Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Песоцкого В.В, Харитонова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к товариществу собственников недвижимости "Днестровская, 12" о понуждении к исполнению предписания, по кассационной жалобе представителя ТСН "Днестровская, 12" по доверенности ФИО1 на решение Центрального районного суда города Волгограда Волгоградской области от 18 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 07 сентября 2022 года, Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, выслушав участников процесса, судебная коллегия
установила:
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с иском к товариществу собственников недвижимости "Днестровская, 12" (далее - ТСН "Днестровская, 12", ) о понуждении к исполнению предписания.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной плановой документарной проверки деятельности ТСН "Днестровская, 12", установлены последним нарушения пункта 1 статьи 166, статьи 174, части 1 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Закона Волгоградской области от 19 декабря 2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области". В связи с выявленными нарушениями, в отношении товарищества вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ N, с требованием вернуть на специальный счет N денежные средства в размере "данные изъяты"
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 18 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 07 сентября 2022 года, исковые требования Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области удовлетворены.
В кассационной жалобе представитель ответчика, по доверенности ФИО1, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене судебного акта апелляционной инстанции.
Письменных возражений не поступило.
Представитель ответчика ТСН "Днестровская, 12" по доверенности ФИО2, а также представитель третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Конкор" - ФИО3, действующая на основании доверенности, в кассационном суде настаивали на отмене вынесенных по делу судебных актов.
Представитель Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО4 в суде кассационной инстанции настаивала на оставлении судебных актов без изменения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационного представления размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела такие нарушения были допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в целях исполнения ежегодного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год Инспекцией с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ТСН "Днестровская, 12" проведена плановая документарная и выездная проверка в рамках осуществления регионального контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств на территории Волгоградской области.
В ходе проведения проверки были изучены документы, предоставленные Товариществом, и установлено следующее.
Собственниками помещений многоквартирного "адрес" в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбран способ формирования на специальном счете N, открытом в ПАО "Банк Открытие". Владельцем данного специального счета выбрано Товарищество.
В соответствии с Региональной программой "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Волгоградской области", утвержденной Постановлением Правительства Волгоградской области от 31 декабря 2013 года N 812-п (далее по тексту - Региональная программа), начало проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного "адрес" запланировано: ремонт фундамента на 2041-2043 г.г.; ремонт крыши на 2041-2043 г.г.; ремонт фасада на 2041-2043 г.г.; ремонт систем электроснабжения на 2041-2043 г.г.; ремонт систем газоснабжения на 2041-2043 г.г.; ремонт холодного водоснабжения, водоотведения на 2041-2043 г.г.; ремонт подвальных помещений 2041-2043 г.г, разработка проектной документации на 2041-2043 г.г, осуществление строительного контроля на 2041-2043 г.г.
Учитывая, что собственниками многоквартирного "адрес" выбран способ формирования фонда капительного ремонта на специальном счете, то в соответствии с частью 4.1 статьи 170 ЖК РФ собственники могут принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капительного ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования таких работ.
В случае формирования фонда капительного ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: перечень услуг и(или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту; сроки проведения капитального ремонта; источники финансирования капитального ремонта; лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Собственниками помещений многоквартирного "адрес" принято решение о проведении капитального ремонта, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе анализа вышеуказанного протокола установлено, что собственниками помещений многоквартирного "адрес": утвержден перечень работ по капитальному ремонту -ремонту подъездов N N и входных групп этих подъездов; определены сроки проведения капитального ремонта - подъездов до ДД.ММ.ГГГГ, входных групп - до ДД.ММ.ГГГГ; утверждена предельно допустимая стоимость услуг и работ по капитальному ремонту: подъездов - не более "данные изъяты" за один подъезд; входных групп - не более "данные изъяты" за входную группу одного подъезда; определен источник финансирования капитального ремонта - средства фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете ТСН "Днестровская, 12"; определены лица, которые от имени всех собственников помещений многоквартирного "адрес" уполномочены участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Во исполнение вышеуказанных решений, ДД.ММ.ГГГГ Товариществом заключен договор N с ООО "Конкор" о выполнении полного комплекса отделочных работ по капитальному ремонту 1-2 подъезда. В соответствии с пунктам 3.9 указанного договора гарантийный срок на выполненные работы составляет 5 лет, датой исчисления считать дату подписания сторонами последнего акта о приемке выполненных работ формы КС-2. В соответствии с пунктом 4.1 указанного договора, цена договора является твердой и составляет "данные изъяты".
ООО "Конкор" работы по договору от ДД.ММ.ГГГГ N выполнены в соответствии с актами о приемке выполненных работ N от ДД.ММ.ГГГГ и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ N на сумму "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ Товариществом заключен договор N с ООО "Конкор" о выполнении полного комплекса отделочных работ по капитальному ремонту 3-4 подъезда. В соответствии с пунктом 3.9 указанного договора гарантийный срок на выполненные работы составляет 5 лет, датой исчисления считать дату подписания сторонами последнего акта о приемке выполненных работ формы КС-2. В соответствии с пунктом 4.1 указанного договора, цена договора является твердой и составляет "данные изъяты".
