Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жогина О.В, судей Макаровой Е.В, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Керчи Республики Крым, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Керчи Республики Крым, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N 54 "Калина" о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму по кассационной жалобе администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 15 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 5 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Жогина О.В, выслушав прокурора ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор города Керчи Республики Крым, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Керчи Республики Крым, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N 54 "Калина"" (далее - МБОУ "Детский сад "Калина") о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, в обоснование заявленных требований указав, что в результате проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в МБОУ "Детский сад "Калина" установлено, что в здании образовательного учреждения отсутствуют охранно-пожарная сигнализация, охранная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией, а также не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федераций, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание- ведомственной охраны. На представление прокурора об устранении данных нарушений заместитель главы администрации города Керчи Республики Крым сообщил об отсутствии необходимого финансирования. Прокурор полагал, что указанные обстоятельства влекут нарушение прав несовершеннолетних на безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, а также работников образовательной организации.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования не может служить основанием для нарушения прав несовершеннолетних на обучение в условиях, обеспечивающих их жизнь и здоровье. С учетом уточнения исковых требований прокурор просил суд обязать ответчиков устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму путем возложения обязанности на администрацию города Керчи Республики Крым в течение одного финансового года со дня вступления решения суда в законную силу провести финансирование МБОУ "Детский сад "Калина" для обеспечения антитеррористической защищенности путем оснащения охранной сигнализацией, обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, установления охранно-пожарной сигнализации, возложения обязанности на МБОУ "Детский сад "Калина" в течение одного финансового года со дня поступления финансирования обеспечить антитеррористическую защищенность путем оснащения охранной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией, обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, установления охранно-пожарной сигнализации.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 15 июля 2022 года исковые требования прокурора города Керчи удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 5 октября 2022 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить указанные судебные постановления, считая, что судами допущены существенные нарушения норм права.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167, части 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в ходе проведенного 19 сентября 2019 года обследования МБОУ "Детский сад "Калина", расположенного по адресу: "адрес", на предмет соответствия требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 "Об утверждении требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства Просвещения РФ", составлен Акт обследования и категорирования объекта, в соответствии с которым МБОУ "Детский сад "Калина" установлена третья категория в соответствии п. 13 раздела 2 указанного постановления. Рекомендовано оснастить МБОУ "Детский сад "Калина" системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии, оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией, оснастить охранной сигнализацией, обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить архивирование и хранение данных системы видеонаблюдения в течение 1 месяца; установить охранно-пожарную сигнализацию. Сроки осуществления указанных мероприятий, с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий, определены на два финансовых года, следующих за текущим.
27 декабря 2019 года начальником Управления администрации города Керчи Республики Крым утвержден паспорт безопасности МБОУ "Детский сад "Калина", согласно которому МБОУ "Детский сад "Калина" относится к третьей категории опасности объекта.
В 2021 году прокуратурой города Керчи Республики Крым проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму, об образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений администрации города Керчи Республики Крым, по результатам которой установлено, что в МБОУ "Детский сад "Калина" не выполнены требования по антитеррористической защищенности объектов образования.
18 октября 2021 года прокурором города Керчи Республики Крым в адрес главы администрации г. Керчи Республики Крым вынесено представление N 3173-4 "Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, об образовании". Указанное представление, по сообщению администрации города Керчи от 26 ноября 2021 года, рассмотрено 23 ноября 2011 года, за указанные в нем нарушения руководители учебных учреждений города Керчи привлечены к дисциплинарной ответственности.
Судом установлено, что в соответствии с Уставом, МБОУ "Детский сад "Калина" является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем является администрация города Керчи Республики Крым. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет администрация города Керчи Республики Крым, управление образования администрации города Керчи Республики Крым является отраслевым органом, осуществляет координацию действий и управление организацией в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом местного самоуправления.
Также установлено, что заведующая МБОУ "Детский сад "Калина" неоднократно обращалась в Управление образования администрации города Керчи Республики Крым по вопросу выделения денежных средств на проведение мероприятий, указанных в акте обследования и категорирования объекта, утвержденного 1 октября 2019 года.
По результатам рассмотрения указанных обращений управлением образования администрации города Керчи Республики Крым в адрес главы администрации и финансового управления направлены письма о необходимости рассмотрения вопроса о выделении дополнительных ассигнований.
Также в августе 2021 года разработана и направлена в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, Совета министров Республики Крым "Дорожная карта" по устранению нарушений требований антитеррористической защищенности объектов образования, подведомственных управлению образования администрации города Керчи на 2022-2023 года.
18 октября 2021 года прокурором города Керчи Республики Крым главе администрации города Керчи Республики Крым направлено представление об устранении выявленных нарушений и принятии мер по устранению выявленных нарушений закона в сфере антитеррористической безопасности.
Из материалов дела следует, что 17 февраля 2022 года администрацией города Керчи Республики Крым в лице Управления образования в адрес МБОУ "Детский сад "Калина" выделены денежные средства в размере 1 783 970 рублей на расходы по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в муниципальных учреждениях дошкольного образования.
6 июля 2022 года между МБОУ "Детский сад "Калина" иООО "Хеймдалль" заключен муниципальный контракт на осуществление работ по монтажу системы автоматической пожарной безопасности и системы оповещения и управления эвакуацией, срок исполнения контракта определен сторонами 31 декабря 2022 года.
Таким образом, в настоящее время администрацией города Керчи Республики Крым в добровольном порядке выполнены требования в части финансирования мероприятий по установке системы оповещения и управления эвакуацией.
Между тем, до настоящего времени администрация города Керчи Республики Крым в полом объеме не предприняла меры по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях, в том числе, вМБОУ "Детский сад "Калина".
В материалах дела отсутствуют доказательства добровольного исполнения ответчиками требований безопасности, предусмотренных вышеуказанными нормативными актами в полном объеме.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что в МБОУ "Детский сад "Калина" в полном объеме не созданы условия, гарантирующие охрану воспитанников детского сада, суд первой инстанции (с ним согласился и суд апелляционной инстанции), руководствуясь статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности", статьями 2, 3, 5, 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 2, 8, 9, 28, 31, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктами 5, 6, 24-27 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов "(территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения "Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы "паспорта безопасности этих объектов (территорий)", пунктами 2, 5, 10, 25 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства от 25 марта 2015 года N 272, пришел к выводу, что выявленные нарушения не отвечают целям обеспечения безопасности, могут повлечь серьезные последствия и человеческие жертвы, стать причиной несвоевременного предотвращения последствий возникновении террористического акта, а также возникновения чрезвычайной ситуации, ставят под угрозу жизнь и здоровье
детей, сотрудников образовательной организации, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, что, в свою очередь, влечет нарушение законодательства о противодействии терроризму, и удовлетворил исковые требования прокурора.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, подробно мотивированы.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания, по которым следует не соглашаться с выводами судов нижестоящих инстанций.
Доводы кассатора о том, что требуемые прокурором мероприятия должны финансироваться только за счет средств федерального бюджета, отклоняются, как основанные на неправильном толковании заявителем норм права, поскольку утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42).
Судебная коллегия отмечает, что действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности от их финансовой возможности.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Данные доводы фактически сводятся к несогласию с оценкой суда представленных по делу доказательств, что в соответствии со статьей 379.6 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 15 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 5 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Жогин
Судьи Е.В. Макарова
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.