Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П.
судей Мальмановой Э.К, Монмаря Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исмаиловой Г.Т. на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Крым от 22 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Исмаиловой Г.Т. о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, посредством видеоконференц-связи административного истца Исмаилову Г.Т, ее представителя Рассомахина А.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исмаилова Г.Т. обратилась в суд с административным иском к администрации г. Симферополя, Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ "Симферополь" Республика Крым, в котором, с учетом уточненных административных исковых требований, просила суд:
- признать незаконным подпункт 4 пункта 2 решения Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ "Симферополь" от 02 июля 2021 года, оформленного протоколом, в части отказа в выдаче возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: "адрес";
- обязать администрацию г. Симферополя в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Исмаиловой Г.Т. о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдать заключение о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства.
В обоснование административных исковых требований Исмаилова Г.Т. указала, что 19 марта 2009 года она получила Решение N 745 о разрешении на разработку проекта землеустройства на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" в районе ул. Г. Сталинграда, и начала возводить на участке жилой дом. Вместе с тем за срок действия решения - 1 год, она не успела разработать проект землеустройства, однако продолжала строить дом и проживать на данном участке. В результате в 2013 году она возвела жилой дом.
В дальнейшем, административный истец обратилась в администрацию города с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче заключения о возможности признания постройки объектом индивидуального жилищного строительства, в соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная до 18 марта 2014 года, согласно постановлению Совета Министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252 от 02 июля 2021 года (далее - Порядок).
Кроме того, как указывала административный истец, в 2013 году она изготовила технический план на жилой дом, в 2017 году - заключила с ГУП РК "Крымэнерго" договор на поставку электроэнергии, при этом доступ к электроэнергии у нее был по лицевому счету, без договора. В 2010 году она получила разрешение на подключение к водоснабжению и в 2012 году заключила договор о предоставлении услуг по холодному водоснабжению.
Вместе с тем, Комиссией для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ "Симферополь" Республике Крым (далее - Комиссия), принято решение об отказе в выдаче такого заключения в отношении ее самовольной постройки, поскольку указанный объект не соответствует условиям, указанным в пункте 15 Порядка.
Исмаилова Г.Т. полагала, что решение Комиссии является незаконным, нарушающим ее права и законные интересы.
Решением Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 19 апреля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Исмаиловой Г.Т. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 22 августа 2022 года решение Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 19 апреля 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Исмаиловой Г.Т. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Исмаилова Г.Т. просит об отмене судебных актов как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, суды неверно оценили доказательства по делу, в том числе скриншоты спутниковых снимков местности, без наличия на то оснований не учли, что оспариваемый отказ в выдаче заключения о самовольной постройке, о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства не содержит конкретного основания - нарушения, предусмотренного пунктом 15 Порядка и, соответственно, это обстоятельство было исключено из судебной оценки. Также заявитель обращает внимание на то, что суды не имели оснований для применения норм права ЖК Российской Федерации к обстоятельствам, возникшим до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации.
В возражениях на кассационную жалобу администрация г. Симферополя, в лице представителя Дружковой О.А, просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании административный истец Исмаиловой Г.Т. и ее представитель Рассомохин А.А. доводы кассационной жалобы поддержали, просили удовлетворить.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав сторону административного истца, судебная коллегия полагает, что имеются основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены судебных актов и, как следствие, для направления дела на новое рассмотрении в районный суд.
Из содержания ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц публичного органа могут быть признаны незаконными, только если не соответствуют закону и нарушают законные права и интересы граждан либо иных лиц.
Установлено, что Решением 46-й сессии V созыва Симферопольского городского Совета Автономной республики Крым от 19 марта 2009 года N 745 Исмаилова Г.Т. получила разрешение на разработку проекта землеустройства на земельный участок, ориентировочной площадью 0, 0800 га, расположенный по адресу: "адрес" в районе ул. Г. Сталинграда для строительства и обслуживания жилого дома.
Согласно указанному Решению Исмаилова Г.Т. обязана была в течение 1 года разработать и согласовать проект землеустройства по отводу земельного участка (т.1 л.д.13)
Исмаилова Г.Т, обращаясь в суд в октябре 2021 года, указывает на то, что за срок действия решения - 1 год она не успела разработать проект землеустройства, однако продолжала строить дом - самовольно возведенную постройку.
