Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Богатых О.П, судей Мальмановой Э.К, Русакова А.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пенского А.В. на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 15 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 10 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Пенского А.В. о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, выслушав представителя администрации Ворошиловского района Волгограда - Шульц И.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пенский А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил: признать незаконным распоряжение Главы администрации Ворошиловского района Волгограда Иванова Р.А. от 9 июня 2022 года об утверждении состава комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Ворошиловского района Волгограда; признать незаконным протокол комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Ворошиловского района Волгограда от 9 июня 2022 года N 7; признать незаконным распоряжение Главы администрации Ворошиловского района Волгограда Иванова Р.А. от 9 июня 2022 года N 01-02/210 "О демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта на территории Ворошиловского района Волгограда"; признать незаконным бездействие комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Ворошиловского района Волгограда, выразившееся в неинформировании о дате и времени заседания комиссии и ненаправлении копии протокола от 9 июня 2022 года N 7; признать незаконным бездействие Главы администрации Ворошиловского района Волгограда Иванова Р.А, выразившееся в ненаправлении копии распоряжения от 9 июня 2022 года N 01-02/210 "О демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта на территории Ворошиловского района Волгограда"; признать незаконным, бездействие администрации Ворошиловского района Волгограда, выразившееся в ненаправлении в комитет информационной политики администрации Волгограда для опубликования в официальном муниципальном печатном издании сообщения; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 15 июля 2022 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 10 октября 2022 года решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 15 июля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 9 января 2023 года, Пенского А.В. ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Определением судьи от 20 февраля 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, выслушав представителя администрации Ворошиловского района Волгограда - Шульц И.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов дела следует, что 24 мая 2022 года с участием представителей департамента муниципального имущества администрации Волгограда, администрации Ворошиловского района Волгограда составлен акт обследования земельного участка N 5/210-22-МЗК, расположенного по адресу: "адрес".
По результатам обследования установлено, что на указанном земельном участке расположен металлический гаражный бокс (серого цвета), (номер бокса-б/н) (размером 3, 0 х 5, 20 м, площадью 15, 6 кв. м). Данный объект расположен на землях государственная собственность, на которые не разграничена. Сведения о предоставлении разрешения на установку объекта отсутствуют.
В адрес председателя комитета по информационной политике администрации Волгограда администрацией Ворошиловского района Волгограда направлено письмо от 30 мая 2022 года N 12/3121 о размещении в ближайшем выпуске официального средства массовой информации Волгограда информационного сообщения о дате, времени, месте и повестке заседания комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Ворошиловского района Волгограда.
Информационное сообщение о проведении комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Ворошиловского района Волгограда 9 июня 2022 года в 11-00 часов, размещено в газете "Городские вести" от 31 мая 2022 года.
Судами установлено, что указанная информация также размещена на сайте администрации Волгограда в разделе органы власти, территориальные подразделе: (администрация Ворошиловского района Волгограда"), "Объявления".
9 июня 2022 года состоялось заседание комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Ворошиловского района Волгограда, на котором принято решение о наличии оснований для демонтажа спорного объекта и рекомендовано Главе администрации района принять распоряжение о демонтаже самовольно установленного объекта.
Оспариваемым распоряжением Главы администрации Ворошиловского района Волгограда Иванова Р.А. от 9 июня 2022 года N 01-02/210 утвержден состав комиссии по демонтажу самовольно установленного нестационарного объекта на территории Ворошиловского района Волгограда.
В состав комиссии вошли: ФИО8 заместитель директора МБУ "ЖКХ Ворошиловского района Волгограда, председатель комиссии; ФИО9 начальник административно - технического отдела МБУ "ЖКХ Ворошиловского района Волгограда", секретарь комиссии; ФИО10 начальник экономического отдела администрации Ворошиловского района Волгограда, член комиссии; ФИО11 заместитель начальника экономического отдела администрации Ворошиловского "адрес" Волгограда, член комиссии; ФИО12 консультант экономического отдела администрации Ворошиловского района Волгограда, член комиссии; ФИО13 главный специалист экономического отдела администрации Ворошиловского района Волгограда, член комиссии; ФИО14 главный специалист экономического отдела администрации Ворошиловского Волгограда, член комиссии; представитель ОП N 5 Управления МВД России по г. Волгограду и представитель ВРЭС АО "ВМЭС" по согласованию.
9 июня 2022 года Главой администрации Ворошиловского района Волгограда во исполнение указанного выше решения комиссии издано распоряжение N 01-02/210 "О демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта на территории Ворошиловского района Волгограда".
Распоряжение от 9 июня 2022 года N01-02/210 "О демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта на территории Ворошиловского района Волгограда" опубликовано в официальном средстве массовой информации Волгограда газете "Городские вести" от 11 июня 2022 года N 63/2192.
