Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Малоедовой Н.В, Зориной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2191/2022 по иску Захаровой Анастасии Александровны к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным решения о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списка участника мероприятия, по кассационной жалобе Захаровой Анастасии Александровны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Захарова А.А. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным и отмене решения от 25 июня 2021 года, отмене приказа Департамента Строительства ХМАО - Югры от 17 июня 2021 года, признания основания исключения из списка на получение жилищной субсидии неправомерным, возложении обязанности восстановить в очереди со всеми вытекающими правами на получение жилищной субсидии.
В обоснование заявленных требований указала, что в 2012 году как лицо из числа коренных малочисленных народов Севера была признана участником мероприятия с целью получения жилищной субсидии составом семьи 2 человека (истец и сын Захаров Е.Е, 2003 года рождения). Решением ответчика от 25 июня 2021 года истец снята с учета на получение жилищной субсидии в связи с тем, что Захаров Е.Е. является собственником 1/4 доли на жилое помещение по адресу: "данные изъяты". Данное решение считает незаконным, так как сын стал взрослым и проживает самостоятельно, истец жилым помещением не обеспечена.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2022 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 сентября 2022 года указанное решение суда отменено, принято новое решение, которым исковые требования Захаровой А.А. удовлетворены частично. Признаны незаконными приказ Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 июня 2021 года и решение Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июня 2021 года о снятии с учета на получение субсидии и исключении Захаровой А.А. из списка участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм", на Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возложена обязанность восстановить Захарову А.А. в списке участников вышеназванного мероприятия. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 сентября 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 31 января 2023 года решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает на неправомерность применения к спорным правоотношениям Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. N 643-п, ссылается на то, что судом дана ненадлежащая оценка составу семьи заявителя и имущественному положению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что по заявлению от 16 мая 2012 года Захарова А.А. в составе семьи двух человек (заявитель, сын Захаров Е.Е.) признана участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" целевой программы "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года".
Решениями ОАО "Ипотечное агентство Югры" от 16 мая 2012 года NN 505, 506 Захарова А.А. признана участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре" программы "Доступное жилье молодым" и подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" целевой программы Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной Постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 05 апреля 2011 г. N 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" составом семьи 2 человека, в том числе Захаров Е.Е. - сын заявителя.
Приказом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 июня 2021 г. N 277-п Захарова А.А. исключена из списка участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2014 г. участниками подпрограмм" государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - утратой оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии на основании подпункта 7.2 пункта 7 Порядка.
Основанием для принятия данного решения послужило то, что с 27 марта 2014 года Захаровой А.А. утрачена нуждаемость в улучшении жилищных условий, поскольку истец и её сын Захаров Е.Е. включены в качестве членов семьи нанимателя по договору социального найма на жилое помещение по адресу: "данные изъяты", общей площадью 60 кв.м, в связи с чем обеспеченность жилым помещением составляла 10 кв.м (60 кв.м/6 чел). На основании договора передачи (приватизации) жилого помещения в собственность от 17 февраля 2014 г. (дата государственной регистрации права 27 марта 2014 г.) Захаров Е.Е. является собственником 1/4 доли в праве на жилое помещение по вышеуказанному адресу, общей площадью 77 кв.м. Дом является исправным. Обеспеченность семьи участника мероприятия Захаровой А.А. из двух человек с учетом площади приватизированного жилого помещения составляет 25, 67 кв.м (77 кв.м/ 6 чел. х 2), что более учетной нормы 12 кв.м.
Письмом от 25 июня 2021 года Захарова А.А. уведомлена о принятом решении о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Захаровой А.А, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", пунктами 5, 7 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п, исходил из того, что обеспеченность семьи Захаровой А.А, состоящей из 2 человек, начиная с 27 марта 2014 г. составляет более 12 кв.м на каждого члена семьи (77 кв.м./6 чел. х 2), и пришел к выводу о законности решения об исключении истца из списка на получение жилищной субсидии, поскольку утрачена нуждаемость в улучшении жилищных условий и право на участие в мероприятии.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для применения к спорным правоотношениям Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. N 643-п, а также о том, что судом дана ненадлежащая оценка составу семьи заявителя и имущественному положению, основанием для отмены судебных актов не являются.
Вопреки утверждениям заявителя, суд при разрешении настоящего спора правомерно руководствовался Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки", утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п
Так, в силу п.4 Порядка, участник мероприятия - совершеннолетний гражданин Российской Федерации, отнесенный в соответствии с постановлением N 255 к коренным малочисленным народам в автономном округе, постоянно проживающий на территории автономного округа, нуждающийся в улучшении жилищных условий, подавший до 31 декабря 2013 года заявление на получение мер государственной поддержки, а также члены его семьи.
В целях предоставления субсидии к членам семьи участника мероприятия относятся проживающие совместно с участником его супруг (супруга), родители, дети. Иные граждане могут быть признаны членами семьи участника мероприятия в судебном порядке (пункт 17 Порядка).
К нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
В целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
При наличии у участника мероприятия и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений (пункт 5 Порядка).
В случае если в составе сведений об участнике мероприятия и (или) членах его семьи произошли изменения, участник мероприятия обязан уведомить уполномоченный орган об их изменении, которые могут повлиять на получение субсидии, не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств (пункт 6 Порядка).
Право на участие в мероприятии сохраняется за участниками мероприятия до получения ими субсидии в соответствии с порядком или до выявления оснований, установленных пунктом 7 порядка, для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка (пункт 6.1 Порядка).
Согласно подпункту 7.2 пункта 7 данного Порядка утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с порядком), является основанием для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка.
Проверяя нуждаемость Захаровой А.А. суд обоснованно исходил из того, что в 2014 году квартира, расположенная по адресу: "данные изъяты" была передана в собственность в порядке приватизации на 4-х из 6-ти членов семьи, остальные члены семьи от участия в приватизации отказались, на основании договора передачи (приватизации) жилого помещения в собственность от 17 февраля 2014 г. Захаров Е.Е. является собственником 1/4 доли в праве на жилое помещение по вышеуказанному адресу, площадь которого изменилась с 60 кв.м. до 77 кв.м, и пришел к правомерному выводу об обеспеченности семьи истца состоящей из 2 человек, начиная с 27 марта 2014 г. жилым помещением более учетной нормы, что не соответствует критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий.
При указанных обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, у суда не имелось оснований для признания незаконным решения ответчика об исключении Захаровой А.А. из списка участников мероприятия в связи с утратой оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии.
Судами нижестоящих инстанций обоснованно учтено, что программа является публичной и ее участники должны соответствовать названным условиям как на момент постановки на учет, так и в период до получения мер социальной поддержки, и при наступлении событий, предусмотренных в пункте 7.2 Порядка, граждане подлежат исключению из единого списка.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 31 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Захаровой Анастасии Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.