Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Печенкиной Н.А, судей Тетюева С.В, Вдовиченко И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Юриной Валерии Олеговны на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 21 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 03 октября 2022 года по административному делу N 2а-1778/2022 по административному исковому заявлению Юриной Валерии Олеговны о признании незаконными действий администрации Сосновского муниципального района Челябинской области по отказу в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, объяснения административного истца и представителя заинтересованного лица ООО "Бахус" Юриной В.О, ее представителя Тупика А.Н, поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
"данные изъяты" "данные изъяты". обратилась в суд с административным иском к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконными действий по отказу в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 710 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", и земельного участка площадью 461 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты"; возложении обязанности устранить допущенное нарушение и предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования указанных земельных участков - рынки (размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарки, рынок, базар)).
В обоснование иска указано, что "данные изъяты" "данные изъяты". является собственником двух земельных участков в СНТ " "данные изъяты"" и расположенных на них двух объектов капитального строительства (с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 328 кв.м и с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 90 кв.м). На общем собрании садоводов 19 марта 1999 года "данные изъяты" "данные изъяты". разрешено открытие продовольственного магазина в части садового дома (квартал "данные изъяты", участок "данные изъяты"). Согласно Правилам землепользования и застройки Алишевского сельского поселения от 29 декабря 2016 года N 71 указанные земельные участки относятся к зоне Ж-3 (зоне садоводства). К видам условно разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства относятся рынки (размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар)). "данные изъяты" "данные изъяты". обратилась в администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков, в чем ей было отказано письмом от 22 октября 2020 года N 2370 из-за несоответствия градостроительным регламентам. В связи с изменившимся правовым регулированием истец лишена возможности привести вид разрешенного использования земельных участков в соответствие с законом.
Определением Сосновского районного суда Челябинской области от 07 июня 2022 года произведена замена административного истца "данные изъяты" "данные изъяты". ее правопреемником Юриной В.О.
Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 21 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 03 октября 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 17 февраля 2023 года, административный истец Юрина В.О. просила указанные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что первоначально с заявлением об изменении условно разрешенного вида использования земельных участков "данные изъяты" "данные изъяты". обратилась к ответчику в период действия предыдущих правил землепользования и застройки, которые предусматривали рынки в качестве условно разрешенного вида использования земельных участков; объекты капитального строительства, расположенные на земельных участках истца, по площади соответствовали градостроительному регламенту; судами не дана оценка тому, что земельные участки были предоставлены "данные изъяты" "данные изъяты". до принятия Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Административным ответчиком представлены возражения на кассационную жалобу.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав административного истца и ее представителя, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному делу не имеется.
Как следует из собранных доказательств и установлено судами, постановлением главы Сосновского района Челябинской области от 21 декабря 2004 года N 1579 "данные изъяты" "данные изъяты". предоставлен в собственность земельный участок площадью 805 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в СНТ " "данные изъяты", для ведения садоводства. 02 июня 2005 года зарегистрировано право собственности "данные изъяты" "данные изъяты". на этот земельный участок, которому присвоен кадастровый номер "данные изъяты".
31 марта 2008 года за "данные изъяты" "данные изъяты". зарегистрировано право на садовый дом площадью 328 кв.м (назначение: нежилое), возведенный в 1999 году, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты" Право собственности зарегистрировано на основании постановления главы Сосновского района Челябинской области от 21 декабря 2004 года N 1579 и декларации об объекте недвижимого имущества от 30 января 2008 года.
Постановлением главы Сосновского муниципального района Челябинской области от 13 июля 2010 года N 6280 "данные изъяты" "данные изъяты". предоставлен в собственность земельный участок площадью 363 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты" из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: "данные изъяты", для ведения садоводства.
14 марта 2019 года за "данные изъяты" "данные изъяты". зарегистрировано право на садовый дом площадью 90, 1 кв.м (назначение: нежилое), возведенный в 2016 году, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты"
Из земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" образованы и 11 июня 2020 года поставлены на кадастровый учет земельный участок площадью 710 кв.м (кадастровый номер "данные изъяты") и земельный участок площадью 461 кв.м (кадастровый номер "данные изъяты"). В тот же день право собственности на эти участки зарегистрировано за "данные изъяты" "данные изъяты".
