшее использование помещений многоквартирного дома и сроки отселения физических лиц; директору Департамента постановлено осуществить контроль за исполнением постановления.
В муниципальную адресную программу "Переселение граждан и" аварийного жилищного фонда в городе Кургане на период 2019-2025 годы, утвержденную постановлением администрации г. Кургана от 25 апреле 2019 г. N 2621, многоквартирный жилой дом N "адрес" не включен.
Собственникам жилых помещений в данном доме администрацией города Кургана направлены требования о сносе дома с различными сроками, крайним из которых является 31 декабря 2023 года, решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом и объектов недвижимости, расположенных на нем не принималось, оценка недвижимого имущества, подлежащего изъятию для муниципальных нужд не проводилась, соглашения об изъятии объектов недвижимости не направлялись, срок отселения жильцов из многоквартирного дома не установлен.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 3, 8, 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 47 и 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 (далее - Положение), установив, что аварийное техническое состояние конструкций многоквартирного дома представляет опасность для проживания в нем граждан, пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами согласился.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу абзаца второго п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 22 Постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что доказательств, опровергающих установленные по делу обстоятельства, равно как и свидетельствующих об устранении органом местного самоуправления угрозы жизни и здоровью проживающих в доме граждан, ответчиком вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлены, вывод суда о наличии правовых оснований для признания незаконным бездействия администрации города Кургана, выразившегося в непринятии мер по установлению сроков отселения жильцов из многоквартирного дома N "адрес" и возложении на администрацию г. Кургана обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу решить вопрос об отселении жильцов из указанного многоквартирного дома является верным.
При этом довод кассационной жалобы о делегировании полномочий администрации города в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Кургана, в связи с чем администрация г. Кургана является ненадлежащим ответчиком, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой оснований не имеется.
Между тем, доводы заявителя о необоснованном решении судом вопроса об установлении срока отселения, относящегося к исключительным полномочиям органа местного самоуправления, заслуживают внимания.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Статьей 7 Федерального закона от 9 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Жилищным кодексом Российской Федерации сроки отселения граждан из аварийных домов не урегулированы, однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
Как ранее указывалось, пунктами 47, 49 Положения определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Устанавливая срок отселения жильцов в течение 6 месяцев со дня принятия администрацией г. Кургана соответствующего решения, суд первой инстанции вышел за пределы своей компетенции, подменил своим решением решение уполномоченного органа местного самоуправления, которое в отношении жилого дома не принималось.
При этом последствием вынесения судом решения о признании бездействия администрации г. Кургана в оспариваемой части незаконным является возложение обязанности решить вопрос об отселении с принятием соответствующего решения. Данная обязанность в силу части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предписаний пункта 49 Положения обязывает административного ответчика принять решение с установлением разумного срока отселения физических лиц, а в случае установления иного срока, не отвечающего требованиям разумности, жилищные права граждан могут быть защищены иным предусмотренным законом способом.
Судом апелляционной инстанций приведенное нарушение оставлено без внимания и должной правовой оценки.
Изложенное не позволяет в указанной части признать постановленные по делу судебные акты законными и обоснованными, так как они приняты при неправильном применении норм материального права, повлекшем принятие незаконных судебных постановлений, что является в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для их отмены в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отменяя обжалуемые судебные акты в части возложения на администрацию города Кургана обязанности установить срок отселения жильцов из многоквартирного дома N "адрес" в течение шести месяцев со дня принятия соответствующего решения, считает необходимым принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Иных доводов, свидетельствующих о допущении судами нарушения норм материального и процессуального права, кассационная жалоба не содержит.
Довод кассационной жалобы о пропуске административным истцом срока на обращение с административным иском являлся предметом оценки суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонен.
На основании пункта 1.1. статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие.
Поскольку при принятии постановления администрации г. Кургана от 27 сентября 2018 года N 6298 предусмотренная законом обязанность по установлению срока отселения административным ответчиком не исполнена, на момент обращения прокурора с административным иском не прекратилась, срок обращения с административным иском не пропущен.
Предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены судебных актов в полном объеме в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 2 ноября 2022 года в части возложения на администрацию города Кургана обязанности установить срок отселения жильцов из многоквартирного дома N "адрес" в течение шести месяцев со дня принятия соответствующего решения - отменить.
В указанной части принять новое решение, которым в удовлетворении данных требований прокурора отказать.
В остальной части названные решение и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Кургана - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 марта 2023 года
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.