Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Чирковой Т.Н., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу Акбашева Флюра Сайфелгазимовича на определение судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 октября 2022 года и апелляционное определение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 марта 2023 года по вопросу принятия административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Акбашев Ф.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействия) отдела судопроизводства Югорского районного суда, выразившихся в невозврате оригиналов документов, возложении обязанности устранить допущенное нарушение его прав.
Определением судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 марта 2023 года, Акбашеву Ф.С. в принятии административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 30 марта 2023 года, Акбашев Ф.С, ссылаясь на допущенные нарушения норм процессуального права при решении вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда, ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов и о направлении административного иска на рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании статьи 327? Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена единолично без проведения судебного заседания.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
Из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и др.).
Согласно части 1 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Из материала усматривается, что, отказывая в принятии административного искового заявления, судьи нижестоящих судебных инстанций руководствовались пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из того, что требование заявителя не подлежит разрешению в судах.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Такие основания для отказа в принятии административного иска в настоящем случае имелись.
Заявитель ставит вопрос о признании незаконным бездействия отдела судопроизводства Югорского районного суда, просит в порядке административного судопроизводства разрешить вопрос о выдаче ему документов из материалов гражданского дела.
В соответствии со статей 118 Конституции Российской Федерации суды Российской Федерации отнесены к органам судебной власти Российской Федерации, которая осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В силу части 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" одной из гарантий независимости судьи является предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, а также запрет, под угрозой ответственности, на чье бы то ни было вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия.
С учетом изложенного никакие действия (бездействие) судей, судебных органов и органов судейского сообщества, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства в порядке гражданского или административного судопроизводства. Иное означало бы незаконное вмешательство в деятельность судей, судебных органов и органов судейского сообщества.
Такое толкование согласуется с положениями части 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющими круг лиц, которые могут быть административными ответчиками по административным делам.
Действия сотрудников судебного органа в связи с применением положений статьи 72 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться предметом самостоятельного оспаривания в суде, поэтому судьи нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в принятии заявления Акбашева Ф.С.
Поскольку нарушений процессуальных норм при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству суда не допущено, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
При этом разрешение поставленного в ходатайстве заявителя вопроса о выдаче копий документов из материалов гражданского дела не относится к полномочиям судьи кассационной инстанции.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья кассационного суда
определил:
определение судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 октября 2022 года и апелляционное определение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Акбашева Флюра Сайфелгазимовича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.