Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жогина О.В, судей Макаровой Е.В, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабинского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Лабинский район о понуждении к совершению действий по кассационным жалобам администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края и администрации Лабинского городского поселения Лабинского района на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Жогина О.В, выслушав представителя администрации муниципального образования Лабинский район по доверенности ФИО3, поддержавшую доводы жалоб, прокурора ФИО4, возражавшего против удовлетворения жалоб, судебная коллегия
установила:
Лабинский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, в обоснование заявленных требований указав, что в собственности муниципального образования Лабинский район имеется семь объектов культурного наследия, в отношении которых, в нарушение статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г..N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", не разработаны проекты границ зон охраны этих объектов. Допущенное администрацией муниципального образования Лабинский район нарушение создает угрозу для сохранности принадлежащих муниципальному образованию Лабинский район объектов культурного наследия и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности.
Прокурор просил суд обязать ответчика разработать в течение восьми месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу проекты зон охраны следующих объектов культурного наследия: жилого дома содержателя постоялого двора ФИО5 - нежилого здания, построенного в 1963г, имеющего кадастровый N, находящегося по адресу: "адрес"; жилого дома Шестакова - нежилого здания, построенного в начале XX века, имеющего кадастровый N, находящегося по адресу: "адрес"; Лабинского высшего Александровского начального училища - нежилого здания, построенного в 1895г, имеющего кадастровый N, находящегося по адресу: "адрес"; здания Лабинской женской гимназии - нежилого здания, построенного в 1984г, имеющего кадастровый N, находящегося по адресу: "адрес"; жилого дома атамана ФИО6 - нежилого здания детского сада, построенного в 1910г, имеющего кадастровый N, находящегося по адресу: "адрес"; здания казачьей начальной четырехклассной школы - нежилого здания школы, построенного в 1962г, имеющего кадастровый N, находящегося по адресу: "адрес"; здания казачьей школы - нежилого здания школы, построенного в 1911г, имеющего кадастровый N, находящегося по адресу: "адрес".
Определением Лабинского городского суда Краснодарского края от 27 апреля 2022 года суд привлек администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Лабинского городского суда Краснодарского края от 30 июня 2022 года исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 октября 2022 года решение суда отменено. По делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований Лабинского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В кассационных жалобах заявители просят отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 октября 2022 года, считая, что судом второй инстанции допущены существенные нарушения норм права.
Администрация муниципального образования Лабинский район Краснодарского края указывает, что объекты культурного наследия регионального значения подлежат охране, включая разработку проектов охранных зон органами государственной власти субъектов РФ, а не органами местного самоуправления.
Администрация Лабинского городского поселения Лабинского района ссылается на то, что спорный объект культурного наследия был передан в безвозмездное пользование общественной организации - Ассоциации ветеранов-десантников, которая и должна нести обязательства по его охране.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167, части 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края и администрации Лабинского городского поселения Лабинского района, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что муниципальному образованию Лабинский район принадлежат на праве собственности: здание казачьей школы - нежилое здание школы, построенное в 1911г, имеющее кадастровый N, находящееся по адресу: "адрес"; здание казачьей начальной четырехклассной школы - нежилое здание школы, построенное в 1962г, имеющее кадастровый N, находящееся по адресу: "адрес"; жилой дом атамана ФИО6 - нежилое здание детского сада, построенное в 1910г, имеющее кадастровый N, находящееся по адресу: "адрес"; здание Лабинской женской гимназии - нежилое здание, построенное в 1984г, имеющее кадастровый N, находящееся по адресу: "адрес"; Лабинское высшее Александровское начальное училище - нежилое здание, построенное в 1895г, имеющее кадастровый N, находящееся по адресу: "адрес"; жилой дом содержателя постоялого двора ФИО5 - нежилое здание, построенное в 1963г, имеющее кадастровый N, находящееся по адресу: "адрес".
Муниципальному образованию Лабинское городское поселение Лабинского района принадлежит на праве собственности жилой дом Шестакова - нежилое здание, построенное в начале XX века, имеющее кадастровый N, находящееся по адресу: "адрес".
В результате проверки исполнения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории муниципального образования Лабинский район, Лабинским межрайонным прокурором выявлено, что указанные выше объекты недвижимости являются объектами культурного наследия, Законом Краснодарского края от 17 августа 2000 г. N 313-K3 "О перечне объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края", включены в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края, и отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, однако, в нарушение статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проекты границ зон этих объектов культурного наследия не подготовлены и не согласованы.
В связи с выявленными нарушениями Лабинским межрайонным прокурором в администрацию муниципального образования Лабинский район внесено представление от 17 мая 2021 г. с требованием об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно, требование о разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Согласно ответу администрации муниципального образования Лабинский район от 7 июля 2021 г. на указанное представление прокурора, в бюджете муниципального образования Лабинский район отсутствуют денежные средства для осуществления мероприятий по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 2 Закона Краснодарского края от 8 августа 2016 г. N 3459-K3 "О закреплении за сельскими поселения Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений", статьями 9.2, 9.3, 16, 16.1, 34, 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 17 августа 2000 г. N 313-K3 "О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации", и исходил из того, что органы местного самоуправления не обязаны разрабатывать проекты зон охраны объектов культурного наследия, включенных в региональные целевые программы.
Вместе с тем, принимая решение по делу, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с положениями статей 9.3, 40, 47.2, 47.3, 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в полномочия органов местного самоуправления, в том числе, входит разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, находящихся в собственности органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 9.3, 40, 47.2, 47.3, 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 7, 12 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации", пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и отменил решение суда, приняв по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Лабинского межрайонного прокурора.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, подробно мотивированы.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания, по которым следует не соглашаться с выводами суда нижестоящей инстанции.
Доводы кассационных жалоб администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края и администрации Лабинского городского поселения Лабинского района о том, что обязанность по сохранению объекта культурного наследия не может быть возложена на органы местного самоуправления, основаны на неверном толковании норм права, повторяют правовую позицию заявителей, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 ГПК РФ суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принятое по делу судебное постановление вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 октября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края и администрации Лабинского городского поселения Лабинского района - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Жогин
Судьи Е.В. Макарова
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.