Первый апелляционной суд общей юрисдикции в составе: судьи судебной коллегии по административным делам Щербаковой Н.В., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Х.С., Х.Ю. на определение Московского городского суда от 23 марта 2023 года, которым возвращено административное исковое заявление об оспаривании нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Х.С, Х.Ю. (далее по тексту административные истцы) обратились в Московский городской суд с административным иском к Правительству Москвы о признании не действующим в части постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы".
Определением Московского городского суда от 17 февраля 2023 года административное исковое заявление оставлено без движения со ссылкой на то, что оно не отвечает требованиям статей 125, 126, 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок для устранения недостатков административного искового заявления определен до 20 марта 2023 года.
22 февраля 2023 года во исполнение определения судьи Московского городского суда от 17 февраля 2023 года в суд поступило ходатайство о приобщении документов с приложением административного искового заявления.
Определением судьи Московского городского суда от 23 марта 2023 года административное исковое заявление Х.С, Х.Ю. возвращено в связи с неустранением в полном объеме недостатков, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Не согласившись с данным судебным актом, административные истцы подали частную жалобу, в которой просят отменить вынесенное определение как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов частной жалобы указано, что недостатки административного искового заявления были исправлены в установленный судом срок вследствие чего, основания для его возвращения отсутствовали.
В соответствии с положениями частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение поименованной частной жалобы в апелляционном порядке осуществляется без проведения судебного заседания судьей единолично.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, исследовав представленные материалы, суд апелляционной инстанции считает выводы судьи первой инстанции ошибочными, а обжалуемое судебное постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
Возвращая административное исковое заявление, судья исходил из того, что административными истцами Х.С, Х.Ю. не соблюдены требования части 2 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а именно не выполнены указания судьи об исправлении недостатков заявления и приложенных к нему документов.
В силу статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 данного Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения (часть 1).
В случае, если в установленный срок недостатки, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, не были устранены, судья на основании статьи 129 данного Кодекса выносит определение о возвращении административного искового заявления со всеми приложенными к нему документами (часть 5 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 данного Кодекса (часть 2).
Из представленного административного материала следует, что определением судьи Московского городского суда от 17 февраля 2023 года административное исковое заявление Х.С, Х.Ю. оставлено без движения, истцам предложено в срок по 20 марта 2023 года устранить недостатки заявления, выразившиеся в том, что в нем не указаны: сведения о том какие права, свободы и законные интересы административных истцов нарушены или о том, что существует реальная угроза их нарушения; наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт.
Возвращая административное исковое заявление, судья первой инстанции исходил из того, что административные истцы, недостатки административного искового заявления, указанные в определении об оставлении административного искового заявления без движения от 17 февраля 2023 года, не устранили.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из административного искового заявления, административные истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Как следует из постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда города Москвы обязаны осуществлять контроль за их состоянием, проводить учет находящихся на земельном участке зеленых насаждений и природных сообществ, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений и природных сообществ. Невыполнение указанной обязанности послужило основанием для привлечения заявителей к гражданско-правовой ответственности. Административные истцы полагают, что оспариваемыми Правилами ограничивается право собственности на принадлежащий им земельный участок и произрастающие на нем растения, что не соответствует нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, а именно, положениям статей 36, 130 Конституции Российской Федерации, статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, административные истцы в административном исковом заявлении привели обоснование нарушения своих прав оспариваемым нормативным правовым актом со ссылкой на акты, имеющие большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, определение судьи от 17 февраля 2023 года об оставлении без движения административного искового заявления, определение судьи от 23 марта 2023 года о возвращении административного искового заявления не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а административное исковое заявление надлежит направить на рассмотрение в тот же суд со стадии принятия заявления к производству суда
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Первый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение судьи Московского городского суда от 17 февраля 2023 года об оставлении без движения административного искового заявления отменить.
Определение судьи Московского городского суда от 23 марта 2023 года о возвращении административного искового заявления отменить.
Материал по административному исковому заявлению Х.С, Х.Ю. о признании не действующим в части постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" направить в Московский городской суд для рассмотрения заявления со стадии принятия к производству.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Н.В. Щербакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.