Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Марченко А.А.
Судей Сапрыкиной Н.И, Храмцовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-963/2022 по иску Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Арамильского городского округа, акционерному обществу "Предприятие водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области" о возложении обязанности провести обследование сетей водоснабжения, провести их капитальный ремонт (замену), по кассационной жалобе Администрации Арамильского городского округа на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 04 октября 2022 года
Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятом по делу судебном акте, доводах кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сысертский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Арамильского городского округа о возложении обязанности провести обследование сетей водоснабжения в г. Арамиль, расположенных по адресам, указанным в иске, провести их капитальный ремонт (замену), указав, что износ водопроводных сетей Арамильского городского округа составляет 80% от общей протяженности трубопроводов, что приводит к высокой аварийности и перебоям в водоснабжении потребителей, длительные отключения холодного и горячего водоснабжения на территории Арамильского городского округа могут повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, а также привести к опасным социальным последствиям, связанным с нарушениями подачи воды.
Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 27 июня 2022 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 сентября 2022 года определено перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам производства суда первой инстанции, привлечь к участию в деле в качестве ответчика АО "Водоканал Свердловской области", исключив его из числа третьих лиц и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 04 октября 2022 года решение суда отменено, принят отказ от исковых требований в части возложения на Администрацию Арамильского городского округа обязанности в срок до 01 июля 2022 года провести обследование сетей водоснабжения, расположенных по адресам, указанным в исковом заявлении, с целью установления процента износа и необходимости проведения их капитального ремонта (замены), производство делу в указанной части прекращено. Вынесено новое решение, которым исковые требования Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Арамильского городского округа, АО "Водоканал Свердловской области" о возложении обязанности провести капитальный ремонт (замену) сетей водоснабжения удовлетворены, на Администрацию Арамильского городского округа, АО "Водоканал Свердловской области" возложена обязанность в срок до 01 июля 2023 года провести капитальный ремонт (замену) сетей водоснабжения, расположенных по адресам, указанным в апелляционном определении.
В кассационной жалобе Администрация Арамильского городского округа просит об отмене апелляционного определения. Указывает, что обязанность по исполнению заявленных прокурором требований подлежит возложению на АО "Водоканал Свердловской области", что следует из условий концессионного соглашения и вытекает из закона "О Концессионных соглашениях". Судом оставлено без внимания распоряжение Правительства Свердловской области от 28 ноября 2014 года N 1583-РП, которым утверждены две инвестиционные программы АО "Водоканал Свердловской области": "Инвестиционная программа на 2015-2027 годы по развитию системы водоснабжения на территории Арамильского городского округа" и "Инвестиционная программа на 2015-2031 годы по развитию системы водоотведения на территории Арамильского городского округа", в которых прямо указывается на обязанность АО "Водоканал Свердловской области" произвести реконструкцию (ремонт), строительство участков, сетей водоснабжения по ул. Кольцевая, 4а в пос. Светлый, по ул. Калинина и ул. Курчатова в г. Арамиль, что подтверждает обязанность АО "Водоканал Свердловской области" как концессионера производить обследование и капитальный, текущий ремонт и модернизацию (реконструкцию) сетей водоснабжения и водоотведения на территории Арамильского городского округа. Не учтено, что имущество используется АО "Водоканал Свердловской области" по концессионному соглашению длительное время, при этом АО "Водоканал Свердловской области" получает только доходы, не исполняя свое обязательство, предусмотренное концессионным соглашением по ремонту (реконструкции) сетей и не приводит их в надлежащее рабочее состояние, в результате чего сети, находятся в аварийном состоянии.
АО "Водоканал Свердловской области" в отзыве и Прокуратура Свердловской области в возражениях на кассационную жалобу указали на необоснованность изложенных в ней доводов.
В суде кассационной инстанции прокурор Трошкина А.В, указала на необоснованность доводов кассационной жалобы и отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Представитель ответчика АО "Водоканал Свердловской области", действующая на основании доверенности Александрова Д.С, указала на необоснованность доводов кассатора о необходимости возложения на АО "Водоканал Свердловской области" обязанностей по исполнению заявленных прокурором требований, поскольку сети водоснабжения, замены которых просит прокурор, не являются предметом концессионного соглашения.
Иные, участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что концессионным соглашением от 27 августа 2013 года, заключенным между Арамильским городским округом, от имени которого выступает Администрация Арамильского городского округа (концедент), и ОАО "Предприятие водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области" (концессионер), последнему передано имущество (недвижимое и движимое имущество, технологически связанное между собой, и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), необходимое для организации водоснабжения и водоотведения на территории Арамильского городского округа, которое подлежит реконструкции (п. 2.1). Также установлено, что концессионер обязуется за свой счет и/или за счет привлеченных средств произвести реконструкцию объекта концессионного соглашения, указанного в главе 2 настоящего соглашения, и осуществлять его эксплуатацию и обслуживание, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности в виде обременения права собственности на объект концессионного соглашения (п. 1.1). Реконструкция (модернизация), эксплуатация и обслуживание объектов, необходимых для организации водоснабжения и водоотведения на территории Муниципального образования Арамильского городского округа осуществляется с момента заключения концессионного соглашения (п. 4.1). Согласно п. 9.1 концессионного соглашения, настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует 30 лет. Сроки реконструкции, эксплуатации и обслуживания объекта соглашения указаны в Приложении N 8 (п. 9.2).
