Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Сергеева С.С, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Глебовой Т.А, поданную от ее имени представителем Киреевой Е.Н, поступившую в суд первой инстанции 21 марта 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 17 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Глебовой Т.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заместителю министра имущественных и земельных отношений Республики Крым Гостеву А.В. о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Глебова Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заместителю министра имущественных и земельных отношений Республики Крым Гостеву А.В. о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определенные действия.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 21 октября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Судом признан незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в предоставлении земельного участка, изложенный в письме от 7 мая 2021 года N 20524/01-06/3.
Суд обязал Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Глебовой Т.А. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17 января 2023 года отменено решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 21 октября 2021 года.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Глебовой Т.А, по доверенности Киреева Е.Н, просит отменить апелляционное определение с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23 марта 2021 года N 308-р/ДСП определены земельные участки, находящихся в государственной собственности Республики Крым, для предоставления гражданам бесплатно в собственность под индивидуальное жилищное строительство. Согласно выписке из Перечня земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно в собственность, под порядковым номером 202 значится Глебова Т.А, дата принятия заявления - 14 ноября 2016 года, кадастровый номер земельного участка - N, расположенный по адресу: "адрес"
Глебова Т.А. обратилась в Совет министров Республики Крым с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность бесплатно.
Письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 07 мая 2021 года N 20524/01-06/3 Глебовой Т.А. отказано в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований, ввиду наличия у заявителя в собственности земельного участка, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" пригодного для строительства индивидуального жилого дома, что является противоречивым условием предоставления земельного участка, основаниям предусмотренных статьей 22.2 Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015.
Статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Закон Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N 66-ЗРК/2015).
Статья 22.2 Закона N 66-ЗРК/2015 предусматривает особенности предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, включенным в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона.
Согласно части 2 статьи 22.2 Закона N 66-ЗРК/2015 право на бесплатное получение земельного участка в собственность указанным в части 1 настоящей статьи гражданам предоставляется при совокупности следующих условий: 1) наличие по состоянию на 18 марта 2014 года гражданства Украины; 2) наличие гражданства Российской Федерации; 3) постоянное проживание на территории Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о включении в Реестр; 4) отсутствие у гражданина, его супруга (и) и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома (в отношении указанных граждан не принимались решения о предоставлении (передаче) земельных участков на территории Республики Крым для строительства жилого дома либо решения, в соответствии с которыми возможно завершение оформления прав на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации); 5) гражданином, его супругом(ой) и несовершеннолетними детьми не осуществлялось отчуждение земельного участка, находящегося на территории Республики Крым, после 18 марта 2014 года; 6) отсутствие у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Из указанной нормы следует, что наличие в собственности заявителя земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, является препятствием для предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 22.2 Закона N 66-ЗРК/2015.
Согласно материалам дела, в порядке межведомственного взаимодействия Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым направило запрос в Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым о соответствии Глебовой Т.А. отдельным категориям граждан согласно требованиям части 2 статьи 22.2 Закона N 66-ЗРК/2015.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, Государственным комитетом по делам межнациональных отношений Республики Крым установлено, что законные основания для предоставления Глебовой Т.А. испрашиваемого земельного участка, отсутствуют, ввиду наличия в собственности земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение садоводства, пригодного для строительства индивидуального жилого дома.
Наличие на праве собственности вышеуказанного земельного участка административным истцом не оспаривается.
В соответствии с ответом администрации Урожайновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 12 января 2023 года исх.N 02-15/11, предоставленного на запрос суда апелляционной инстанции, вышеуказанный земельный участок находится в территориальной зоне - Зона садовой застройки (СХ-3). Основные виды разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования (12.0), ведение садоводства (13.2), земельные участки общего пользования (13.0), для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) (2.2).
Также указано, что строительство жилого дома на данном земельном участке возможно.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 (в редакции на момент принятия оспариваемого решения) на землях с установленным видом разрешенного использования:
- для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) (2.2) разрешается размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений, содержание сельскохозяйственных животных;
- для ведения садоводства (13.2) разрешается осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.
Согласно описанию вида разрешенного использования с кодом 2.1 разрешается размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
Пунктами 1 и 2 постановления Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года N 378 "Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования земельных участков" утверждено Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования земельных участков (далее - Положение) и таблица соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель (далее - Таблица) соответственно.
Положением предусмотрено, что отнесение ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель и (или) установление вида разрешенного использования таких участков осуществляется в соответствии с функциональным использованием (целевым назначением, разрешенным использованием) земельных участков, указанным в документах, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации (пункт 5). Отнесение ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель и (или) установление вида разрешенного использования таких участков осуществляется в соответствии с Таблицей (пункт 8).
Согласно названной Таблице на землях сельскохозяйственного назначения для земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов, кроме земельных участков, расположенных в границах лесничеств, вид разрешенного использования "ведение садоводства - осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур"; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд.
Исходя из изложенного судом апелляционной инстанции верно было указано, что в данном случае на принадлежащем административному истцу земельном участке возможно строительство жилого дома.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, изложенное в письме за исх. N20524/01-06/3 от 7 мая 2021 года об отказе в предоставлении земельного участка является законным и обоснованным, в связи с несоответствием административного истца требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 22.2 Закона N 66-ЗРК/2015, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежало отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 17 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 16 мая 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи С.С. СергеевВ.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.