Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3 к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" о возложении обязанности произвести оплату за сверхурочную работу и за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, по кассационным жалобам ФИО5, ФИО3, Федерального казенного учреждения Исправительная колония N Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия
установила:
ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО3 обратились в суд с исками к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" (далее также- ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО1 по "адрес"), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" (далее- ГУФСИН ФИО1 по "адрес") о возложении обязанности произвести оплату за сверхурочную работу и за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
В обоснование исковых требований указано, что истцы состоят на службе в ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО1 по "адрес", а именно, ФИО2 - в должности начальника караула пожарной части, ФИО4 - в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными, ФИО3 - в должности начальника цеха N, ФИО5 - в должности начальника цеха N.
Режим несения службы ФИО2 проходил по графику сменности (суточное дежурство - 24 часа с перерывом 3-е суток) с суммированным учетом рабочего времени при условии соблюдения нормы рабочего времени за учетный период (календарный год).
Режим службы ФИО4, ФИО5, ФИО3 предусматривает пятидневную рабочую неделю, 2 выходных дня, при нормальной продолжительности рабочего времени (не более 40 часов в неделю).
При этом, истцы регулярно дополнительно привлекались к работе по надзору за осужденными. Суточные дежурства имели место как в выходные, праздничные, так и в будние дни.
В соответствии с постановлением главного санитарного врача ГУФСИН ФИО1 по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ учреждение ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО1 по "адрес" переведено на несение службы в условиях карантина в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (67 дней). В связи с этим, сотрудники были переведены на казарменное положение с постоянным нахождением на территории ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО1 по "адрес".
ФИО2 переведен на режим несения службы: суточное дежурство с перерывом 24 часа ("дежурство через сутки").
Режим службы ФИО4, ФИО5, ФИО3 отражен в табелях учета несения службы: 15 рабочих часов в день, 7 дней в неделю, без предоставления выходных и праздничных дней.
В декабре 2021 года каждым из истцов (по аналогии предыдущих лет) были поданы рапорты о выплате компенсации за выполненную работу сверх установленной нормы за период с сентября по декабрь 2021 года, поскольку, причитающаяся истцам доплата за период с января по август 2021 года ответчиком была произведена.
Отказ произвести причитающуюся доплату руководством учреждения ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО1 по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ обоснован ссылкой на ФИО1 ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО1 по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, изданный во исполнение ФИО1 Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации " (далее - Приказ Минюста Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N), о переводе сотрудников колонии на ненормированный рабочий день.
Данным ФИО1 Минюста ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены "Порядок привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни", "Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни" (Приложение N и N).
По утверждению истцов, ФИО1 ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО1 по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N является незаконным, не согласуется с положениями ч. 5 ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации", предусматривающей, что ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. ФИО1 руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. По мнению истцов, данный ФИО1 не учитывает разъяснений Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 13.10.2020г. N/ООГ-15911 "О ненормированном рабочем дне".
Истцы полагают, что поскольку Перечень должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации может устанавливаться ненормированный служебный день, утвержденный ФИО1 от 24.11.2021г. N, в силу вступил ДД.ММ.ГГГГ, то только с ДД.ММ.ГГГГ у уполномоченных руководителей на местах возникло право на введение нового режима службы в отношении истцов.
Истцы также утверждают, что рабочее время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (67 дней) в условиях карантина превышало допустимую норму по производственному календарю.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, истцы просили обязать ответчика ФКУ ИК-15 ГУ ФИО1 по "адрес" произвести оплату сверхурочной работы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно табелю учета рабочего времени, в том числе:
- ФИО2 в количестве 135 часов в полуторном размере от установленной часовой ставки должностного оклада в сумме 22 135, 27 руб, в количестве 101 часа в двойном размере от установленной часовой ставки должностного оклада в сумме 22 080, 62 руб.;
- ФИО4 в количестве 30 часов в полуторном размере от установленной часовой ставки должностного оклада в сумме 4 918, 95 руб, в количестве 111 часов в двойном размере от установленной часовой ставки должностного оклада в сумме 24 266, 82 руб, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в январе-декабре 2021г. в количестве 60 часов в двойном размере от установленной часовой ставки должностного оклада в сумме 13 117, 20 руб.;
- ФИО5 в количестве 93 часа в полуторном размере от установленной часовой ставки должностного оклада в сумме 17 708, 13 руб, в количестве 152 часа в двойном размере от установленной часовой ставки должностного оклада в сумме 38 589, 76 руб, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в январе-декабре 2021 года в количестве 200 часов в двойном размере от установленной часовой ставки должностного оклада в сумме 50 776 руб. руб.;
- ФИО3 в количестве 106 часов в полуторном размере от установленной часовой ставки должностного оклада в сумме 20 181, 87 руб, в количестве 188 часов в двойном размере от установленной часовой ставки должностного оклада в сумме 47 725, 68 руб, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в январе-декабре 2021 года в количестве 212 часов в двойном размере от установленной часовой ставки должностного оклада в сумме 53 818, 32 руб.
Определением Батайского городского суда "адрес" исковые требования ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3 объединены для рассмотрения в одном производстве.
