Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1190/2022 по иску Гаспаряна Тиграна Володяевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Миасского городского суда Челябинской области от 03 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Галичиной Т.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гаспарян Т.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОПФР по Челябинской области) о признании незаконным решения ОПФР по Челябинской области от 01 ноября 2021 года N "данные изъяты" возложении обязанности по включению в страховой стаж периодов работы: с 29 сентября 1977 года по 26 января 1978 года в Севанском районном объединении "Армсельхозтехники" в должности плотника; с 27 января 1978 года по 30 сентября 1978 года в Севанском Д/П производственной фирмы "Армнеруд" в должности плотника по пятому разряду в шлаковом карьере; с 24 октября 1978 года по 27 ноября 1980 года - служба в рядах Советской армии; с 01 апреля 1981 года по 01 августа 1981 года - в Гагаринском ППЧ в должности бойца пожарной части; с 08 августа 1981 года по 22 декабря 1981 года - в Севанском Д/П производственной фирмы "Армнеруд" в должности плотника по пятому разряду в шлаковом карьере; с 23 декабря 1981 года по 01 ноября 1996 года - в должности сигналиста "станции Севан" Закавказской железной дороги; с 15 октября 1997 года по 02 мая 2005 года - в должности электромеханика СЦБ ст. Севан Ереванской дистанции сигнализации, связи и вычислительной техники Закавказской железной дороги; с 02 мая 2006 года по 31 октября 2006 года - у ИП Абрамяна М.Р. в должности асфальтобетонщика; с 01 июня 2007 года по 23 октября 2007 года - у ИП Абрамяна М.Р. в должности асфальтобетонщика; с 04 мая 2008 года по 22 октября 2008 года - у ИП Бадеяна С.С. в должности дорожного рабочего; с 20 апреля 2009 года по 10 октября 2009 года - у ИП Бадеяна С.С. в должности асфальтобетонщика; с 20 мая 2021 года по 22 октября 2021 года - у ИП Абрамяна М.Р. в должности асфальтобетонщика; установлении страховой пенсии по старости с момента возникновения права на нее с 17 августа 2021 года.
В обоснование требований указал, что он обратился в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ОПФР по Челябинской области от 01 ноября 2021 года N 518122/21 в установлении страховой пенсии по старости ему было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. С данным решением он не согласен. Считает, что в его страховой стаж необоснованно не включены спорные периоды, которые подлежат включению. При условии включения всех спорных периодов в стаж, продолжительность страхового стажа дает ему право на назначение пенсии с 17 августа 2021 года, следовательно, вынесенное ответчиком решение об отказе в установлении страховой пенсии является незаконным.
Решением Миасского городского суда Челябинской области от 03 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 января 2023 года, исковые требования Гаспаряна Т.В. удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено решение ОПФР по Челябинской области от 01 ноября 2021 года N 518122/21 в части невключения в страховой стаж Гаспаряна Т.В. периодов работы: с 29 сентября 1977 года по 26 января 1978 года; с 27 января 1978 года по 30 сентября 1978 года; с 24 октября 1978 года по 27 ноября 1980 года; с 01 апреля 1981 года по 01 августа 1981 года; с 08 августа 1981 года по 20 декабря 1981 года; с 21 декабря 1981 года по 01 ноября 1996 года; с 15 октября 1997 года по 31 декабря 2001 года; с 20 мая 2021 года по 22 октября 2021 года; в части отказа в назначении страховой пенсии по старости. На ОПФР по Челябинской области возложена обязанность по включению в страховой стаж Гаспаряна Т.В. периодов: с 24 октября 1978 года по 27 ноября 1980 года - служба в рядах Советской армии; с 01 апреля 1981 года по 01 августа 1981 года - работа в Гагаринском ППЧ в должности бойца пожарной части, с учетом включения в страховой стаж периодов: с 29 сентября 1977 года по 26 января 1978 года; с 27 января 1978 года по 30 сентября 1978 года; с 24 октября 1978 года по 27 ноября 1980 года; с 01 апреля 1981 года по 01 августа 1981 года; с 08 августа 1981 года по 20 декабря 1981 года; с 21 декабря 1981 года по 01 ноября 1996 года; с 15 октября 1997 года по 31 декабря 2001 года; с 20 мая 2021 года по 22 октября 2021 года, назначению страховой пенсии по старости с 17 августа 2021 года. В удовлетворении остальной части исковых требований Гаспаряну Т.В. отказано.
