Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплосети" на решение Пермского краевого суда от 6 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2022 года по административному делу N3а-351/2022 по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Теплосети" о признании не действующим в части приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 года N 46-02-04-12 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края".
Заслушав доклад судьи Феофиловой Л.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Москвитина Н.Н, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Приказом Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 года 46-02-04-12 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края" в нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, утвержденные приказом Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 16 декабря 2019 года N 24-02-46-149 внесены изменения, в том числе, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно на территории 13 климатического района Пермского края для 1- этажных домов со стенами из панелей, блоков; для 3-4-этажных домов со стенами из камня, кирпича; для 5-9-этажных домов со стенами из камня, кирпича; для 5-9-этажных домов со стенами из панелей, блоков (далее - Приказ от 10 февраля 2022 года 46-02-04-12).
Данный приказ 14 февраля 2022 года опубликован в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края. Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 6 и на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края http://mgkhb.pennlcrai.ru.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплосети" (далее также ООО "Теплосети", Общество) обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее также - МТРиЭ Пермского края, Министерство) о признании не действующим со дня принятия пункта 1.2 Приказа от 10 февраля 2022 года N 46-02-04-12 в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению:
-в жилых помещениях 1-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков на территории 13 климатического района Пермского края;
- в жилых помещениях 3-4-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича на территории 13 климатического района Пермского края;
- в жилых помещениях 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича на территории 13 климатического района Пермского края;
- в жилых помещениях 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков на территории 13 климатического района Пермского края.
В обоснование иска указали, что при проведении расчётов методом аналогов Министерством не соблюден порядок измерений и снятия показаний приборов учета, отсутствовал необходимый объем выборки многоквартирных (жилых) домов. При применении расчётного метода допущены ошибки: приняты показатели температуры, не соответствующие информации органов гидрометеослужбы, допущены арифметические ошибки, что привело к применению заниженных нормативов, причиняет убытки административному истцу, как организации, оказывающей услугу по отоплению в г. Красновишерске.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края.
Решением Пермского краевого суда от 6 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2022 года, административные исковые требования удовлетворены. Суд признал не действующим со дня принятия пункт 1.2 Приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 года N 46-02-04-12 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края" в части утверждения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению:
-в жилых помещениях 1-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков на территории 13 климатического района Пермского края;
- в жилых помещениях 3-4-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича на территории 13 климатического района Пермского края;
- в жилых помещениях 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича на территории 13 климатического района Пермского края;
- в жилых помещениях 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков на территории 13 климатического района Пермского края.
Возложил на Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом не действующим в части, с учётом доводов, изложенных в мотивировочной части решения суда, в течение трех месяцев.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 08 февраля 2023 года представителем административного истца поставлен вопрос об изменении судебных актов путем исключения из мотивировочной части выводов о правомерности применения при расчете норматива расчетным методом значения tро (расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления) на основании сведений СП 131.13330.2020.Строительная климатология, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 859/пр), а не по данным органов метеорологической службы в виде средней температуры воздуха наиболее холодной пятидневки, о правомерности применения при расчете норматива расчетным методом значения nо (продолжительность отопительного периода (суток в год)) за один отопительный период, а не пять отопительных периодов подряд, о правомерности применения при расчете норматива расчетным методом сведений о tсро (среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период), tро (расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления), nо (продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8° С и ниже) с метеостанций в г. Чердынь и г. Губаха, без учета сведений с метеостанции п. Вая.
Указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят во исполнение решения Пермского краевого суда от 18 мая 2021 года и апелляционного определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 октября 2021 года по делу 3а-101/2021, однако судами в указанной части проигнорированы выводы судов, сделанные ранее.
МТРиЭ Пермского края на кассационную жалобу поданы возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении кассационной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу ч. 2 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
ООО "Теплосети" является теплоснабжающей организацией и оказывает услуги по отоплению жилых помещений в многоквартирных (жилых) домах, расположенных в 13 климатическом районе на территории Пермского края.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе отопления определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
Оспариваемый Приказ от 10 февраля 2022 года 46-02-04-12 принят Министерством в качестве заменяющего нормативного правового акта в связи с признанием решением Пермского краевого суда от 18 мая 2021 года недействующим со дня принятия приказа МТРиЭ Пермского края от 16 декабря 2019 года N СЭД-24-02-46-149 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода".
