Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П, судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лысогорской О.В, действующей в интересах Главного управления МВД России по Саратовской области, на решение Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 24 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 2 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Наденовой С.Н. об оспаривании решения государственного органа.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Наденова С.Н. обратилась с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ Главного управления МВД России по Саратовской области (далее - Управление) в выдаче справки о реабилитации и обязать административного ответчика выдать данную справку.
В обоснование заявленных требований указывает, что 5 октября 2020 года она обратилась в Информационный центр Управления с заявлением о выдаче справки о реабилитации, однако письмом административного ответчика от 29 октября 2020 года ей отказано в выдаче справки ввиду отсутствия законных оснований для принятия решения о реабилитации.
Заявляет, что ее отец ФИО5, как лицо немецкой национальности, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья" от 28 августа 1941 г. был подвергнут политическим репрессиям по национальному признаку и в административном порядке выслан из Дергачевского района Саратовской области на спецпоселение в Павлодарскую область Казахской ССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 г. с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении, были сняты ограничения, однако статьей 2 данного Указа установлено, что снятие с немцев ограничений по спецпоселению не влечет за собой возвращения им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены.
Отмечает, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1964 г. положения статьи 2 названного выше Указа были отменены.
11 марта 1998 года на основании пункта "в" статьи 3 и статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политической репрессии" ФИО5 реабилитирован.
Обращает внимание, что родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", между тем, в силу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 г. она и члены ее семьи были лишены добровольного выбора места постоянного проживания.
Решением Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 22 декабря 2020 года административное исковое заявление удовлетворено.
Суд признал отказ Главного Управления МВД России по Саратовской области от 29 октября 2020 года в выдаче справки о реабилитации незаконным.
Суд обязал Главное Управление Министерства внутренних дел России по Саратовской области выдать Наденовой Светлане Николаевне, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", Казахской ССР, справку о реабилитации, как жертве политической репрессии по национальному признаку (немка) на основании абзаца 1 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политической репрессии".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 апреля 2022 года указанное решение отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 24 мая 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
Суд признал отказ Главного Управления МВД России по Саратовской области от 29 октября 2020 года в выдаче справки о реабилитации незаконным.
Суд обязал Главное Управление Министерства внутренних дел России по Саратовской области выдать Наденовой Светлане Николаевне, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", справку о реабилитации, как жертве политической репрессии по национальному признаку (немка).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 2 августа 2022 года указанное решение оставлено без изменения.
Исправлены описки, допущенные в абзаце 6 страницы 3 мотивировочной части и в резолютивной части судебного решения Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 24 мая 2022 года, заменена дата рождения Наденовой С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ на верную - ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе Лысогорская О.В, действующая в интересах Управления, ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных и необоснованных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает, что Наденова С.Н. родилась в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть после снятия ее отца - ФИО5 с учета спецпоселения.
Отмечает, что на момент рождения административного истца ее отец был освобожден в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 г. и приказом МВД СССР от 16 декабря 1955 г.
Считает, что проживание семьи в Казахской ССР после рождения Наденовой С.Н. является правом их выбора дальнейшего места жительства.
Определением судьи от 27 февраля 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Исходя из положений части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
Согласно статье 1.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
При этом согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" настоящий Закон в части порядка реабилитации распространяется на: граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года; на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД - МТБ - МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам); на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами.
В силу статьи 6 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в пункте "в" статьи 3 настоящего Закона, - в органы внутренних дел, в отношении прочих репрессированных - в органы прокуратуры.
Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки (статья 7 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий").
Приказом от 23 ноября 2011 года N 1165 Министерства внутренних дел Российской Федерации утвержден Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 24 апреля 2018 года N 1100-0), определяя исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий и подлежащих представлению заявителем, данный Административный регламент закрепляет, что предоставление названной государственной услуги осуществляется на основании заявления репрессированного, а равно лица, указанного в пункте 3 Административного регламента, или общественной организации по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя в информационный центр (пункт 15).
Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов и которые заявитель вправе представить, в соответствии с которым в целях сокращения сроков исполнения заявления заявитель вправе предоставить архивные документы (в том числе архивные справки, выписки, копии), подтверждающие факт применения политической репрессии в административном порядке к лицу, полученные от иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 19).
Основаниями же для отказа в реабилитации - предоставлении государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий признается отсутствие: правовых оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о реабилитации жертв политических репрессий; архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке; политического мотива при принятии решения о применении репрессии к конкретному лицу (пункт 22 указанного Административного регламента).
При этом в пункте 11 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий указано, что при проведении проверки факта применения политической репрессии к конкретному лицу, ответственный за предоставление государственной услуги ИЦ, в случае необходимости, вправе запрашивать сведения, архивные документы (в том числе архивные справки, выписки, копии) из территориальных органов МВД России на региональном уровне, органов федеральной службы безопасности, органов прокуратуры и других государственных архивов и иных органов, осуществляющих архивное хранение, а также соответствующих органов государств - бывших союзных республик СССР.
Пунктом 17 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий предусмотрено, что при обращении родственника репрессированного к заявлению прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность; доверенность от имени репрессированного, выданная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на ознакомление его родственников с запрашиваемой в отношении него информацией либо документ (копия), подтверждающий факт смерти репрессированного; документ (копия), подтверждающий родственные отношения с репрессированным.
Пунктом 19 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий прямо установлен запрет требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представления или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 5 октября 2020 года Наденова С.Н. обратилась в Главное управление МВД России по Саратовской области с заявлением о выдаче ей справки о реабилитации.
29 октября 2020 года в адрес административного истца Главное управление МВД России по Саратовской области направило письмо об отказе в выдаче справки, ввиду отсутствия законных оснований для принятия решения о реабилитации.
Вступившим в законную силу 2 августа 2022 года решением Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 24 мая 2022 года установлен факт применения в отношении Наденовой С.Н. политических репрессий по национальному признаку.
Разрешая спор, руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции исходил из того, что материалы дела не содержат каких-либо доказательств законности оспариваемого отказа в реабилитации административного истца. Установленный решением Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 24 мая 2022 года факт применения в отношении административного истца политических репрессий по национальному признаку обязателен для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и судебный акт подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом суда первой инстанции, указав, что отказ со стороны административного ответчика неправомерен.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, им была дана надлежащая оценка в апелляционном определении, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 24 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 2 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 24 мая 2022 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 2 августа 2022 года отменить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 апреля 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.