В соответствии с пунктом 2 частью 4 статьи 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" и внесением изменений в Единый государственный реестр юридических лиц 01 января 2023 года ОПФР по Челябинской области переименовано на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области.
В кассационной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность в части включения в стаж истца периодов работы с 01 апреля 1981 года по 01 августа 1981 года - в Гагаринском ППЧ в должности бойца пожарной части, с 19 июля 2021 года по 22 октября 2021 года - у ИП Абрамяна М.Р. в должности асфальтобетонщика.
Гаспарян Т.Г, ИП Абрамян М.Р, ИП Бадеян С.С. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, 19 июля 2021 года Гаспарян Т.В. обратился в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении пенсии по старости.
Решением от 01 ноября 2021 года N 518122/21 ОПФР по Челябинской области ему отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа 12 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере 21.
По расчету пенсионного органа на дату подачи заявления страховой стаж истца составлял 5 лет 9 месяцев 19 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент - 9, 054.
Впоследствии, Гаспарян Т.В. повторно обратился с соответствующими заявлением о назначении пенсии по старости в ОПФР по Челябинской области 11 марта 2022 года, в рамках рассмотрения которого решением ОПФР по Челябинской области ему была назначена страховая пенсия по старости с 11 марта 2022 года, при этом в страховой стаж включены периоды работы: с 29 сентября 1977 года по 26 января 1978 года; с 27 января 1978 года по 15 октября 1978 года; с 08 августа 1981 года по 20 декабря 1981 года; с 21 декабря 1981 года по 01 ноября 1996 года; с 15 октября 1997 года по 31 декабря 2001 года; с 20 мая 2021 года по 22 октября 2021 года.
При принятии решения ответчиком не принята трудовая книжка истца, поскольку она оформлена с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162, а именно оформлена в бывшей союзной республике Армения, при этом часть бланка, которая предназначена для заполнения на русском языке, не заполнена, записи внесены только в часть для заполнения на национальном языке, титульный лист на армянском языке не заверен печатью. Кроме того, в трудовой книжке отсутствует число и месяц рождения, отсутствует дата заполнения и не заверена печатью, данные об отчестве на титульном листе трудовой книжке не соответствуют данным в виде на жительство иностранного гражданина. В военном билете отчество заявителя не соответствует данным в виде на жительство иностранного гражданина.
Как следует из трудовой книжки серии "данные изъяты", трудовой книжки серии "данные изъяты" и переводом, заверенным нотариально Гаспарян Т.В.:
- с 29 сентября 1977 года по 26 января 1978 года - работал в объединении "Армсельхозтехника" на должности плотника;
- с 23 января 1978 года по 26 ноября 1978 года - работал в Севанском Карьероуправлении;
- с 24 октября 1978 года по 02 декабря 1980 года - служба в рядах Советской армии;
- с 01 апреля 1981 года по 01 августа 1981 года - работал в Гагаринском ППЧ;
- с 08 августа 1981 года по 22 декабря 1981 года - работал в Севанском Карьероуправлении в должности плотника по пятому разряду в шлаковом карьере;
- с 21 декабря 1981 года по 01 ноября 1996 года - работал в должности сигналиста "станции Севан" Закавказской железной дороги (с 10 мая 1984 года переведен в распоряжение ШЧ-7 Ереванской дистанции сигнализации и связи ст. Ереван Закавказской железной дороги в должности электромонтера СЦБ четвертого разряда, с 11 марта 1996 года переведен в должности старшего электромеханика участка Цахкунк-Зод третьего разряда);
- с 15 октября 1997 года - работал в должности электромеханика СЦБ ст. Севан Ереванской дистанции сигнализации, связи и вычислительной техники Закавказской железной дороги (с 09 ноября 1998 года назначен старшим электромехаником участка Севан-Варденис).
Указанные периоды работы также подтверждаются справками Национального архива Армении от 03 марта 2022 года, от 30 декабря 2021 года, ЗАО "ЮКЖД" от 09 декабря 2021 года и от 16 июня 2022 года, Единой социальной службы от 17 марта 2022 года.
Согласно справке Гегаркуникского военного комиссариата от 06 июля 2022 года Гаспарян Т.В. с 24 октября 1978 года по 27 ноября 1980 года проходил службу по призыву в Вооруженных Силах СССР.
