Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П.
судей Капункина Ю.Б. и Русакова А.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Звездова В.В. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 8 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Звездова В.В. об оспаривании решения налогового органа.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, административного истца Звездова В.В, его представителя Гладких М.В, представителя административного ответчика УФНС России по Краснодарскому краю Рогового В.А, представителя заинтересованного лица МИФНС России N16 по Краснодарскому краю Кравченко И.Н. судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Звездов В.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным решение УФНС по Краснодарскому краю от 8 февраля 2022 года N 25-11-76, которым отказано административному истцу в восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование действий и решений ИФНС N 5 по г. Краснодару по исключению "данные изъяты" из ЕГРЮЛ и оставлении жалобы без рассмотрения; признать незаконным действия ИФНС N 5 по г. Краснодару по исключению "данные изъяты" из ЕГРЮЛ; признать незаконным решение ИФНС N 5 по г. Краснодару по внесению записи N 2102312161895 от 29 июля 2010 года в ЕГРЮЛ об исключении "данные изъяты"; возложить на административного ответчика обязанность восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование действий и решений ИФНС N 5 по г. Краснодару, а также исключить запись N 2102312161895 от 29 июля 2010 года.
В обоснование требований Звездов В.В. указал, что он является членом "данные изъяты" г. Краснодара и собственником гаражных боксов N 152, 154, 156, расположенных в составе гаражного комплекса "данные изъяты".
"данные изъяты" образован на основании решения исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов от 20 июля 1990 года за N 304/1 пр.15.
30 ноября 1998 года "данные изъяты" поставлен на налоговый учёт в ИФНС РФ N 5 по г. Краснодару, 30 сентября 2008 года "данные изъяты" зарегистрирован в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером N N.
На основании справки N 665-С от 7 апреля 2010 года об отсутствии в течение последних 2 месяцев движения по банковским счетам или отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов и справки N 665-0 от 7 апреля 2010 года о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, ИФНС РФ N 5 по г. Краснодару принято решение N 557 от 9 апреля 2010 года о предстоящем исключении "данные изъяты" из ЕГРЮЛ.
29 июля 2010 года ИФНС РФ N 5 по г. Краснодару принято решение об исключении "данные изъяты" из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и внесена в ЕГРЮЛ запись за N N.
Полагая, что данное решение является незаконным, Звездов В.В. просил признать его незаконным и отменить, а также просил признать незаконными действия по внесению записи в ЕГРЮЛ об исключении "данные изъяты" из ЕГРЮЛ.
Утверждая, что вышеуказанные решения регистрирующего органа ранее до него не доводились, о принятых решениях регистрирующего органа он узнал из выписки из ЕГРЮЛ от 28 января 2022 года, Звездов В.В. просил восстановить срок на их обжалование.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 8 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 июня 2022 года, в удовлетворении заявленных административных исковых требований Звездову В.В. отказано.
В кассационной жалобе Звездов В.В. просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и направлении дела на новое рассмотрение в ином составе суда.
В судебном заседании административный истец Звездов В.В, его представитель Гладких М.В, доводы кассационной жалобы поддержали, просили судебные акты отменить; представитель административного ответчика УФНС России по Краснодарскому краю Роговой В.А, представитель заинтересованного лица МИФНС России N16 по Краснодарскому краю Кравченко И.Н. просили судебные акты оставить без изменения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте ее рассмотрения, что подтверждается материалами дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены постановленных по делу судебных актов.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и законных интересов, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, касающихся оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), а также соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судами установлено, что Звездов В.В. является членом "данные изъяты" г. Краснодара и собственником гаражных боксов NN 152, 154, 156, расположенных в составе гаражного комплекса "данные изъяты".
"данные изъяты" образован на основании решения исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов от 20 июля 1990 года за N 304/1 пр.15.
30 ноября 1998 года "данные изъяты" поставлен на налоговый учёт в ИФНС РФ N 5 по г. Краснодару, 30 сентября 2008 года "данные изъяты" зарегистрирован в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером N N.
29 июля 2021 года ИФНС России N 5 по г. Краснодару принято решение об исключении "данные изъяты" из ЕГРЮЛ.
Указанное решение принято Инспекцией на основании справки от 7 апреля 2010 года N 665-С об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов и справки от 7 апреля 2010 года N 665-0 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.
Согласно ч. 1 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении). Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В силу ч. 3 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
На основании ч. 4 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Согласно п. "б" ч. 5 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Пунктом 7 ст. 22 данного Закона установлено, что если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Поскольку решение о предстоящем исключении публикуется в органах печати, поэтому такая информация обладает признаками открытости и доступности при разумной степени осмотрительности, административный истец имел возможность заявить возражения в связи с ликвидацией юридического лица.
Судами установлено и из материалов дела следует, что после принятия инспекцией решения о предстоящем исключении "данные изъяты" и публикации его в установленном законом порядке, Звездов В.В. не воспользовался правом, предусмотренным п. 4 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и не направил в установленный законом срок в регистрирующий орган свои возражения относительно предстоящего исключения "данные изъяты" из ЕГРЮЛ, в связи с чем он несет негативные последствия непредъявления такого возражения.
Оснований для отмены решения об исключении "данные изъяты" из ЕГРЮЛ ввиду несоответствия данного решения положениям Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не представлено и судами не установлено.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Звездова В.В. о признании незаконным решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Выводы судов о соблюдении регистрирующим органом установленного законом порядка исключения юридического лица из реестра основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Также судами установлено, что 2 февраля 2022 года в вышестоящий регистрирующий орган поступила жалоба Звездова В.В. от 29 января 2022 года на решение и действия ИФНС России N 5 по г. Краснодару, связанные с исключением "данные изъяты" из ЕГРЮЛ.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю на основании пп. "б" п. 1 ст. 25.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" данная жалоба оставлена без рассмотрения.
Согласно ст. 25.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
В силу п. 1 ст. 25.4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" жалоба подается в письменной форме и может быть направлена почтовым отправлением, представлена непосредственно или направлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет". Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.
На основании п. 8 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, восстанавливается вышестоящим регистрирующим органом (п. 3 ст. 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Из материалов дела следует, что жалоба Звездова В.В. от 29 января 2022 года на решение ИФНС России N 5 по г. Краснодару от 29 июля 2021 года поступила в УФНС по Краснодарскому краю 2 февраля 2022 года, то есть с пропуском установленного законом срока на ее подачу.
Перечень обстоятельств, которые могут рассматриваться в качестве уважительных причин, законодательством не установлен, в связи с этим уважительность каждой причины оценивается органом, уполномоченным на принятие решения о восстановлении пропущенного срока в каждом конкретном случае.
Таких обстоятельств в рассматриваемом случае установлено не было, у Звездова В.В. имелась возможность своевременно реализовать предусмотренное законом право на обжалование решения налогового органа, чего им сделано не было, в связи с чем в соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 25.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" вышестоящий регистрирующий орган обоснованно оставил жалобу административного истца без рассмотрения, т.к. пропущен срок на подачу жалобы более чем на один год.
При рассмотрении административного иска судами верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон.
Все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки нижестоящих судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой и в суде апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены постановленных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 8 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 20 апреля 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.