Решением общего собрания садоводов СНТ "Курчатовец" от 13 марта 1999 года "данные изъяты" "данные изъяты". разрешено открыть продовольственный магазин в садовом доме, расположенном на участке "данные изъяты".
"данные изъяты" года "данные изъяты" "данные изъяты". умерла; наследство, открывшееся после ее смерти, приняла "данные изъяты" Юрина В.О, которой 14 февраля 2022 года выданы свидетельства о праве на наследство по закону.
При жизни, 02 октября 2020 года, "данные изъяты" "данные изъяты". обратилась в администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков - размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарки, рынок, базар).
Письмом администрации Сосновского района Челябинской области от 22 октября 2020 года N 2370 "данные изъяты" "данные изъяты". отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Алишевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, утв. решением Совета депутатов Алишевского сельского поселения от 24 декабря 2019 года N 17, земельные участки расположены в зоне Сх-3 - зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, условно разрешенные виды использования в которой установлению не подлежат.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемые действия соответствуют закону, поскольку градостроительным регламентом территориальной зоны Сх-3 не установлены условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Положениями ст. 37 ГрК РФ предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч. 1). Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (ч. 2.1). Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 ГрК РФ (ч. 6).
На основании ч. 1 ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства", утв. постановлением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 14 мая 2020 года N 769, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие запрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства градостроительным регламентам (п. 2.15).
Установив, что градостроительным регламентом территориальной зоны Сх-3 не установлены условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, суды нижестоящих инстанции пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение соответствует вышеприведенным правовым нормам.
В ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", утратившего силу с 01 января 2019 года, закреплялось, что садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что садовый земельный участок - это земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей; садовый дом - это здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
В силу ч. 24 ст. 54 указанного закона изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается.
Из материалов дела следует, что земельные участки, принадлежащие в настоящее время Юриной В.О, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, входят в состав садоводческого некоммерческого товарищества, предоставлены для ведения садоводства, на них расположены объекты капитального строительства - садовые дома, поэтому фактическое их использование (или одного из них) в качестве магазина на основании решения общего собрания садоводов СНТ "Курчатовец" не свидетельствует о наличии оснований для предоставления административным ответчиком разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, не установленный градостроительным регламентом.
Доводы жалобы о том, что первоначально с заявлением об изменении условно разрешенного вида использования земельных участков "данные изъяты" "данные изъяты". обратилась к ответчику в период действия предыдущих правил землепользования и застройки, которые предусматривали рынки в качестве условно разрешенного вида использования земельных участков, о незаконности оспариваемого решения и обжалуемых судебных актов не свидетельствуют. Заявление "данные изъяты" "данные изъяты". от 04 декабря 2019 года об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной торговли (магазин) рассмотрено администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области, 26 декабря 2019 года на него дан ответ, который в установленном законом порядке оспорен не был.
При этом Правилами землепользования и застройки Алишевского сельского поселения, утв. решением Совета депутатов Алишевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 29 декабря 2016 года N 71, для территориальной зоны Ж-3 (зоны садовых и дачных участков) в качестве одного из условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства предусматривались рынки (размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв.м; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка) (код 4.3).
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 (далее - Классификатор), такой вид разрешенного использования, как магазины (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв.м), учитывался отдельно (код 4.4) и в вышеуказанных правилах землепользования и застройки для территориальной зоны Ж-3 отсутствовал. Поэтому подлежат отклонению доводы жалобы о том, что объекты капитального строительства, расположенные на земельных участках истца, по площади соответствовали градостроительному регламенту; эти объекты, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), являются садовыми домами, а не магазинами, которые к тому же согласно Классификатору к рынкам не относятся.
Вопреки доводам жалобы земельные участки были предоставлены в собственность "данные изъяты" "данные изъяты". после вступления в силу ЗК РФ, при предоставлении органом местного самоуправления было определено их разрешенное использование - для ведения садоводства. Положения п. 4 ст. 85 ЗК РФ и ч. 8 ст. 36 ГрК РФ применению не подлежат, поскольку вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" (для ведения садоводства), как и указанное в ЕГРН наименование расположенных на них объектов капитального строительства (садовые дома), соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Сх-3.
Кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о незаконности обжалуемых судебных актов. Предусмотренных ст. 328 КАС РФ оснований для их отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сосновского районного суда Челябинской области от 21 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 03 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Юриной Валерии Олеговны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.