Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П, судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Коновалова И.А. на решение Славянского городского суда Краснодарского края от 16 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Коновалова И.А. о признании незаконным решения государственного органа.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Коновалов И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю (далее - МИНФС N 11) в предоставлении информации, запрошенной путем направления адвокатского запроса от 28 июля 2021 года N 1/2002.
В обоснование заявленных требований указывает, что в целях защиты интересов Ефремян В.А, который является третьим лицом по обособленному спору о банкротстве, рассматриваемом Арбитражным судом Краснодарского края, направил в адрес административного ответчика запрос о предоставлении копий материалов камеральной и/или документальной налоговой проверки в отношении ООО " "данные изъяты"", осуществленной сотрудниками Межрайонной ИФНС N 11 за 2016-2018 годы; копий главных книг ООО " "данные изъяты"" за 2016-2018 годы, предоставленных в межрайонную ИФНС N 11 по Краснодарскому краю; сведений, поступивших из межмуниципального отдела по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю в межрайонную ИФНС N 11 по Краснодарскому краю о факте совершения ООО " "данные изъяты"" сделок с недвижимым имуществом в 2016-2018 годы.
Письмом от 10 августа 2021 года N 03-42/09608 административным ответчиком отказано в предоставлении запрашиваемой информации, в связи с тем, что запрашиваемая информация составляет налоговую тайну и указанные сведения не могут быть предоставлены адвокату на основании адвокатского запроса.
Считает данный отказ необоснованным, нарушающим его права как адвоката, так как без получения сведений, запрашиваемых путем направления адвокатского запроса, невозможна подготовка правовой позиции в целях защиты интересов Ефремян В.А.
Решением Славянского городского суда Краснодарского края от 16 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 августа 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе Коновалов И.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных и необоснованных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции 21 февраля 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения не были допущены судами обеих инстанций при рассмотрении данного административного дела.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (статья 29 Конституции Российской Федерации).
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 февраля 2000 года N 3-П, ограничение права, вытекающего из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальных сведений, связанных с частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью.
Частью 9 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено статьей 102 настоящего Кодекса.
Из содержания пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом.
Пунктом 5 Указа Президента РФ от 6 марта 1997 года N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" определено, что в Перечень сведений конфиденциального характера отнесены сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
Понятие коммерческий тайны дано в Федеральном законе от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" и предусматривает режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение.
Налоговыми органами налоговая тайна не подлежит разглашению за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ответ на запрос Коновалова И.А. о предоставлении информации, запрошенной путем направления адвокатского запроса от 28 июля 2021 года N 1/2002, дан ответ о конфиденциальности запрошенной информации, которая не может быть предоставлена, так как отнесена к налоговой тайне.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что обращение Коновалова И.А. рассмотрено уполномоченным органом в пределах его компетенции, заявителю дан мотивированный письменный ответ, содержащий разъяснения о невозможности раскрытия налоговой тайны в отношении ООО " "данные изъяты"".
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов обеих инстанций основанными на верном применении норм материального права, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу закона налоговые правоотношения предполагают взаимодействие между налоговым органом и налогоплательщиком, вследствие чего налоговым законодательством не предусмотрена возможность предоставления сведений по запросу лица, не являющегося субъектом налоговых правоотношений.
В силу положений статей 21, 26 - 29 Налогового кодекса Российской Федерации копии ненормативных правовых актов, принятых налоговыми органами, вручаются законным представителям налогоплательщика-организации, сведения о которых содержатся в ЕГРН, либо уполномоченным представителям налогоплательщика в случае наличия документального подтверждения их полномочий
В рассматриваемом споре к правоотношениям налогового органа с ООО " "данные изъяты"" Коновалов И.А. какого-либо отношения не имеет.
В силу положений статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Доказательств нарушения прав и законных интересов Коновалова И.А. в материалы административного дела не представлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что запрошенные сведения у МИФНС России N 11 были необходимы для защиты интересов ответчика в судебном процессе, который был инициирован Федеральной налоговой службой, основанием для отмены оспариваемых судебных актов не являются. При этом административный истец не был лишен возможности в рамках данного процесса заявить ходатайство об истребовании у налогового органа необходимых сведений.
Доводы кассационной жалобы в данном случае направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иное толкование норм материального права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Славянского городского суда Краснодарского края от 16 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 апреля 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.