Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Волгограда, поступившую в суд первой инстанции 22 марта 2023 года, на решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 25 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 08 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Волгоградского межрайонного природоохранительного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя администрации города Волгограда - Скобильцевой Д.А, прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан-Дубровской Е.Н, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Куртуков А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Волгограда в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Решением Дзержинского районного суда города Волгограда от 25 октября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено в части.
Судом признано незаконным бездействие администрации города Волгограда, выразившееся в не проведении работ по ликвидации места несанкционированного размещения отходов на территории неразграниченного земельного участка в точках со следующими координатами: "адрес" отходы из жилищ несортированные (код ФККО- 7 13 11001 72 4), мусор от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 01 72 4), площадью 2000 кв.м, объемом 150 куб.м.
Суд обязал администрацию города Волгограда организовать мероприятия по ликвидации несанкционированного размещения отходов на территории неразграниченного земельного участка "адрес" отходов из жилищ несортированных, мусора от строительных и ремонтных работ, площадью 2000 кв.м, объемом 150 куб.м.
Судом постановлено указанные мероприятия провести в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 8 февраля 2023 года оставлено без изменения решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 25 октября 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации города Волгограда по доверенности Цыцулина М.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи (далее - ВКС) в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принимала участие представитель администрации города Волгограда Скобильцева Д.А, поддержала доводы кассационной жалобы, настаивала на отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимал участие прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан-Дубровская Е.Н, доводам кассационной жалобы возражала, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Частично удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях города лежит на администрации Волгограда, однако органом местного самоуправления допущено незаконное бездействие.
Так же судами нижестоящих инстанций было указано о правомерности заявленных прокурором требований к администрации города Волгограда, поскольку непринятие мер по ликвидации свалки несанкционированных бытовых отходов на территории неразграниченного земельного участка на "адрес" нарушает гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, той мере, к какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
В силу пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятии по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Из статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории такого городского округа, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий).
Из правового анализа приведенной нормы следует, что за участки, расположенные на территории городского округа, отвечает орган местного самоуправления такого муниципального образования, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
Согласно статье 37 Устава города-героя Волгограда, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда является администрация Волгограда, которая, в силу положений статьи 39 Устава, уполномочена на осуществление, организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Волгоград, организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, обязанность по организации устранения указанных в административном иске несанкционированных свалок лежит на администрации Волгограда.
Согласно материалам дела, проведенными 30 июня 2022 года и 15 июля 2022 года Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением должностных лиц комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области и администрации Дзержинского района Волгограда на почве (открытом грунте) очагами размещены следующие отходы: "адрес" - отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (код ФККО ? 1 52 110 01 21 5), зелени древесной (код ФККО - 1 52 110 03 23 5), отходы полиэтиленовой тары незагрязненные (код ФККО - 4 34 110 04 51 5), тара стеклянная незагрязненная (код ФККО - 4 51 102 00 20 5), шины пневматические автомобильные отработанные (код ФККО - 921 11001 50 4) на площади 180 кв.м.; на территории неразграниченного земельного участка в точках с координатами "адрес" отходы из жилищ несортированные (код ФККО -7 13 110 01 72 4), мусор от строительных и ремонтных работ (код ФККО - 8 90 000 01 72 4) на площади 2000 кв.м. объемом 150 куб.м, что подтверждается справками от 1 и 18 июля 2022 года и фототаблицами к ним.
5 июля 2022 года и 21 июля 2022 года Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес администрации города Волгограда внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства с требованием ликвидировать свалки отходов на указанных территориях.
4 августа 2022 года и 24 августа 2022 года административным ответчиком представления прокурора рассмотрены, однако как усматривается из материалов дела, нарушения природоохранного законодательства в полном объеме не устранены, свалка отходов на территории неразграниченного земельного участка на склоне оврага "Проломный" с восточной стороны ГК "Моторостроитель" в виде отходов из жилищ несортированных, мусора от строительных и ремонтных работ на площади 2000 кв.м. объемом 150 куб.м, не ликвидирована.
Согласно материалам дела, административным ответчиком были представлены доказательства исполнения требований представления и.о. Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора N 04-02-2022/351 от 4 июля 2022 года в части ликвидации очага размещения несанкционированных отходов на пересечении ул. Ногинской и Унжинской в городе Волгограде.
Исходя из изложенного, частично удовлетворяя административные исковые требования прокурора судами нижестоящих инстанций верно было указано, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях города лежит на администрации Волгограда, однако органом местного самоуправления допущено незаконное бездействие.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 25 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 08 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 18 мая 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. УсенкоВ.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.