Из представленного военного билета следует, что Гаспарян Т.В. проходил службу в рядах Советской армии в период с 24 октября 1978 года по 27 ноября 1980 года.
В системе государственного пенсионного страхования Гаспарян Т.В. зарегистрирован 03 сентября 2010 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года N 884н, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Гаспаряна Т.В. в части включения в страховой стаж периодов работы с 29 сентября 1977 года по 26 января 1978 года в Севанском районном объединении "Армсельхозтехники" в должности плотника; с 27 января 1978 года по 30 сентября 1978 года в Севанском Д/П производственной фирмы "Армнеруд" в должности плотника по пятому разряду в шлаковом карьере; с 24 октября 1978 года по 27 ноября 1980 года- служба в рядах Советской армии; с 01 апреля 1981 года по 01 августа 1981 года - работа в Гагаринском ППЧ в должности бойца пожарной части; с 08 августа 1981 года по 20 декабря 1981 года - работа в Севанском Д/П производственной фирмы "Армнеруд" в должности плотника по пятому разряду в шлаковом карьере; с 21 декабря 1981 года по 01 ноября 1996 года - работа в должности сигналиста "станции Севан" Закавказской железной дороги; с 15 октября 1997 года по 31 декабря 2001 года - в Севанской дистанции сигнализации и связи ЗАО "Армянская железная дорога", поскольку периоды работы до регистрации истца в качестве застрахованного лица подтверждены документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателем, а именно записями в трудовых книжках истца, заверенными подписями ответственного работника и печатью организации-работодателя, и соответствующими государственными (муниципальными) органами (справками Национального архива Армении от 03 марта 2022 года, от 30 декабря 2021
года, ЗАО "ЮКЖД" от 09 декабря 2021 года и от 16 июня 2022 года, Единой социальной службы от 17 марта 2022 года), при этом достоверность записей о трудовой деятельности Гаспаряна Т.В. ответчиком не оспорена, а имеющиеся в материалах дела доказательства отвечают признакам достоверности и являются достаточными для установления имеющих значение для дела обстоятельств.
Удовлетворяя требования истца о включении в страховой стаж периода с 24 октября 1978 года по 27 ноября 1980 года - служба в рядах Советской армии, суд первой инстанции, руководствуясь подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, исходил из того, что ранее действовавшим законодательством предусматривалось, что в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР, которая в свою очередь подтверждена военным билетом истца, справкой из военного комиссариата, а также записью в трудовой книжке.
Удовлетворяя требования Гаспаряна Т.В. в части включения в страховой стаж периода работы с 20 мая 2021 года по 22 октября 2021 года у ИП Абрамяна М.Р, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение ответчика вынесено 01 ноября 2021 года, уже после увольнения истца 22 октября 2021 года, и, следовательно, должно быть основано на сведениях персонифицированного учета истца по состоянию на 01 ноября 2021 года, в связи с чем оснований для не включения в страховой стаж указанного периода у ответчика не имелось.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в страховой стаж истца периодов работы в Республике Армения с 01 января 2002 года по 02 мая 2005 года, а также периодов: с 02 мая 2006 года по 31 октября 2006 года - работа у ИП Абрамяна М.Р. в должности асфальтобетонщика; с 01 июня 2007 года по 23 октября 2007 года- работа у ИП Абрамяна М.Р. в должности асфальтобетонщика; с 04 мая 2008 года по 22 октября 2008 года - работа у ИП Бадеяна С.С. в должности дорожного рабочего; с 20 апреля 2009 года по 10 октября 2009 года - работа у ИП Бадеяна С.С. в должности асфальтобетонщика, суд первой инстанции исходил из того, что представленными документами не подтверждена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение за указанное время.
С учетом включенных судом первой инстанции периодов работы, а также включенных пенсионным органом периодов работы в страховой стаж истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что в совокупности с возрастом истца и страховым стажем, который составил более 29 лет, при необходимом стаже не менее 12 лет, при соблюдении величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 21, у истца возникло право на назначение пенсии с 17 августа 2021 года, в связи с чем удовлетворил исковые требования Гаспаряна Т.В. о назначении страховой пенсии по старости с указанной даты.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отклонив доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что период работы с 01 апреля 1981 года по 01 августа1981 года - в Гагаринском ППЧ в должности бойца пожарной части не подлежит включению в стаж, так как представленные в подтверждение трудовые книжки оформлены с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, поскольку неправильное оформление не опровергает факта работы истца в Гагаринском ППЧ в должности бойца пожарной части в указанный период и не может лишать истца права на принятие трудовых книжек к зачету при подсчете страхового стажа, поскольку обязанность по надлежащему заполнению трудовых книжек возлагается на работника, занимающего соответствующую должность, которым Гаспарян Т.В. не являлся.