Решением Батайского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ иски ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части отказа в удовлетворении требований истцов о возложении обязанности произвести выплату денежного довольствия за службу в выходные и нерабочие праздничные дни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двойном размере от установленной часовой ставки должностного оклада, в отмененной части по делу принято новое решение, которым постановлено: взыскать с ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО1 по "адрес" в пользу ФИО5 в счет оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в сумме 39 161, 60 руб.; взыскать с ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО1 по "адрес" в пользу ФИО3 в счет оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в сумме 39 651, 12 руб.
В остальной части решение Батайского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГг. оставлено без изменения, апелляционные жалобы ФИО4, ФИО5, ФИО3 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО1 по "адрес" просит апелляционное определение отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
ФИО5 и ФИО3 в кассационных жалобах, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела просят апелляционное определение в части отказа в удовлетворении требований отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить их исковые требования в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО6 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 197-ФЗ), а также Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года N 269, которым утвержден "Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы" (действовавшим до 22.08.2021), а трудовые отношения - трудовым законодательством Российской Федерации.
В силу частей 1, 2, 5, 6, 10 статьи 55 Федерального закона N 197-ФЗ служебное время - время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени (часть 1).
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях - 36 часов в неделю. Для сотрудников устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2).
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 6 статьи 60 настоящего Федерального закона (часть 5).
Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6).
Согласно частям 1, 2 статьи 56 Федерального закона N197 режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197 "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации", уполномоченный руководитель - руководители (начальник) учреждения или органа уголовно-исполнительной системы (за исключенной руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы), заместители руководителя (начальника) учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, наделенные в установленном порядке руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы полномочиями нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Приказом ФСИН России от 27.05.2013 N 269 (действовавшим до 22.08.2021) утвержден "Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно исполнительной системы", которым предусмотрено, что за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации (далее - денежная компенсация) в следующих размерах:
- оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размер одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка;
- сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии пунктом 16 настоящего Порядка.
Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсации для каждого сотрудника (пункт 19 Порядка).
Положениями пункта 20 Порядка предусмотрено, что служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставление дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставляется компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.
Таким образом, в соответствии с данным приказом сотрудники уголовно- исполнительной системы в случае привлечения к службе сверх установленной в законе продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, имеют право на получение дополнительных дней отдыха или на получение денежной компенсации.
Приказом Минюста России от 05.08.2021 N132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации", утверждён новый Порядок привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (вступил в силу с 22.08.2021).
Теперь установлено, что для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава, также для сотрудников, замещающих иные должности, устанавливает ненормированный служебный день.
Сотрудники привлекаются к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании приказа руководителя (начальника) учреждения или органа УИС либо руководителя (начальника) структурного подразделения учреждения или органа УИС. Приказ доводится до сведения сотрудников под подпись.
В случаях обострения оперативной обстановки в учреждениях и органах УИС и прилегающих к ним территориях решение о привлечении сотрудника к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительное служебного времени, а также в ночное время может быть принято и доведено прямым руководителем (начальником) в устной форме. В этом случае прямой руководитель (начальник) в течение двух рабочих дней обязан доложить о таком привлечении рапортом руководителю (начальнику) учреждения или органа УИС. В рапорте указываются основания для привлечения сотрудника к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время и его продолжительность.
В силу п.7 Приложения N 11 приказа Минюста России от 05.08.2021 N 132 сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона N 197-ФЗ.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истцы состоят на службе в ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО1 по "адрес":
- ФИО2 - прапорщик внутренней службы, в соответствии с ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. N-лс и контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника караула пожарной части с должностным окладом в размере 21 229 руб. (т.1 л.д.15- 20, 177, 178-об);
- ФИО4 - майор внутренней службы, в соответствии с ФИО1 от 26.08.2019г. N-лс и контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными с должностным окладом в размере 17 319 руб. (т. 1 л.д.68-69, 183, 184-об.);
- ФИО3 - майор внутренней службы, в соответствии с ФИО1 от 17.07.2019г. N-лс и контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника цеха N центра трудовой адаптации осужденных с должностным окладом в размере 20 111 руб. (т.1 л.д.139-140, 181);
ФИО5 - майор внутренней службы, в соответствии с ФИО1 от 16.07.2019г. N-лс и контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от 03.06.2020г. в должности начальника - в должности начальника цеха N центра трудовой адаптации осужденных с должностным окладом в размере 20 111 руб. (т.1 л.д.98-99, 179, 180-об.);
Занимаемая ФИО2 должность предусматривает режим несения службы по графику сменности (суточное дежурство - 24 часа с перерывом 3-е суток) с суммированным учетом рабочего времени при условии соблюдения нормы рабочего времени за учетный период (календарный год).
Режим службы ФИО4, ФИО5, ФИО3 предусматривает пятидневную рабочую неделю, 2 выходных дня, при нормальной продолжительности служебного времени (не более 40 часов в неделю).
