Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Е.В, судей Брянского В.Ю, Косарева И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар о возмещении ущерба, по кассационной жалобе администрации муниципального образования город Краснодар на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 24 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 20 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В, пояснения представителей администрации муниципального образования город Краснодар - ФИО5, ФИО6, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар, в котором просил взыскать с ответчика в свою пользу в качестве возмещения причиненного ущерба денежные средства в размере 177 000 рублей, а также судебные расходы - 10 000 рублей и 5 510 рублей, а всего 192 510 рублей.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 24 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 20 декабря 2022 года, исковые требования удовлетворены.
Суд взыскал с администрации муниципального образования город Краснодар в пользу ФИО1 сумму ущерба в размере 177 000 рублей, судебные расходы в размере 15 510 рублей.
Администрацией муниципального образования город Краснодар подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, в виду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права, несоответствия выводов, отраженных в обжалуемых актах, фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами нижестоящих инстанций в пределах доводов кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение либо неправильное применение норм права.
Такие основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено, что истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит гаражный бокс номер 5, здания литер Г/подГ, расположенного по адресу: "адрес".
В декабре 2020 года в результате проведения работ по спилу деревьев, произраставших с тыльной стороны гаражного бокса номер 5, здания литер Г/подГ, расположенного по адресу: "адрес", спиленные деревья были повалены на крышу указанного гаража, в результате чего гаражный бокс получил механические повреждения.
В целях определения характера повреждений и оценки материального ущерба истец обратился к негосударственному судебному эксперту ФИО7, согласно заключению которого стоимость в рыночных ценах ремонтных работ, необходимых для устранения причин и последствий произошедшего вследствие повреждений кровельного покрытия избыточного переувлажнения гаражного бокса N 5, здания литер Г/подГ, общей площади 60, 3 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", составляет 177 000 рублей.
18 августа 2021 года ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с письмом, в котором просил возместить причиненный ему вред.
Письмом от 16 сентября 2021 года (исх. 25-8547-п/21) администрация муниципального образования город Краснодар отказала в возмещении причиненного истцу ущерба.
В указанном письме ФИО1 разъяснено, что по результатам осмотра специалистом департамента администрации муниципального образования город Краснодар составлен акт обследования зеленых насаждений, на основании которого на подрядную организацию администрации Западного внутригородского округа города Краснодара был оформлен порубочный билет от 17 декабря 2020 года N. Подрядной организацией администрации Западного внутригородского округа города Краснодара (ИП ФИО9) проведены соответствующие работы согласно выданному порубочному билету.
Городской Думой города Краснодара принято решение от 22 августа 2013 года N 52 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар" (далее - Правила благоустройства), согласно пункту 7.3 которых на территории муниципального образования город Краснодар озелененные территории подразделяются на группы.
В соответствии с пунктом 8.5 Правил благоустройства на территории муниципального образования город Краснодар работы по содержанию зеленых насаждений осуществляются:
на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар и переданных во владение и (или) пользование, пользователями указанных земельных участков; на озелененных территориях I группы, за исключением земельных участков, переданных во владение и (или) пользование, - департаментом городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар в пределах бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств;
на озелененных территориях II группы, за исключением земельных участков, переданных во владение и (или) пользование, - администрациями внутригородских округов города Краснодара, сельских округов муниципального образования город Краснодар в пределах бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств;
на земельных участках, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов, - собственниками помещений многоквартирных домов.
В силу пункта 8.6 Правил благоустройства в отношении зеленых насаждений, расположенных на озелененных территориях I и II группы, выполняются следующие виды работ по их содержанию: вырубка сухих, аварийных и потерявших декоративный вид деревьев и кустарников с корчевкой пней; подготовка посадочных мест с заменой растительного грунта и внесением органических и минеральных удобрений, посадка деревьев и кустарников, устройство новых цветников; устройство газонов с подсыпкой растительной земли и посевом газонных трав; подсев газонов в отдельных местах и подсадка однолетних и многолетних цветочных растений в цветниках; санитарная обрезка растений, удаление поросли, очистка стволов от дикорастущих лиан, стрижка и кронирование живой изгороди, лечение ран; выкапывание, очистка, сортировка луковиц, клубнелуковиц, корневищ; уходные работы за зелеными насаждениями - обрезка, с обязательной обработкой срезов ранозаживляющими материалами, подкормка, полив, рыхление, прополка, защита растений, утепление корневой системы, связывание и развязывание кустов неморозостойких пород, укрытие и покрытие теплолюбивых растений; работы по уходу за газонами - прочесывание, рыхление, подкормка, полив, прополка, сбор мусора, опавших листьев, землевание, обрезка растительности у бортов газона, выкашивание травостоя, обработка ядохимикатами и гербицидами зеленых насаждений; поднятие и укладка металлических решеток на лунках деревьев; прочистка и промывка газонного борта; работы по уходу за цветниками - посев семян, посадка рассады и луковиц, полив, рыхление, прополка, подкормка, защита растений, сбор мусора и другие сопутствующие работы; работы по уходу за цветочными вазами.
