Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Богатых О.П.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Лозовского Д.И. по доверенности Арутюнова В.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2022 года, которым отменено решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Лозовского Д.И, Титовой А.В, Молочной Т.В. к администрации МО г. Краснодара об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Лозовский Д.И, Титова А.В, Молочная Т.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным бездействие администрации МО г. Краснодар (далее - администрация), выразившееся в уклонении от утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении земельного участка в безвозмездное пользования. Также просили возложить обязанность на администрацию: утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории вновь образуемого земельного участка площадью 5910 кв. м, с видом разрешенного использования - благоустройство территории, по координатам, указанным в административном иске; в течение 10 дней с момента предоставления административным истцам документов, подтверждающих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на вновь сформированный земельный участок площадью 5910 кв. м за муниципальным образованием, без проведения торгов предоставить садоводческому некоммерческому товариществу "Лазурный Берег" вновь образуемый земельный участок площадью 5910 кв. м, в безвозмездное пользование, сроком на 5 лет, путем направления подписанного проекта договора безвозмездного пользования в адрес последнего. В случае удовлетворения заявленных требований, указать, что принятое по делу решение является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 октября 2021 года требования административного иска удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2022 года решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 октября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 31 января 2023 года, представитель Лозовского Д.И. по доверенности Арутюнов В.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Указывает, что судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что административными истцами спорный земельный участок не испрашивался для предоставления в собственность, в связи с чем ссылки суда на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) являются несостоятельными.
Определением судьи от 13 марта 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, объяснения представителя администрации Топилиной О.В, возражавшей против удовлетворения жалобы, представителя Лозовского Д.И. по доверенности Арутюнова В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Из материалов дела видно, что административные истцы являются собственниками земельных участков, входящих в границы "данные изъяты" членами которого они являются.
Осуществляя благоустройство собственной и прилегающей к "данные изъяты" территории, членами товарищества было принято решение об обращении в администрацию с заявлением о предоставлении прилегающей и благоустраиваемой территории в безвозмездное пользование, для чего была разработана и предоставлена административному ответчику схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
21 мая 2021 года административные истцы обратились в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 5910 кв. м и последующего предоставления формируемого земельного участка в пользование "данные изъяты" для благоустройства территории.
29 июля 2021 года в связи с неполучением ответа на свое заявление административные истцы повторно обратились в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Уведомлением от 22 сентября 2021 года N Лозовскому Д.И. (для информирования заинтересованных лиц) сообщено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, к которым, в том числе, относятся элементы благоустройства территории, малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории. Формирование указанного земельного участка путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным. Кроме того, заявителю сообщено, что в соответствии с публичной кадастровой картой, испрашиваемый земельный участок находится в границах существующей дороги.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований административных истцов.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с публичной кадастровой картой, испрашиваемый земельный участок находится в границах существующей дороги. Согласно Генеральному плану предусмотрено строительство автомобильной дороги "Южный скоростной периметр города Краснодара". Данная дорога проходит от "адрес" с двумя мостами в районе парка " "данные изъяты"", далее по "адрес" В рамках данного проекта предусмотрена реконструкция дороги по "адрес". Также отмечено, что из предоставленной административными истцами на согласование в администрацию схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории следует, что предоставление формируемого земельного участка в пользование для благоустройства территории СНТ планируется осуществить за счет территории общего пользования, что противоречит документам территориального зонирования муниципального образования г. Краснодара.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции.
Часть 2 статьи 1, часть 1 статьи 9, статья 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) устанавливают, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ). На картографическом материале, утверждаемом в составе генерального плана, отображаются в том числе автомобильные дороги местного значения, границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (части 3, 5 статьи 23 ГрК РФ).
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ).
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Таким образом, отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Учитывая вышеизложенное, указание суда апелляционной инстанции на положения Генерального плана муниципального образования как на основание для отказа является преждевременным. Суд не применил названные нормы градостроительного законодательства в их системном единстве и не дал надлежащей оценки изложенным выше обстоятельствам административного дела.
Кроме того, согласно части 1 статьи 22 Федерального закона N 217-ФЗ от 29 июля 2017 года "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление садоводческому некоммерческому товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и данным Законом.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.
Порядок предоставления земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для целей огородничества, садоводства и ведения дачного хозяйства предусматривает, что образование и предоставление таких земельных участков осуществляются в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территории (пункт 1 статьи 11.3, пункт 1 статьи 11.9, пункт 2, подпункт 4 пункта 14 статьи 11.10 ЗК РФ).
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов приведен в статье 39.16 ЗК РФ.
Однако такие основания для отказа в предоставлении земельного участка не указаны судом апелляционной инстанции.
При таком положении принятый по делу судебный акт нельзя признать законным.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2022 года надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2022 года отменить, административное дело N 2а-8289/2021 направить на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 21 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.