Разрешая административное дело, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что Приказ от 10 февраля 2022 года 46-02-04-12 принят уполномоченным органом с соблюдением порядка его принятия и введения в действие.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь положениями части 9.2 статьи 156 и части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктами 10, 11, 13, 19, 31, 35, 36-38, 43, 44 Правил N 306, установив, что оспариваемые положения Приказа от 10 февраля 2022 года 46-02-04-12 противоречат части 9.2 статьи 156, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктам 36, 37, 44 Правил N 306 статей 1, 51, 55, 72, 75, 76 Конституции Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В оспариваемой части судом сделаны выводы об обоснованном определении Министерством показателя tро (расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления) исходя из показателя климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, утвержденных для ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются в таблице 3.1 СП 131.13330.2020. Свод правил. Строительная климатология. СНиП 23-01-99*; показателя nо (продолжительность отопительного периода (суток в год) - по информации Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды для ближайших метеостанций в г. Чердынь и в г. Губаха продолжительностью 230 дней, также суд согласился с принятием названных показателей, а также сведений о tсро (среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период), по данным метеостанций в г. Чердынь и г. Губаха, без учета сведений метеостанции п. Вая.
Проверяя решение суда первой инстанции по доводам жалобы МТРиЭ Пермского края, суд апелляционной инстанции с его выводами согласился.
ООО "Теплосети" решение Пермского краевого суда в апелляционном порядке обжаловано не было.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с указанными выводами не усматривает, поскольку они сделаны на основе правильного применения к рассматриваемым правоотношениям норм материального права, соответствуют установленным судами обстоятельствам дела, подтверждены собранными по административному делу доказательствами.
Оспариваемые нормативы определены расчетным методом по формулам, предусмотренным разделом II приложения N 1 к Правилам N 306.
В соответствии с пунктом 19 приложения N I к Правилам N 306 количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле (19) с учетом показателей:
qmax - часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал/час);
tвн - температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома (°C);
tсро - среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (°C);
tро - расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (°C);
nо - продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °C и ниже;
Количественные значения tвн, tсро, tро и случаи их применения определяются в соответствии с пунктом 44 Правил.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 306 температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений принимается к расчету согласно значениям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг.
Среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.
Ограничений для использования значений tсро и tро из разных источников (по данным гидрометеорологической службы и из СП 131.13330.2020. Свод правил. Строительная климатология. СНиП 23-01-99*) положения пункта 44 Правил N 360 не содержат.
Показатель tро определен регулирующим органом, исходя из буквального толкования порядка определения расчетной температуры наружного воздуха в целях проектирования систем отопления, установленного абзацами 3 и 4 пункта 44 Правил и принят равным параметру ближайшего населенного пункта, в отношении которого таблицей 3.1 СП 131.13330.2020. Свод правил. Строительная климатология. СНиП 23-01-99* такой параметр установлен.
При этом город Чердынь, показатель tро для которого принят Министерством в расчете, также относится к 13 -му климатическому району, а в соответствии с ответом Пермского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 11 октября 2021 года на запрос МТРиЭ Пермского края, ближайшей метеостанцией относительно Красновишеровского городского округа, в пределах которого административный истец осуществляет свою деятельность, является метеостанция Чердынь.
Использование данных о продолжительности отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °C и ниже за период, непосредственно предшествующий утверждению норматива, с учетом целей расчета, а также в отсутствие в Правилах N 306 указаний на его определение путем установления среднего значения за 5 лет, положениям Правил N 306 не противоречит.
В соответствии с решением Пермского краевого суда от 18 мая 2021 года по делу N 3а-101/2021 МТРиЭ Пермского края при определении nо использованы данные гидрометеорологической службы.
Указания на необходимость использования при определении количественных значений климатических параметров tсро, tро и nо сведений от трех метеостанций, расположенных в 13-м климатическом районе, решение Пермского краевого суда от 18 мая 2021 года по делу N 3а-101/2021 не содержит.
Судами правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - ранее принятым судебным актам с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, связанных с рассмотрением конкретного дела.
Неправильного применения норм процессуального права судами также не допущено.
Ссылки Общества на судебную практику по другим административным делам не свидетельствуют о неправильном разрешении настоящего дела, а также о допущенных при его рассмотрении существенных нарушениях, повлекших принятие незаконных решений.
Обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а высказанная судом позиция в рамках конкретного спора не является обязательной при разрешении внешне тождественных дел.
Предусмотренных ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Пермского краевого суда от 6 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплосети" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05 марта 2023 года
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.