Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Родиной А.К, судей Храмцовой О.Н, Ишимова И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1280/2022 по иску прокурора Троицкого района Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Ключевское сельское поселение" Троицкого района Челябинской области о возложении обязанности по выполнению действий, по кассационной жалобе Администрации муниципального образования Ключевское сельское поселение Челябинской области на решение Троицкого районного суда Челябинской области от 07.12.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20.02.2023.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н, выслушав объяснения представителя Администрации (главы Ключевского сельского поселения) Хе В.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Никитину Н.В, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Троицкого района Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Ключевское сельское поселение" Троицкого района Челябинской области (далее - Администрация Ключевского сельского поселения, Администрация) о возложении обязанности проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом - водопровода с. Ключевка, протяженностью 8500 п.м и скважины N 255, 1965 года ввода в эксплуатацию, после проведения которого заключить концессионное соглашение в отношении указанных объектов.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о концессионных соглашениях в отношении объектов водоснабжения и водоотведения. В ходе проверки установлено, что на территории Ключевского сельского поселения расположены инженерные сети - водопровод с. Ключевка, протяженностью 8500 п.м, и скважина N 225, 1965 года ввода в эксплуатацию. Данные объекты жилищно-коммунального хозяйства находятся в собственности администрации Ключевского сельского поселения. Вышеуказанные объекты ЖКХ переданы по договору аренды ООО "Новые коммунальные системы - Троицк". Ответчиком в нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераций", Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" до настоящего времени объекты водоснабжения и водоотведения на территории Ключевского сельского поселения по концессионному соглашению не переданы, само соглашение не заключено, конкурс на право заключения данного соглашения не объявлен, конкурсная документация не утверждена.
Решением Троицкого районного суда Челябинской области от 07.12.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20.02.2023, исковые требования прокурора удовлетворены. На администрацию Ключевского сельского поселения возложена обязанность в течение года после вступления решения суда в законную силу провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом администрации Ключевского сельского поселения, на территории Ключевского сельского поселения, а именно: водопровод с. Ключевка, протяженностью 8500 п.м, скважина N 225, 1965 года ввода в эксплуатацию, после проведения открытого конкурса заключить концессионное соглашение в отношении указанных объектов водоснабжения и водоотведения.
В кассационной жалобе заявитель Администрация Ключевского сельского поселения просит об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Челябинской области просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора и представителя Администрации, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) целями данного закона является обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях, а в отношении объектов водоснабжения и водоотведения также случаев, предусмотренных статьей 51 Закона о концессионных соглашения.
В силу части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон "О водоснабжении и водоотведении") передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Судами установлено, что на территории Ключевского сельского поселения расположены инженерные сети: водопровод с. Ключевка, протяженностью 8500 пог.м, скважина N 255, 1965 года ввода в эксплуатацию, собственником которых является администрация муниципального образования "Ключевское сельское поселение" Троицкого района на основании Закона Челябинской области от 23.08.2007 N 166 -ЗО "О разграничении имущества между Троицким муниципальным районом и Ключевским сельским поселением".
Указанное имущество передано по договору аренды от 02.11.2004 ООО "Новые коммунальные системы-Троицк".
По результатам рассмотрения представления прокурора об устранении нарушений требований законодательства о концессионных соглашениях в отношении объектов водоснабжение и водоотведения, администрацией Ключевского сельского поселения дан ответ от 22.01.2020 о том, что концессионное соглашение будет заключено после проведения оценки объектов водоснабжения, а также после проведения открытого конкурса на право заключения данного соглашения.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 51 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьями 3, 4, 6, 13, 21 ФЗ от 21.07.2015 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", статьей 17.1 ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", приняв во внимание, что в нарушение требований закона до настоящего времени объекты водоснабжения и водоотведения на территории Ключевского сельского поселения по концессионному соглашению не переданы, само соглашение не заключено, конкурс на право заключения данного соглашения не объявлен, конкурсная документация не утверждена, пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что администрация сельского поселения в спорных правоотношениях является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочия по организации водоснабжения и водоотведения отнесены к компетенции администрации муниципального района, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку, мотивированно отклонены.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Осуществление возложенной судом на ответчика обязанности по принятию мер, направленных на проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, не противоречит компетенции ответчика.
Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что администрация Ключевского сельского поселения, как собственник имущества, обязана провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом администрации сельского поселения и заключить концессионное соглашение в отношении указанных объектов водоснабжения и водоотведения после проведения конкурса.
Действия, которые суд обязал выполнить ответчика, направлены на исполнение законодательства о концессионных соглашениях в отношении объектов водоснабжения и водоотведения. Эти действия отнесены к компетенции Ключевского сельского поселения, исполняющего правомочия собственника данного имущества.
Таким образом, администрация Ключевского сельского поселения является надлежащим ответчиком по делу, и на данного ответчика судом обоснованно возложено исполнение установленных законодательством, регулирующим правоотношения в сфере водоснабжения, обязанностей.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не дана оценка наличию действующего договора аренды N 24 от 02.11.2004, по которому были переданы ООО "НКС-Троицк" объекты водоснабжения и водоотведения, подлежат отклонению. Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции отклонил данные возражения ответчика, указаны в апелляционном определении, судом апелляционной инстанции проанализированы нормы закона (статьи 41.1 Закона "О водоснабжении и водоотведении") и указано, что передача спорных объектов возможна лишь по концессионному соглашению, заключенному в порядке, установленном законом "О водоснабжении и водоотведении" и Федеральным законом "О концессионных соглашениях".
Нормы материального права при рассмотрении данного спора судами применены правильно, а при исследовании и оценке доказательств нарушений норм процессуального права, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, не допущено.
Иные доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой представленных сторонами доказательств, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Троицкого районного суда Челябинской области от 07.12.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20.02.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования Ключевское сельское поселение Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.