В 2010 году Исмаилова Г.Т. получила разрешение на подключение к водоснабжению и в 2012 году заключила договор о предоставлении услуг по холодному водоснабжению (т.1 л.д.14, 23). В 2013 году она изготовила технический план на приусадебный (индивидуальный) жилой дом (т.1 л.д.20), в 2017 году ГУП РК "Крымэнерго" выдал акт об осуществлении технологического присоединения N N энергопринимающих устройств заявителя по договору об осуществлении технологического присоединения от 20.11.2017г. N N (т.1 л.д.18).
Данные обстоятельства являются существенными по настоящему делу, и они подтверждаются материалами дела.
Между тем суды эти юридические факты исключили из правовой оценки, с чем нельзя согласиться.
25 мая 2018 года Исмаилова Г.Т. обратилась в администрацию г. Симферополя с заявлением, в котором, на основании статьи 22 Закона Республики Крым 15 января 2015 года N 66-ЗРК\2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", просила предоставить ей земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства и выдать ей заключение о признании постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства (т.1 л.д.60).
02 июля 2021 года подпунктом 4 пункта 2 решения Комиссии, оформленного протоколом, Исмаиловой Г.Т. отказано в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет место: "Несоответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка" (т.1 л.д.56).
Как следует из Решения Комиссии от 02 июля 2021 года, других оснований по отказу Исмаиловой Г.Т. предоставить ей земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства и выдать ей заключение о признании постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года объектом индивидуального жилищного строительства, уполномоченным органом не указано.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее также - Закон N 38-ЗРК) завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее также - Закон Республике Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015) определены особенности предоставления земельных участков гражданам с расположенными на них постройками, возведенными самовольно до 18 марта 2014 года.
Согласно применимой к данному случаю части 1 статьи 22 Закона Республике Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015, гражданин вправе приобрести в собственность земельный участок при наличии определенных условий.
Из анализа положений Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252, и постановления администрации г. Симферополя от 28 июня 2017 года N 2046 об утверждении Положения и состава комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республике Крым, следует, что Комиссия является уполномоченным органом администрации муниципального образования.
Как следует из положений пункта 3 Порядка, гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
В силу пункта 13 Порядка, в редакции на июль 2021 года, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения.
В пункте 15 Порядка, на который ссылается Комиссия в подпункте 4 пункта 2 решения от 02 июля 2021 года, указано, что Заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий:
1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки;
2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м;
3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц;
4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года;
5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым;
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 20.06.2019 N 333).
6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей;
7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.
Из оспариваемых положений Решения Комиссии от 02 июля 2021 года не следует, что указанный орган рассмотрел по существу заявление Исмаиловой Г.Т. о предоставлении ей земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства и выдаче ей заключения о признании постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства.
В Решении Комиссии от 02 июля 2021 года не указаны конкретные условия, предусмотренные пунктом 15 Порядка, послужившими основаниями для принятия оспаривания отказа в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства.
Указанные обстоятельства, наряду с вышеприведенными фактами, также были исключены из правовой оценки судами, что, безусловно, повлияло на исход дела.
В этой ситуации выводы судов, основанные только на оценке письменных доказательств, полученных административным ответчиком и судом после 02 июля 2021 года и после поступления административного иска в суд, следует признать преждевременными.
В силу ч. 3 ст. 62 КАС Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Вместе с тем изложенное выше не было учтено судами; в том числе по представленным судам административным истцом доказательствам не были исследованы все обстоятельства, связанные с землеустройством участка и строительством жилого дома Исмаиловой Г.Т. как до 14 марта 2014 года, так и на 2017 год, равно не были исследованы и вопросы конкретных оснований принятия Комиссией оспариваемого отказа, а также о соблюдении этим органом сроков рассмотрения заявления гражданина, предусмотренных пунктом 18 Порядка.
При этом следует отметить правовую цель обращения гражданина в Комиссию, длящейся характер и предметное единство земельно-жилищных отношений Исмаиловой Г.Т. с публичной властью, а также то, что законодатель Республики Крым не ставит завершение оформления прав на земельный участок в зависимость от наличия либо отсутствия сроков действия решения органа местного самоуправления о выдаче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.
Таким образом, судебная коллегия отмечает, что выводы судов не являются следствием правовой оценки всех фактических обстоятельств дела, являющихся юридически значимыми для разрешения настоящего публичного спора по существу.
Согласно части 2 статьи 328 КАС Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Согласно части 3 статьи 329 КАС Российской Федерации кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
С учетом изложенного, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в районный суд в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, установить все юридические факты по делу и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Крым от 22 августа 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 4 апреля 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи
Э.К. Мальманова
Д.М. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.