Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Феофиловой Л.В, Кокоевой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Щукиной Оксаны Валерьевны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 21 декабря 2022 года по административному делу N 2а-2865/2022 по административному исковому заявлению Щукиной Оксаны Валерьевны к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании решения незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
Заслушав доклад судьи Феофиловой Л.В, пояснения представителя административного истца Сабаниной Н.С, на удовлетворении кассационной жалобы настаивавшей, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Щукина О.В. на основании распоряжения администрации Тюменского муниципального района от 20 октября 2008 года N 3093 ро, договора аренды земельного участка от 28 октября 2008 года является арендатором земельного участка площадью 1 786 кв.м. по адресу: "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства. Пунктом 3.1.3 данного договора предусмотрено право арендатора на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 20 февраля 2022 года Щукина О.В. признана собственником индивидуального жилого дома площадью 71, 1 кв.м, по адресу: "данные изъяты". Решение суда вступило в законную силу 01 марта 2022 года.
13 апреля 2022 года Щукина О.В. обратилась в Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее также - Департамент) с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1 786 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты" в собственность для ведения личного подсобного хозяйства на основании пункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного Кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления Департаментом административному истцу направлено письмо от 26 апреля 2022 года N 220426058/10-3 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку, согласно имеющейся информации, испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель, находящихся в собственности Российской Федерации, у Департамента отсутствуют полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Щукина О.В. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Тюменской области, содержащийся в письме исх. N 220426058/10-3 от 26 апреля 2022 года, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1786 кв.м. по адресу: "данные изъяты"
Требования мотивированы тем, что Щукина О.В. является собственником индивидуального жилого дома, строительство которого произведено в соответствии с условиями договора аренды земельного участка от 28 октября 2008 года N 17-03/262, заключенного с администрацией Тюменского муниципального района. Отказ Департамента не соответствует закону и нарушает исключительное право Щукиной О.В. на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность.
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 05 августа 2022 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области изложенное в письме от 26 апреля 2022 года N 220426058/10-3 об отказе в предоставлении Щукиной О.В. земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты" в собственность за плату.
На Департамент имущественных отношений Тюменской области возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Щукиной О.В. путем повторного рассмотрения заявления Щукиной О.В. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты" в собственность за плату.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 21 декабря 2022 года решение Тюменского районного суда Тюменской области от 05 августа 2022 года отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 07 марта 2023 года представителем административного истца, со ссылкой на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, поставлен вопрос об отмене апелляционного определения и направлении дела новое рассмотрение. Указывает, что выводы суда апелляционной инстанции о нахождении земельного участка на землях лесного фонда не соответствует обстоятельствам дела. Суд апелляционной инстанции при вынесении апелляционного определения не применил часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", что привело к нарушению принципа законности и справедливости.
Департаментом имущественных отношений Тюменской области на кассационную жалобу поданы возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении кассационной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия находит апелляционное определение подлежащим отмене исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ, мотивированный принадлежностью испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда, не соответствует положениям статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает исключительное право истца на приобретение земельного участка в собственность. Доказательств расположения спорного земельного участка в зоне лесного фонда Департаментом имущественных отношений Тюменской области, Департаментом лесного комплекса Тюменской области не представлено, тогда как представленными в материалы дела выпиской из ЕГРН от 07 июня 2022 года, фрагментами плана р.п. Винзили по состоянию на 1992 год, Генерального плана и Правил землепользования и застройки р.п. Винзили подтверждается, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах населённого пункта и используется для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок предоставлен административному истцу в аренду в 2008 году, используется по его назначению, административные органы с 2008 года принимали арендную плату за земельный участок с категорией земель: для ведения личного подсобного хозяйства, претензий и правопритязаний в отношении спорного земельного участка административному истцу не поступало, на земельном участке возведен индивидуальный жилой дом, на который за административным истцом признано право собственности. Руководствуясь положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 1, статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 4 статьи 14 Федерального Закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", частей 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" пришел к выводу о незаконности отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату по основаниям, указанным в письме Департамента от 26 апреля 2022 года.