На самовольно установленном нестационарном объекте администрацией района было размещено информационное сообщение об издании распоряжения от 9 июня 2022 года N 01-02/210 "О демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта на территории Ворошиловского района Волгограда".
Также указанная информация размещена на сайте администрации Волгограда, в разделе органы власти, территориальные подразделения ("администрация Ворошиловского района Волгограда", "Объявления").
В силу пункта 1 распоряжения от 9 июня 2022 года N01-02/210, собственнику самовольно установленного нестационарного объекта-металлический гаражный бокс (серого цвета), расположенного на земельном участке в общем ограждении, за границами земельного участка "данные изъяты" (учетный N 5-77-23, в западной его части) по "адрес", предложено осуществить добровольно демонтаж объекта в срок не позднее пяти рабочих дней со дня заседания комиссии.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии условий, предусмотренных нормами КАС РФ, для удовлетворения требований административного иска. Суды исходили из того, что оспариваемые Пенским А.В. нормативно-правовые акты изданы уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленных полномочий, при этом нарушений при их вынесении не установлено, действия административных ответчиков прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций. Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, не установлено.
Постановлением администрации Волгограда от 12 апреля 2013 года N 764 утверждены Порядок демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда и Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда. Пунктами 1, 3-6, 16 указанного Порядка регламентируется деятельность администрации, ее структурных подразделений, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных на территории Волгограда нестационарных объектов.
В свою очередь Положение определяет регламент работы комиссий по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - комиссии). Положение применяется в отношении самовольно установленных нестационарных объектов на муниципальных землях, а также землях, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 1).
Комиссии создаются при администрациях районов Волгограда. Состав комиссий утверждается распоряжением администрации соответствующего района Волгограда. В состав комиссий включаются представители администраций районов Волгограда, структурных подразделений администрации Волгограда, представители общественных организаций и объединений. К работе комиссий могут привлекаться по согласованию представители управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду, представители федеральных органов исполнительной власти, другие должностные лица органов контроля и надзора, общественности. Комиссии рассматривают представленные материалы по самовольно установленным нестационарным объектам и при наличии оснований для демонтажа выявленного объекта принимают решение рекомендовать Главе администрации соответствующего района Волгограда издать распоряжение администрации района Волгограда о демонтаже самовольно установленного объекта (далее - распоряжение). На заседания комиссий приглашаются лица, осуществившие самовольную установку нестационарного объекта, если они выявлены. Решения комиссий правомочны, если на заседании присутствует более половины ее членов. Решения комиссий оформляются в виде протокола, которые подписываются секретарями комиссий, присутствующими членами комиссий, утверждаются председателями комиссий и направляются в день принятия Главе администрации соответствующего района Волгограда для подготовки проекта распоряжения и его издания (пункт 2).
Судами достоверно установлено, что спорный гаражный бокс расположен на земельном участке в общем ограждении, но за границами земельного участка "данные изъяты" (в западной его части) по "адрес", доказательств обратного не предоставлено.
Гараж находится на земельном участке государственная собственность на который не разграничена.
Согласно предоставленному сообщению департамента администрации Волгограда от 6 октября 2022 года N21212-ОМЗК земельный участок (учтенный N5-77-23) по договору аренды от 6 сентября 1997 года N 1617 был предоставлен "данные изъяты" для эксплуатации гаражей по "адрес".
Местоположение металлического гаражного бокса в акте от 24 мая 2022 года N 5/210-22-МЗК определено специалистом департамента визуально и при использовании программы геомедии и космического снимка. Установлено, что два последних ряда гаражных боксов на территории "данные изъяты" (север, северо-запад, запад участка) являются самовольно установленными и расположены за границами земельного участка (учетный N5-77-23). В одном из двух указанных рядов расположен вышеуказанный металлический гараж.
Таким образом, судами правильно отмечено, что спорный гараж установлен самовольно на неотведенном для этих целей земельном участке.
Кроме того, являются обоснованными выводы судов со ссылкой на соответствующие нормативно-правовые акты о том, что административными ответчиками оспариваемые решения приняты в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением требований к проведению процедуры принятия решений о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии в материалах дела аудиопротокола и протокола предварительного судебного заседания, состоявшегося 29 июня 2022 года не могут быть приняты в качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не ставят под сомнения правильность выводов судов по предмету спора, сделанных с учетом позиции административного истца, участвовавшего в судебном заседании 15 июля 2022 года.
При этом на 29 июня 2022 года судом первой инстанции была назначена досудебная подготовка, ведение протокола судебного заседания в ходе досудебной подготовки не является обязательным для суда.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов обеих инстанций, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 15 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 10 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 3 апреля 2023 года
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Э.К. Мальманова
А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.