Также суд апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы ответчика о незаконном включении в стаж периода работы истца с 19 июля 2021 года по 22 октября 2021 года - у ИП Абрамяна М.Р. в должности асфальтобетонщика на основании пункта 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N1015, согласно которому периоды работы, включаются по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, соответственно, в страховой стаж Гаспаряна Т.В. могут быть включены периоды работы только по 18 июля 2021 года, так как истец обратился с заявлением о назначении пенсии 19 июля 2021 года, поскольку у ответчика на день вынесения решения 01 ноября 2021 года имелась возможность проверить указанный период работы, так как в трудовой книжке имелась только запись о приеме на работу, и пенсионный орган должен был уточнить у заявителя, работает ли он в настоящее время в указанной организации.
Поскольку судебные акты обжалуются ответчиком лишь в части включения в страховой стаж периодов работы с 01 апреля 1981 года по 01 августа 1981 года - в Гагаринском ППЧ в должности бойца пожарной части, с 19 июля 2021 года по 22 октября 2021 года - у ИП Абрамяна М.Р. в должности асфальтобетонщика, то вынесенные судебные постановления подлежат проверке судом кассационной инстанции лишь в указанной части по доводам кассационной жалобы.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, определяет круг лиц, имеющих право на эту пенсию, а также условия ее назначения.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно приложению 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" с 01 января 2019 года возраст выхода на страховую пенсию определяется в соответствии с указанным приложением, лицам, достигшим в 2019 году общеустановленного пенсионного возраста, установленного на 31 декабря 2018 года (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), страховая пенсия назначается не ранее чем через шесть месяцев, достигшим указанного возраста в 2020 году - страховая пенсия назначается не ранее чем через полтора года.
На основании частей 1, 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, а начиная с 01 января 2016 года она ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На основании части 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 11 Правил от 02 октября 2014 года N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (абзац второй пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30).
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены данным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ, а именно Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со статьей 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В подпункте "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 было предусмотрено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
С учетом установленных по делу обстоятельств и исходя из смысла приведенных нормативных положений, суды правильно пришли к выводу о наличии правовых оснований для включения в страховой стаж истца периодов работы, которые подтверждены документально и за которые производилась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждаются материалами дела, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных отношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика о необоснованном включении в страховой стаж истца периодов работы с 01 апреля 1981 года по 01 августа 1981 года - в Гагаринском ППЧ в должности бойца пожарной части и с 19 июля 2021 года по 22 октября 2021 года - у ИП Абрамяна М.Р. в должности асфальтобетонщика, суды верно установили наличие правовых оснований для включения указанных периодов в страховой стаж истца, поскольку данные периоды подтверждены записями в трудовой книжке, удостоверены подписью и печатью работодателя, а за период работы в 2021 году работодателем начислены и оплачены страховые взносы.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что пенсионный орган при рассмотрении вопроса о включении периодов работы в страховой стаж руководствуется только теми сведениями, которые имеются до обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии, не могут быть приняты во внимание.
Правилами обращения за страховой пенсией, утвержденными приказом Министерства труда России N 546н от 05 августа 2021 года, урегулирована процедура рассмотрения заявления об установлении страховой пенсии.
Пунктом 18 названных Правил определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов: проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица: принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения: принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов.
Таким образом, пенсионный орган при вынесении решения должен проверить все сведения индивидуального персонифицированного учета гражданина при обращении им за назначением пенсии, а не только те, которые имелись до дня подачи им соответствующего заявления.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов в части включения оспариваемых периодов работы в страховой стаж истца по существу направлены как на переоценку доказательств, которым судами дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так и на неверное толкование норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов. Указанные доводы аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой и апелляционной инстанций в обоснование своих требований, были предметом обсуждения судов двух инстанций и получили правильную правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Миасского городского суда Челябинской области от 03 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.