Разрешая вопрос о способе восстановления права Щукиной О.В. в данном административном деле, суд пришел к выводу об устранении допущенных нарушений прав административного истца путем возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть ее заявление.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, истребовав дополнительные доказательства, установил, что земельный участок полностью находится на землях лесного фонда. Руководствуясь частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Закона Тюменской области от 05 октября 2001 года N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", признав информацию о земельном участке, содержащуюся в ЕГРН, не влияющей на объем прав административного ответчика по распоряжению земельным участком, пришел к выводу об отсутствии у Департамента полномочий на распоряжение земельным участком, законности оспариваемого решения.
Однако данные выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать обоснованными.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на указанные в пункте 1 статьи 7 названного Кодекса категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Лесоустройство, в силу части 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации, проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса, согласно которой лесничества и лесопарки также располагаются на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель") отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Частью 3 статьи 14 названного Федерального закона предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила указанной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 08 августа 2008 года:
1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;
2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;
3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка (часть 4).
Положения части 4 указанной статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года (часть 5).
В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу данного Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков (часть 10).
Конституционным Судом Российской Федерации в определениях N 1793-0 и N 1994-0 от 21 сентября 2017 года указано, что Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" принят для преодоления противоречивого толкования положений Лесного кодекса Российской Федерации в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, федеральный законодатель исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра, то есть у добросовестных приобретателей.
Вступившим в законную силу решением Тюменского областного суда от 03 июня 2021 года признано недействующим распоряжение Главного управления строительства Тюменской области от 29 апреля 2020 года N 46-р "Об утверждении Генерального плана Винзилинского муниципального образования Тюменского муниципального района" в части включения в границы населенного пункта лесных участков категории "земли лесного фонда", в том числе ряда территорий, находящихся в п. Винзили, включая расположенное на территории Тюменского лесничества урочище Богандинское Богандинского участкового лесничества квартал 1 выдел 1-93.
Согласно представленным в дело материалам лесоустройства и лесного реестра испрашиваемый земельный участок расположен в границах квартала N 1 выдел 3 урочища Богандинское Богандинского участкового лесничества Тюменского лесничества.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Щукиной О.В. предоставлен земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", поставленный на кадастровый учет 22 декабря 2005 года, площадью 1 786 кв.м. по адресу: "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилых зданий сроком по 19 октября 2011 года на основании постановления администрации муниципального района от 20 октября 2008 года N 3093. 01 июня 2012 года сторонами договора аренды подписано соглашение о продлении срока договора аренды по 19 октября 2014 года, соглашением от 04 декабря 2014 года срок продлен по 19 октября 2017 года.
04 апреля 2022 года осуществлена регистрация права собственности административного истца на жилой дом по указанному адресу на основании вступившего в законную силу решения Тюменского районного суда Тюменской области от 20 января 2022 года.
Согласно карте функциональных зон Генерального плана Винзилинского муниципального образования Тюменского муниципального района, утвержденного распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 29 апреля 2020 года N 46 - р, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Винзилинского муниципального образования Тюменского муниципального района, утвержденных распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 09 июня 2020 года N 66-р, данный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Согласно выписке из ЕГРН от 30 июня 2022 года на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" имеет следующие характеристики: категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества и садоводства, зарегистрировано ограничение прав в виде аренды в пользу Щукиной О.В..
Из сообщения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" от 15 ноября 2021 года следует, что учреждением проведена проверка сведений ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", сведения ЕГРН о координатах характерных (поворотных) точек границ земельного участка соответствуют материалам реестрового дела, технические ошибки отсутствуют.
Учитывая установленные обстоятельства в соответствии с действующими нормами права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения Департамента, изложенного в письме от 26 апреля 2022 года N 220426058/10-3.
Данный вывод суда первой инстанции и избранный им способ восстановления нарушенного права требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не противоречат.
Отнесение испрашиваемого земельного участка в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, к землям лесного фонда, исключение решением Тюменского областного суда от 03 июня 2021 года территории, на которой расположен земельный участок, из границ населенного пункта, с учетом установленных по делу обстоятельств и положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", об обратном не свидетельствует.
Решение Тюменского областного суда от 03 июня 2021 года принято в порядке абстрактного нормоконтроля, не исполнено, в соответствии с данными ЕГРН, земельный участок с момента формирования и постановки на кадастровый учет 22 декабря 2005 года относится к землям населенных пунктов.
При таких данных апелляционное определение нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем оно подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 21 декабря 2022 года отменить, оставить в силе решение Тюменского районного суда Тюменской области от 05 августа 2022 года.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03 мая 2023 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.