Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу Защитника ФИО2, представляющей интересы Муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Город Волгодонск" "Водоканал" (далее по тексту МУП "Водоканал") на вступившие в законную силу решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 1 августа 2022 года, решение Ростовского областного суда от 22 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МУП "Водоканал",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Волгодонска по пожарному надзору - заместителем начальника ОНД и ПР по г. Волгодонску УНД и ПР ГУ МЧС России по Ростовской области от 16 июня 2022 года МУП "Водоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание назначено в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 1 августа 2022 года указанное постановление оставлено без изменения.
Решением Ростовского областного суда от 22 сентября 2022 года судебное решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Защитник ФИО2 ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Из положений статей 62 и 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту ФЗ N123 от 22.07.2008) следует, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
Согласно п.1 ч.2 ст. 68 ФЗ N123 от 22.07.2008 к наружному противопожарному водоснабжению относятся централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод).
В соответствии с п. 3.6 СП 8.13130 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. требования пожарной безопасности", утвержденный Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 225 (далее по тексту СП 8.13130 Свод правил) к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети, водные объекты, используемые для целей пожаротушения и противопожарные резервуары.
Согласно п.6.3 СП 8.13130 Свода правил свободный напор в сети противопожарного водопровода низкого давления (на уровне поверхности земли) при пожаротушении должен быть не менее 10 метров.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 22 часов 18 минут до 23 часов 27 минут при тушении пожара на открытом распределительном устройстве-110 кВ подстанции электрической "Городская" по адресу: "адрес", "адрес" была прекращена подача воды в сеть наружного водопровода новой части "адрес", на которой расположены гидранты, используемые подразделением пожарной охраны для забора воды в целях тушения пожаров.
По результатам проведенного должностным лицом пожарного надзора административного расследования установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени 22 часов 15 минут до 22 часов 45 минут водоочистные сооружения- 2МУП "Водоканал" оказались полностью обесточенными в результате пожара, в связи с чем насосы ВОС-2, подающие воду в городскую сеть нового города удалось запустить в 23 часов 10 минут и в 23 часа 27 минут восстановить необходимое давление воды в водопроводной сети нового города. Из материалов дела следует, что согласно письма Администрации "адрес" N.5-10-645 от ДД.ММ.ГГГГ МУП "Водоканал" осуществляет содержание и ремонт пожарных гидрантов, которые установлены на водопроводных сетях, принятых в муниципальную собственность комитета по управлению имуществом "адрес" и числятся на балансе МУП "Водоканал" (л.д.36).
Материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют о том, что МУП "Водоканал" при возникновении пожара на ОРУ-110 Кв ПС "Городская" не обеспечил необходимым для пожаротушения напором воды в системе наружного противопожарного водопровода (вода полностью отсутствовала).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Сводом правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденным приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225 пришли к обоснованному выводу о виновности юридического лица.
Факт совершения МУП "Водоканал" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым при рассмотрении дела и пересмотре жалобы на постановление дана надлежащая правовая оценка, как свидетельствующим в своей совокупности о виновности юридического лица.
МУП "Водоканал" является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, как лицо, ответственное за обеспечение первичных мер пожарной безопасности, в том числе за обеспечение необходимого давления напора воды в системе наружного противопожарного водопровода. Необеспечение данных мер указывает на наличие в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод жалобы о тяжелом материальном положении не может служить основанием для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000, 0 рублей назначено административным органом в соответствии с требованиями статей 4.1, 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьей 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения учреждения.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьей обстоятельств выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается. Действия МУП "Водоканал" правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении МУП "Водоканал" к административной ответственности не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 1 августа 2022 года, решение Ростовского областного суда от 22 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МУП "Водоканал" оставить без изменения, жалобу Защитника ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.