Координацию работ по благоустройству и санитарной очистке, уборке территории, обеспечению чистоты и порядка на территории муниципального образования город Краснодар осуществляют администрации соответствующих внутригородских округов города Краснодара и администрации сельских округов муниципального образования город Краснодар совместно с департаментом городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования Краснодар.
Уполномоченным органом по охране и защите зеленых насаждений на территории муниципального образования город Краснодар является департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования Краснодар (пункты 3.2, 9.4 Правил благоустройства).
Департамент наделен должностными полномочиями, в том числе, по контролю и методическому руководству за проведением работ по озеленению, цветоводству и ландшафтному дизайну на территории муниципального образования город Краснодар (пункт 6.6); составлению акта обследования зеленых насаждений и выполнение расчета платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений в порядке, установленном Законом Краснодарского края от 23 апреля 2013 года N 2695-КЗ "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае" (пункт 7.38); выдаче порубочного билета, дающего право на выполнение работ по вырубке, санитарной и формовочной обрезке зеленых насаждений или по их уничтожению на территории муниципального образования город Краснодар (пункт 7.39); проведению инвентаризации зеленых насаждений, расположенных на озелененных территориях I группы (бульвары, площади, а также автомобильные дороги общего пользования местного значения, относящиеся к магистральным въездным маршрутам, включая транспортные развязки и путепроводы), за исключением земельных участков, переданных во владение и (или) пользование (пункт 7.42).
Из материалов дела следует, что 16 декабря 2020 года комиссионным выходом на место сотрудником администрации округа совместно с представителем департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар в присутствии председателя ТСЖ "Партнер" осуществлен осмотр деревьев, находящихся по адресу: "адрес". В результате обследования определено, что 9 деревьев породы "айлант" и 1 дерево породы "клен" признаны аварийными и подлежат санитарной вырубке.
По результатам осмотра сотрудником департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар составлен акт обследования зеленых насаждений от 16 декабря 2020 года, на основании которого на подрядную организацию администрации округа был оформлен порубочный билет от 17 декабря 2020 года N 1681-18-3.
Подрядной организацией администрации округа, которой выступил ИП ФИО9, на основание муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар N от 7 сентября 2020 года, проведены соответствующие работы согласно выданному порубочному билету, что не опровергалось в судебном заседании представителем администрации.
Представитель ответчика в письменном возражении на исковое заявление указывал, что в материалах дела отсутствуют доказательства причинно-следственной связи между падением дерева и возникновением заявленных истцом повреждений, а также доказательства, подтверждающие наличие факта падения веток спиленного дерева на крышу гаражного бокса.
Истцом в материалы дела представлены видеозаписи, из которых видно как идет процесс порубки деревьев, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось, указанные видеозаписи приобщены к материалам гражданского дела. Судом установлено, что срубленные деревья свалены на крышу гаражей, в результате чего был причинен ущерб имуществу истца.
Из заключения специалиста N 21-768 от 18 июня 2021 года по строительно-технической экспертизе, составленного по инициативе истца ФИО1, следует, что причиной образования дефектов внутренних помещений гаражного бокса N, здания литер Г/подГ, общей площадью 60, 3 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", стало избыточное переувлажнение водой, которая распространялась сверху-вниз, поступая из повреждений/отверстий кровельного покрытия, образовавшихся точечными ударно-механическими воздействиями при спиливании крон деревьев, расположенных над кровлей исследуемого объекта.
Стоимость в рыночных ценах ремонтных работ, необходимых для устранения причин и последствий произошедшего избыточного переувлажнения гаражного бокса N, здания литер Г/подГ, составляет 177 000 рублей.
Разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, оценив доказательства по правилам статей 55, 59, 60, 67, 195 ГПК РФ, руководствуясь положениями статей 15, 125, 210, 211, 1064, 1069 Гражданского кодекса РФ, статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2001 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", приказа Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15 декабря 1999 года N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ", учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ", суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с таким выводом соглашается.
Так, удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что, поскольку ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы истца, ответственность за ущерб, причиненный в результате падения спиленных деревьев на гаражный бокс ФИО1, должна нести администрация муниципального образования город Краснодар, которой и были предоставлены полномочия по надлежащему содержанию территорий общего пользования в пределах города Краснодара.
Учитывая, что размер причиненного истцу ущерба в ходе судебного разбирательства не оспаривался, о проведении по делу судебной экспертизы по оценке стоимости восстановительного ремонта гаражного бокса истца стороны не ходатайствовали, с учетом имеющегося в материалах дела заключения и установленных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма причиненного ущерба в размере 177 000 рублей.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебных актов, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба не содержит доводов опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции заявителя в суде апелляционной инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка на основании исследованных в установленном процессуальным законом порядке доказательств, несогласие с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 24 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.