Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Гречкань Н.И.
судей
Бурматовой Г.Г, Зориной С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Катав-Ивановский городской прокурор к Администрации Юрюзанского городского поселения, по кассационной жалобе Администрации Юрюзанского городского поселения на решение Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 28 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 8 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, объяснения прокурора Главного гражданско-судебного управления Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Голованова А.И, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Катав-Ивановский городской прокурор обратился с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, с учетом уточнений, к администрации Юрюзанского городского поселения об организации обеспечения бесперебойной подачи горячей воды в многоквартирный дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком законодательства о водоснабжении, по результатам которой установлено, что в многоквартирном доме по адресу: "данные изъяты" организация горячего водоснабжения не обеспечена, теплоснабжение осуществляется ненадлежащим образом. Организация обеспечения горячего водоснабжения, теплоснабжения относится к вопросам местного значения и возложена на орган местного самоуправления городского поселения.
Решением Катава-Ивановского городского суда Челябинской области от 28 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 08 декабря 2022 г, исковые требования удовлетворены. На администрацию Юрюзанского городского поселения возложена обязанность в течение 06 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать горячее водоснабжение в многоквартирном доме по адресу: "данные изъяты".
В кассационной жалобе администрация Юрюзанского городского поселения просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции необоснованно применена часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку обеспечение бесперебойной подачи горячей воды в многоквартирный дом в рассматриваемом случае возможно только путем заключения концессионного соглашения, которое предполагает передачу имущества - источника тепловой энергии в ресурсоснабжающую организацию. Выводы суда апелляционной инстанции о двух вариантах обеспечения поставки горячего водоснабжения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку технические характеристики котельных не предусматривают поставку централизованного горячего водоснабжения до потребителя. Порядок обеспечения горячего водоснабжения в спорном жилом доме возможен только путем эксплуатации внутридомовой системы, путем подачи теплоносителя надлежащего качества, обеспечивающего подготовку надлежащего качества горячего водоснабжения. Судом первой инстанции необоснованно к спорным правоотношениям применены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, так как орган местного самоуправления исполнителем коммунальных услуг не является.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Челябинской области просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании прокурор возражал против удовлетворения жалобы.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19 и 24 ноября 2021 г. Катав-Ивановской городской прокуратурой проведены проверки исполнения жилищного законодательства в части надлежащего обеспечения горячим водоснабжением и отоплением многоквартирного дома по адресу: "данные изъяты", в ходе которых установлено, что в указанном доме отсутствует горячее водоснабжение.
24 февраля 2021 г. между администрацией Юрюзанского городского поселения и обществом с ограниченной ответственностью "Кама-Стройсервис" заключен контракт N 97ЭА, по условиям которого общество с ограниченной ответственностью "Кама-Стройсервис" обязуется выполнить работы по капитальному строительству объекта: модернизация системы теплоснабжения г. Юрюзань в границах ул. Советская - пер. Черпышевского - ул. И.Тараканова со строительством блочно-модульной котельной мощностью 9, 9 МВт с подводящими сетями и сетями теплоснабжения от котельной до потребителей. Срок выполнения работ - 01 сентября 2021 г.
В соответствии с ответом администрации Юрюзанского городского поселения от 19 ноября 2021 г. N 1901 запуск системы горячего водоснабжения от существующей котельной может привести к выходу из строя котельной. Запуск системы горячего водоснабжения запланирован после запуска в эксплуатацию блочно-модульной котельной, расположенной по адресу: "данные изъяты". Ориентировочный срок запуска котельной - март 2022 г. (после передачи объекта в эксплуатацию).
Имущественный комплекс - модернизация системы теплоснабжения г. Юрюзань в границах ул. Советская - пер. Чернышевского - ул. И.Тараканова со строительством блочно-модульной котельной мощностью 9, 9 МВт с подводящими сетями и сетями теплоснабжения от котельной до потребителей по адресу: "данные изъяты" а является собственностью муниципального образования Юрюзанское городское поселение.
