Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Сергеева С.С, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФНС России по Республике Калмыкия, поступившую в суд первой инстанции 30 марта 2023 года, на решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 02 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению УФНС России по Республике Калмыкия к Яшкуловой Г.Г. о взыскании транспортного налога и пени.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
УФНС России по Республике Калмыкия обратилось в суд с административным исковым заявлением к Яшкуловой Г.Г. о взыскании транспортного налога и пени.
Решением Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 2 ноября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 24 января 2023 года оставлено без изменения решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 2 ноября 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель УФНС России по Республике Калмыкия Лариев В.Н. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что в отсутствие доказательств соблюдения процедуры добровольной уплаты налога, налоговым органом утрачено право принудительного взыскания транспортного налога (выставления требования и обращение в суд), что является основанием для отказа во взыскании в судебном порядке недоимки по транспортному налогу за 2017, 2018 и 2019 г. в размере 43 200 рублей и пени за период со 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года в размере 140 рублей 40 копеек.
Судом апелляционной инстанции так же было указано, что является ошибочным и подлежащим исключению вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административных исковых требований налогового органа по причине пропуска налоговым органом установленного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации трехмесячного срока направления требования со дня выявления недоимки, поскольку приведенный срок не является пресекательным, следовательно, требование, выставленное по его истечении, не является автоматически недействительным и не ведет к нарушению прав налогоплательщика.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Яшкуловой Г.Г. с 19 марта 2014 года по 23 октября 2020 года принадлежал на праве собственности автомобиль грузовой, "данные изъяты", государственный регистрационный знак N, N, 1983 года выпуска.
Налоговым органом в адрес административного ответчика сформировано налоговое уведомление N 84445911 от 29 октября 2020 года, в котором предлагалось добровольно уплатить транспортный налог за 2017, 2018 и 2019 гг.
В связи с неуплатой административным ответчиком Яшкуловой Г.Г. обязательных платежей налоговым органом 15 декабря 2021 года выставлено требование N 50158 со сроком уплаты до 08 февраля 2022 года недоимки по транспортному налогу за 2017, 2018 и 2019 гг. в размере 43200 рублей и пени за период с 02 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года в размере 140 рублей 40 копеек.
В связи с неисполнением административным ответчиком требований налоговый орган 24 марта 2022 года обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка Яшкульского судебного района Республики Калмыкия, которое было удовлетворено 25 марта 2022 года. Определением мирового судьи от 14 апреля 2022 года в связи с поступившими возражениями Яшкуловой Г.Г. судебный приказ N 2а-22/2022 от 25 марта 2022 года отменен.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 6 статьи 45 НК РФ Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с положениями статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с названным Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу абзаца первого статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
По смыслу приведенных норм права, как правило, плательщиками транспортного налога признаются лица, которым принадлежит право собственности на указанное имущество. Акт регистрации является подтверждением перехода права собственности.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) суммам налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2010 года N 468-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Дроздова Виктора Васильевича и Дроздовой Елены Алексеевны на нарушение их конституционных прав статьей 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации" в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, в частности, по транспортному налогу, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности в отношении данного налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.
Таким образом, в случае, когда обязанность по исчислению налога возложена на налоговый орган, до дня получения налогоплательщиком соответствующего налогового уведомления способами, указанными в статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате такого налога у налогоплательщика не возникает.
Из содержания приведенных норм усматривается, что обязанности налогоплательщика произвести своевременно и в полном объеме уплату налога корреспондирует обязанность налогового органа также своевременно направить в адрес налогоплательщика налоговое уведомление с указанием подлежащего уплате размера налога и срока его уплаты. В противном случае на гражданина возлагается бремя несения неблагоприятных последствий в виде уплаты пени, тогда как противоправность в его поведении отсутствует.
Как усматривается из материалов дела, в обоснование административных исковых требований налоговым органом было указано, что в связи с наличием обязанности уплатить транспортный налог налоговым органом в адрес Яшкуловой Г.Г. направлено налоговое уведомление N 84445911 от 29 октября 2020 года об уплате транспортного налога за 2017, 2018 и 2019 гг. в размере 14400 рублей за каждый налоговый период, всего на общую сумму в размере 43200 рублей.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом на запрос суда апелляционной инстанции о предоставлении сведений, подтверждающие направление налоговым органом в адрес административного ответчика налогового уведомление N 84445911 от 29 октября 2020 года, налоговым органом был дан ответ о том, что налоговое уведомление было вручено лично налогоплательщику Яшкуловой Г.Г. 29 октября 2020 года, однако, представить подтверждающие документы не представляется возможным в связи с реорганизацией налоговых подразделений в 2021 году.
Каким либо иным способом - заказным письмом либо в электронной форме налогоплательщик не была уведомлена.
Исходя из изложенного, поскольку на дату формирования налогового уведомления N 84445911 от 29 октября 2020 года административный истец располагал сведениями о месте жительстве административного ответчика, вместе с тем по данному адресу налоговое уведомление ему не направлялось, доказательств, подтверждающих наличие факта направления либо личного вручения налогового уведомления, не представлено, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2017, 2018 и 2019 гг. признается не направленным, следовательно, процедура добровольной уплаты налога не соблюдена.
Таким образом, поскольку материалы дела не содержат доказательств соблюдения процедуры добровольной уплаты налога, налоговым органом утрачено право принудительного взыскания транспортного налога (выставления требования и обращение в суд), что в свою очередь явилось основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований налогового органа о взыскании недоимки по транспортному налогу с Яшкуловой Г.Г.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 02 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 23 мая 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи С.С. СергеевВ.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.