Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П, судей Мальмановой Э.К, Русакова А.Е, с участием прокурора Стрелковского С.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Орленко С.В, действующего в интересах Чеботарева О.А, на решение Севастопольского городского суда от 10 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 3 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Чеботарева О.А, о признании нормативного правого акта недействующим.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, прокурора Стрелковского С.Н, полагавшего судебные акты законными, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя от 31 января 2022 г. N 18-о "Об ограничении максимальной скорости движения в городе Севастополе по автомобильной дороге 67 К-1 Ялта-Севастополь" (далее - Приказ N 18-о) введено ограничение максимальной скорости движения 40 км/ч в по автомобильной дороге 67 К-1 Ялта - Севастополь на пешеходных переходах на ПК 76+940, ПК 77+535.
Данный нормативный правовой акт опубликован 31 января 2022 г. на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru).
Представитель административного истца Орленко С.В, действующий в интересах Чеботарева О.А, обратился в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ N 18-о, как принятый с превышением полномочий органа исполнительной власти города Севастополя и несоответствующий пункту 10.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - ПДД РФ).
Решением Севастопольского городского суда от 10 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 3 ноября 2022 года, в удовлетворении административного иска Чеботареву О.А. отказано.
В кассационной жалобе Орленко С.В, действующего в интересах Чеботарева О.А, просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, утверждая о нарушении прав Чеботарева О.А.
Относительно изложенных в кассационной жалобе доводов участвующим в деле прокурором поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Стрелковского С.Н, полагавшего нормативно-правовой акт законным, судебная коллегия считает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены постановленных по делу судебных актов.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).
Конституцией Российской Федерации (статья 65), Уставом города Севастополя от 14 апреля 2014 г. N 1-ЗС (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 11 апреля 2014 г.) (часть 1 статьи 1) определен статус Севастополя как субъекта Российской Федерации, города федерального значения.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения).
Пунктом 3 статьи 6 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
Правила дорожного движения Российской Федерации являются составной частью правового регулирования отношений, возникающих в сфере дорожного движения, задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом федеральным законом не определен исчерпывающий перечень мероприятий для исполнительных органов государственной власти, которыми достигаются цели осуществления безопасности дорожного движения.
Исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования, формирования и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя, в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 8 сентября 2016 г. N 849-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" (далее - Положение о Департаменте) является Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (далее - Департамент).
В силу подпункта 28 пункта 9.10 вышеуказанного Положения Департамент наделен полномочием по принятию решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения города Севастополя.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава города Севастополя, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора Департамент издает нормативные правовые акты по вопросам транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры (пункт 9.3 Положения о Департаменте).
Как усматривается из материалов дела, реализуя указанные полномочия, 31 января 2022 г. Департамент принял приказ N 18-о, установив ограничение максимальной скорости движения 40 км/ч по автомобильной дороге 67 К-1 Ялта - Севастополь на пешеходных переходах на ПК 76+940, ПК 77+535.
В соответствии с пунктом 12 Положения о Департаменте приказ подписан директором Департамента - руководителем исполнительного органа государственной власти города Севастополя.
Из материалов административного дела также следует, что ограничение движения на вышеуказанном участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения перед нерегулируемыми пешеходными переходами установлено в целях обеспечения безопасности движения.
Судами первой и апелляционной инстанций, верно установлено, что ограничение движения на вышеуказанном участке автодороги носит временный характер, установлено до момента обустройства пешеходного перехода в районе дома N 6 по ул. Гоголя дублирующим дорожным знаком 5.19.1 "Пешеходный переход" над проезжей частью автомобильной дороги во исполнение предписания УГИБДД УМВД по городу Севастополь от 12 августа 2021 г. N 144, направленного в адрес ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя".
Исходя из содержания раздела 3 приложения N 1 к ПДД РФ "Дорожные знаки" запрещающие знаки, к числу которых относится дорожный знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости", вводят или отменяют определенные ограничения движения. Соответственно, ограничение максимальной скорости входит в понятие "ограничение движения".
Таким образом, оспариваемый приказ N 18-о принят Департаментом - органом исполнительной власти города Севастополя в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка его принятия и опубликования, не нарушает прав и законных интересов административного истца и направлен прежде всего на защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Само по себе отсутствие в самом нормативном правовом акте указания на временность установления ограничения максимальной скорости не влечет его противоречие нормам, имеющим большую юридическую силу.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы представителя административного истца были рассмотрены судами и получили оценку с соответствующим правовым обоснованием, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, не подтверждают существенных нарушений норм права, влекущих применительно к полномочиям суда кассационной инстанции отмену судебных актов.
В этой связи судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Севастопольского городского суда от 10 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 3 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 6 апреля 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Э.К. Мальманова
А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.