В ходе проведения Сысертской межрайонной прокуратурой проверки публикации на сайте "URA.RU" от 13 февраля 2022 год под заголовком "Жители пригорода Екатеринбурга больше недели сидят без воды" установлено, что 12 февраля 2022 года произошла авария на водоводе по адресу: г. Арамиль, Космонавтов, д. 11. В зону отключения попали 6 многоквартирных домов, расположенных по ул. Гарнизон - 17, 18, 19, 20, 21, 19Б в г. Арамиль.
Согласно схеме водоснабжения и водоотведения Арамильского городского округа на 2018-2025 годы, утвержденной постановлением Администрации Арамильского городского округа от 08 февраля 2019 года N 62 и актуализированной постановлением Администрации Арамильского городского округа от 13 августа 2021 года N 412, износ водопроводных сетей Арамильского городского округа составляет 80% от общей протяженности трубопроводов, что приводит к высокой аварийности и перебоям в водоснабжении потребителей.
Распоряжением Правительства Свердловской области от 28 ноября 2014 года N 1583-РП утверждена инвестиционная программа ОАО "Предприятие водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области" по развитию систем водоснабжения и водоотведения на территории Арамильского городского округа (вместе с инвестиционной программой ОАО "Предприятие водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области" на 2015-2027 годы по развитию системы водоснабжения на территории Арамильского городского округа и инвестиционной программой ОАО "Предприятие водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области" на 2015-2031 годы по развитию системы водоотведения на территории Арамильского городского округа).
Целью программы заявлено обеспечение надежности и экологической безопасности систем водоснабжения и водоотведения на территории Арамильского городского округа.
Исполнение инвестиционной программы возложено на ОАО "Предприятие водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области". Контроль за реализацией программы возложен на Заместителя Председателя Правительства Свердловской области С.М. Зырянова.
Прокурорской проверкой установлено, что условия инвестиционной программы не выполнены до настоящего времени.
Суд первой инстанции, возлагая на Администрацию Арамильского городского округа обязанность по обследованию и ремонту сетей водоснабжения, исходил из того, что Администрация как собственник сетей водоснабжения, должна организовать работы по проведению капитального ремонта сетей ввиду их нормативного износа, доказательств того, что Администрация должным образом организовала работу концессионера по проведению ремонтных работ, и, будучи собственниками имущества, проконтролировала выполнение этих работ, не представлено, передача собственниками своего имущества по концессионным соглашениям не указывает на то, что они освобождаются от ответственности по его содержанию и надлежащему функционированию.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев спор по правилам производства в суде первой инстанции, в связи с непривлечением к участию в деле в качестве ответчика АО "Водоканал Свердловской области" решение суда отменил.
Удовлетворяя требования прокурора о возложении обязанности по капитальному ремонту сетей водоснабжения на Администрации Арамильского городского округа и АО "Водоканал Свердловской области", суд апелляционной инстанции исходил из того, что организовать работы по проведению капитального ремонта сетей ввиду их нормативного износа должен собственник сетей водоснабжения, которым является Администрация Арамильского городского округа, при этом учел недоказанность того обстоятельства, что Администрация Арамильского городского округа должным образом организовала работу концессионера по проведению ремонтных работ, и, будучи собственниками имущества, проконтролировали выполнение этих работ, а также то, что в соответствии с положениями концессионного соглашения и положениями инвестиционной программы на АО "Водоканал Свердловской области" возложена обязанность регулярно проводить техническое обследование труб водоснабжения.
В части требований о проведении обследования сетей водоснабжения судом принят отказ от иска, производство по делу в данной части прекращено.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (п.п. 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 3 названного закона одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст.6 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании ч. 1 ст.34 и ч. 1 ст.37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пункт 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ.
К вопросам местного значения городского округа также относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера (п. 8 и п. 28 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абз. 1 ст.7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Принимая во внимание, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами возложены на органы муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, и учитывая, что в ходе рассмотрения спора нашел подтверждение факт нарушения требований действующего законодательства по надлежащему содержанию и капитальному ремонту сетей водоснабжения, введенных в эксплуатацию и находящихся в собственности муниципального образования Арамильского городского округа, что создает угрозу возникновения аварийных ситуаций, нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда о наличии правовых оснований для возложения обязанности по проведению капитального ремонта сетей водоснабжения как на их собственника -Администрацию, так и на АО "Водоканал Свердловской области" на которое возложена обязанность регулярно проводить техническое обследование труб водоснабжения.
Доводы жалобы о необходимости возложения обязанности по капитальному ремонту только на АО "Водоканал Свердловской области", противоречат вышеназванным нормам материального права и не учитывают, что сама по передача сетей водоснабжения АО "Водоканал Свердловской области", и предусмотренная концессионным соглашением обязанность данного юридического лица по реконструкции объекта концессионного соглашения, его эксплуатации и обслуживании, как и обязанности, вытекающие из Инвестиционной программы не освобождают орган местного самоуправления, как собственника, от обязанности производить капитальный ремонт переданного имущества.
Ссылки кассатора на использование длительное время АО "Водоканал Свердловской области" спорных сетей, получение доходов и не исполнение обязательства, предусмотренного концессионным соглашением по ремонту (реконструкции) сетей выводы суда апелляционной инстанции не опровергают.
Таким образом, обжалуемое постановление сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 04 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Арамильского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.