В соответствии с разрешением от 02 ноября 2021 г. N 207 указанная модернизация системы теплоснабжения введена в эксплуатацию.
Постановлением администрации Юрюзанского городского поселения от 19 января 2022 г. N 15 принято решение о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении указанного объекта. На момент рассмотрения дела победителя конкурса не имелось.
Управление спорным многоквартирным жилым домом осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Катав-Ивановскжилкомхоз".
Из объяснений генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Катав-Ивановскжилкомхоз" Скоморохова А.Н. от 03 ноября 2021 г. следует, что горячее водоснабжение в доме не запущено. По информации администрации жителям было предложено осуществить врезку в коммуникации и осуществлять подачу горячего водоснабжения из открытого источника, но жители отказались, поскольку данный способ подачи может привести к выходу из строя закрытой системы отопления. В доме имеется техническая возможность запуска горячей воды путем направления теплоносителя, как на отопление, так и на подачу горячей воды, но в таком случае будет снижаться температура теплоносителя на отопление.
Согласно актуализации системы теплоснабжения Юрюзанского городского поселения для перевода горячего водоснабжения на закрытую схему необходимо перейти на более высокий температурный график 115/70 или 95/70. Без изменения температурного графика системы теплоснабжения нормальное функционирование горячего водоснабжения по закрытой схеме невозможно.
Существующий температурный график в спорном жилом доме - 75/50.
Согласно экспертному заключению от 30 августа 2019 г. прекратить поставку горячей воды как теплоносителя системы отопления невозможно, так как без прогрева полотенцесушителей в отопительный период будет нарушен микроклимат ванных и совмещенных санузлов. Обеспечить подачу горячей воды, отвечающей требованиям СанПин 2.1.4.1074-01, без проведения модернизации системы теплоснабжения и изменения системы горячего водоснабжения Юрюзанского городского поселения нельзя. Однако при существующих условиях, а именно - при отсутствии финансирования в соответствующих объемах, модернизацию системы теплоснабжения провести невозможно, для привлечения инвестора на энергосервисный контракт необходимо выполнить независимый энергоаудит с выдачей точных расчетов по сроку возврата инвестиций. Поэтому вопрос поставки горячей воды надлежащего качества с наименьшими затратами может быть решен только при изменении системы горячего водоснабжения.
Постановлением администрации Юрюзанского городского поселения от 29 марта 2022 г. N 136 утверждена Муниципальная программа "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Юрюзанского городского поселения 2022-2027 годы". Выбрана схема 2 - закрытая система присоединения потребителей с нагревом водопроводной воды в местных подогревателях и зависимой схемой присоединения отопления. Рассмотрены варианты по температурному графику 115/70 и 95/70.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями статей 3, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в силу действующего законодательства именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации обеспечения бесперебойной подачи горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома, модульная котельная не запущена в связи с отсутствием концессионного соглашения, одной из сторон которого является ответчик, температурный график, необходимый для предоставления горячей воды от имеющейся котельной, ответчиком не увеличен.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере теплоснабжения в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено, в том числе организация в границах поселения, теплоснабжения, водоснабжения.
Из приведенных норм права следует, что органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Исходя из установленных судами обстоятельств, на территории Юрюзанского городского поселения сложилась ситуация, при которой в многоквартирном доме по адресу: "данные изъяты" отсутствует горячее водоснабжение.
Таким образом, коммунальная услуга по горячему водоснабжению гражданам не оказывается, что нарушает пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, в соответствии с которым предоставление коммунальных услуг потребителю должно осуществляться круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах требования прокурора к органу местного самоуправления, заявленные в интересах неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в указанном прокурором многоквартирном доме удовлетворены судом обоснованно на основании приведенных выше положений закона.
Доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм права.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 28 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 8 декабря 2022 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Юрюзанского городского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.