При этом, истцы регулярно дополнительно привлекались к выполнению работ по надзору за осужденными. Суточные дежурства имели место как в выходные, праздничные, так и в будние дни.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч.5 ст.58, ч.6 ст.60 Федерального закона от 19.07.2018г. N197-ФЗ, п. 2 Порядка привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, утвержденного ФИО1 Минюста ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации", а также в целях учета служебного времени врио начальника ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО1 по "адрес" издал ФИО1 N, которым сотрудникам ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО1 по "адрес", в том числе, истцам ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3, установлен ненормированный служебный день (т.1, л.д.185- 191).
В 2021 году по инициативе работодателя истцы привлекались к работе сверх нормальной продолжительности служебного времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО5, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ - ФИО4 обратились к врио начальника ГУФСИН ФИО1 по "адрес" с рапортами о начислении им денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за период с января по декабрь 2021 года и за работу сверхустановленной законом продолжительности служебного времени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по фактически отработанному времени, зафиксированному в табелях учета рабочего времени (т. 1, л.д.11, 64, 93, 135).
ДД.ММ.ГГГГ врио начальника ГУФСИН ФИО1 по "адрес" истцам даны письменные ответы, согласно которым требования истцов признаны необоснованными ввиду того, что в соответствии с п.5 приложения 11 ФИО1 Минюста ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни (т.1 л.д.12, 65, 94, 136).
Разрешая спор и отказывая истцам в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу ФИО1 Минюста ФИО1 от 05.08.2021г. N "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации", которым предусмотрен отличный от ранее действовавшего ФИО1 от 27.05.2013г. N порядок компенсации за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, за работу в выходные и праздничные дни в виде предоставления дополнительного отпуска продолжительностью 10 календарных дней, тогда как с соответствующим рапортом об оплате за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, в выходные и праздничные дни, которая была предусмотрена ранее действовавшим ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N, истцы до ДД.ММ.ГГГГ не обращались.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами районного суда в части отказа в удовлетворении требований ФИО5 и ФИО3 о взыскании оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отменил решение суда в указанной части.
Принимая новое решение об удовлетворении требований о возложении обязанности оплатить работу в выходные и нерабочие праздничные дни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двойном размере от установленной часовой ставки должностного оклада, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда указала, что судом первой инстанции неверно применено действие нормативного правового акта по времени.
Общим принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.
Под обратной силой закона понимается распространение действия нормативно-правовых актов на отношения, возникшие до вступления таких правовых актов, распространения обратной силы закона только в том случае, если на то есть специальное указание в самом правовом акте.
Суд апелляционной инстанции указал, что в данном случае, применение положений ФИО1 Минюста ФИО1 от 05.08.2021г. N "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" к правоотношениям, которые возникли до его введения в действие, нельзя признать соответствующим закону.
Приняв во внимание, что на момент привлечения указанных истцов к исполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни действовал ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. N, которым предусматривалось право истцов на денежную компенсацию оплаты труда в случае привлечения к службе в выходные и нерабочие праздничные дни, судебная коллегия указала, что оснований для отказа в удовлетворении требований ФИО5 и ФИО3 о возложении обязанности оплатить работу в выходные и праздничные дни за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имелось.
Суд, определяя размер взыскиваемой денежной суммы за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходил из расчета задолженности, представленного ответчиком, который признал арифметически верным.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО4, судебная коллегия указала, что с указанным истцом контракт о службе в уголовно-исполнительной системе расторгнут и расчет с ним произведен в полном объеме.
Поскольку решение суда первой инстанции ФИО2 не было обжаловано, суд апелляционной инстанций обоснованность и законность данного решения в части разрешения требований данного истца, не проверял.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО6 кассационного суда общей юрисдикции с выводом суда апелляционной инстанции соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения и соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Изложенные в кассационной жалобе ответчика доводы об ошибочности выводов суда апелляционной инстанции о том, что вместо предоставления дополнительных дней отдыха до ДД.ММ.ГГГГ истцам могла быть выплачена денежная компенсация в соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N, применительно к порядку выплат установленных ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N, поскольку рапорт подан истцом только ДД.ММ.ГГГГ, уже в период действия ФИО1 Минюста ФИО1 от 05.08.2021г. N "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации", которым предусмотрена компенсация в виде дополнительного времени отдыха соответствующей продолжительности, подлежат отклонению, так как основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права.
То обстоятельство, что рапорта истцами ФИО5 и ФИО3 поданы ДД.ММ.ГГГГ, когда уже действовал ФИО1 Минюста ФИО1 от 05.08.2021г. N, не может повлиять на реализацию права истцов, поскольку подача рапорта в конце календарного года обусловлена сложившейся в учреждении многолетней практикой, что подтверждается пояснениями обеих сторон.
Приведенные в кассационной жалобе истцов доводы об отсутствии у ответчика оснований для установления ненормированного рабочего дня являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом судебном акте.
В целом, приведенные в кассационных жалобах заявителей доводы сводятся к несогласию с выводами суда и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебного акта, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения апелляционного определения, по доводам, указанным в кассационных жалобах, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационные жалобы ФКУ ИК N ГУФСИН ФИО1 по "адрес", ФИО5, ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.