Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Богатых О.П, судей Мальмановой Э.К, Русакова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Никитенко А.Е. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Никитенко А.Е. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, выслушав Никитенко А.Е, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Никитенко А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация), выразившееся в нарушении сроков предоставления муниципальной услуги.
Требования административного иска мотивированы тем, что 29 декабря 2021 года Никитенко А.Е. направил в администрацию заявление о предварительном согласовании места размещения земельного участка площадью 1298 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный земельный участок).
По результатам рассмотрения указанного заявления административным ответчиком направлен ответ от 24 января 2022 года, согласно которому департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образовании г. Краснодар направлены запросы в структурные подразделения для проработки градостроительной возможности образования испрашиваемого земельного участка, с целью его дальнейшего предоставления. Иных ответов в адрес административного истца не поступало.
Административный истец считает, что административными ответчиками допущено незаконное бездействие, выразившееся в нарушении сроков на оказание муниципальной услуги.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 4 апреля 2022 года требования административного иска удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 сентября 2022 года решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 4 апреля 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 декабря 2022 года, Никитенко А.Е. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Определением судьи от 15 февраля 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, выслушав Никитенко А.Е, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что 29 декабря 2021 года Никитенко А.Е. направил в администрацию заявление о предварительном согласовании места размещения спорного земельного участка.
По результатам рассмотрения указанного заявления департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар направлен ответ от 24 января 2022 года, из которого следует, что департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образовании г. Краснодар направлены запросы в структурные подразделения для проработки градостроительной возможности образования испрашиваемого земельного участка, с целью его дальнейшего предоставления.
Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар от 2 марта 2022 года административному истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги, поскольку схема расположения земельного участка не соответствует форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. В том числе, испрашиваемый земельный участок, согласно правилам землепользования и застройки расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в зоне транспортной инфраструктуры.
Полагая, что административным ответчиком допущено бездействие, выразившееся в нарушении сроков предоставления муниципальной услуги, административный истец обратился в суд.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка либо опубликование извещения о предоставлении земельного участка по заявлению от 29 декабря 2021 года должно было быть принято в срок до 29 января 2022 года. Вместе с тем административным ответчиком в указанный срок ответ не предоставлен.
С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции, указав на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Судом апелляционной инстанции отмечено, что доводы административного истца сводятся к формальным нарушениям, допущенным административным ответчиком, которые с учетом ответа от 24 января 2022 года были устранены на момент рассмотрения дела, сами по себе, не повлекли нарушение прав Никитенко А.Е. и не могут быть признаны существенным несоблюдением порядка установленного административным регламентом, с учетом тех обстоятельств, что у административного ответчика имелись основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Вместе с тем судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции.
Постановлением администрации от 19 февраля 2018 года N 603 утвержден Административный регламент предоставления администрацией муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности".
Пунктами 10 и 11 Административного регламента определено, что предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией через уполномоченный орган (департамент).
На основании пункта 14 Административного регламента результатами предоставления муниципальной услуги являются: 1) решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и отсутствуют иные заявления граждан заинтересованных в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок; 2) решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка; 3) решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду наличия иных заявлений граждан, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 15.1 Административного регламента установлено, что принятие решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка либо опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных в заявлении целей (далее - Извещение) которое размещается на официальном сайте Российской Федерации http://www.torgi.gov.ru, на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара http://www.krd.ru - не более 30 дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 16 Административного регламента общий срок предоставления муниципальной услуги составляет:
в случае наличия основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка - 30 дней;
в случае наличия основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду наличия иных заявлений граждан, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок - 67 дней;
в случае отсутствия оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участков, в том числе отсутствия заявлений иных граждан, крестьянского (фермерского) хозяйства о намерении приобретении прав на испрашиваемый земельный участок - 90 дней;
в случае если схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок предоставления муниципальной услуги может быть продлен не более чем до 45 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Между тем, решение об отказе в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги было вынесено 2 марта 2022 года, что свидетельствует о нарушении указанных требований административного регламента.
При этом в силу части 3 статьи 157 КАС РФ признание административным ответчиком административного иска и принятие его судом является основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Как указано выше, 2 марта 2022 года письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар административному истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги по его заявлению от 29 декабря 2021 года, то есть после предъявления 21 февраля 2022 года административного иска в суд.
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалованном судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обосновано пришёл к выводу о незаконности оспариваемого бездействия администрации, выразившегося в нарушении сроков предоставления муниципальной услуги.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными, основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 сентября 2022 года отменить, оставить в силе решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 4 апреля 2022 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 28 марта 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Э.К. Мальманова
А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.