ООО "Конкор" работы по договорам от ДД.ММ.ГГГГ N выполнены в соответствии с актами о приемке выполненных работ N от ДД.ММ.ГГГГ и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ на сумму "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ Товариществом заключен договор N с ООО "КровляТехСтрой" по ремонту входных групп (ремонт мягкой кровли, устройство козырьков и площадок). В соответствии с пунктом 4.2 указанного договора, гарантийный срок на выполненные работы составляет 5 лет со дня подписания сторонами последнего акта о приемке выполненных работ формы КС-2. В соответствии с пунктом 2.2 указанного договора, цена договора "данные изъяты".
ООО "КровляТехСтрой" работы по договору от ДД.ММ.ГГГГ N выполнило в соответствии с актами о приемке выполненных работ N от ДД.ММ.ГГГГ и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ N на сумму "данные изъяты".
В соответствии с актами о приемке выполненных работ N от ДД.ММ.ГГГГ были выполнены работы по капительному ремонту конструктивных элементов фасада дома, а именно, устройству входных групп на сумму "данные изъяты", ремонт мягкой кровли входных групп на сумму "данные изъяты". Выполнены работы по ремонту площадок входных групп (замена тротуара) на сумму "данные изъяты".
В порядке части 3 статьи 172 ЖК РФ Товарищество ежемесячно в адрес Инспекции направляются, в том числе, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета. Инспекцией установлен факт списания денежных средств со специального счета N в период с ноября 2019 года по декабрь 2020 года в размере "данные изъяты", что соответствует суммам, указанным в актах выполненных работ.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Законом Волгоградской области от 19 декабря 2013 года N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" и включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных блочных помещений; ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши в вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада, в том числе ремонт и замена балконов; ремонт фундамента многоквартирного дома; утепление фасада; усиление ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома; разработку проектной документации, в случаях, если такая разработка требуется в соответствии с действующим законодательством; проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального ремонта; осуществление строительного контроля; осуществление авторского надзора в случаях, предусмотренных действующим законодательством; проведение государственной экспертизы проекта в случаях, предусмотренных действующим законодательством; проведение инженерных изысканий для подготовки проектной документации в случае, если проведение таких изысканий необходимо в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
По итогам проверки было установлено, что со специального счета N, владельцем которого является Товарищество, в отсутствие оснований, предусмотренных законодательством, осуществлено списание денежных средств на проведение работ по ремонту подъездов N N на сумму "данные изъяты", а также работ по ремонту входных площадок (замена тротуарной плитки) на сумму "данные изъяты", то есть на цели, не относящиеся к капительному ремонту общего имущества многоквартирного дома, что является нарушением части 1 статьи 166, статьи 174, части 1 статьи 177 ЖК РФ, статьи 17 Закона Волгоградской области от 19 декабря 2013 года N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области".
Таким образом, выявлено нецелевое использование денежных средств в размере "данные изъяты" со специального счета, владельцем которого является Товарищество.
Результаты проверки указаны в акте проверки N от ДД.ММ.ГГГГ.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 20 ЖК РФ определено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
По итогам проверки Инспекцией в адрес ТСН "Днестровская, 12" выдано предписание вернуть на специальный счет денежные средства в размере "данные изъяты" в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции возврат денежных средств Товариществом не произведен.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции, установив вышеуказанные обстоятельства, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о наличии оснований для удовлетворения требований Инспекции.
Рассматривая дело в кассационном порядке, судебная коллегия не может согласиться с выводами судов нижестоящих инстанции, находит их преждевременными, не соответствующими нормам материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пунктам 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По смыслу статей 3, 148, 150, 195 ГПК РФ суды при рассмотрении дел обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Однако судом апелляционной инстанции изложенные требования процессуального закона при разрешении настоящего спора соблюдены не были.
Согласно частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством, в том числе о создании и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В части 2 статьи 20 ЖК РФ установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (утв. Правительства Волгоградской области от 25 августа 2014 г. N 478-п) Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее именуется - Инспекция) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Волгоградской области.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Исходя из пунктов 1, 1.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников отнесено принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 3 Законом Волгоградской области от 19 декабря 2013 года N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 2 настоящей статьи.
Собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта, предложенных в частью 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Часть 1 статьи 166 ЖК РФ содержит перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в том числе: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства (части 2 - 5 статьи 166 ЖК РФ).
Абзацем 3 раздела 5 региональной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области", утверждённой постановлением Правительства Волгоградской области от 31 декабря 2013 г. N 812-п, Капитальный ремонт должен включать замену и (или) восстановление общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе строительных конструкций или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов, осуществляемые в соответствии с перечнем работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Согласно пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Исходя из пункта 21 Правил N 491, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
В решении о проведении капитального ремонта собственники помещений вправе предусматривать замену элементов общего имущества при необходимости устранения их морального износа (пункт 23 Правил N 491).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями (ТСН).
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ N принято решение о проведении капитального ремонта, утвержден перечень работ по капитальному ремонту, определены сроки проведения работ, утверждена предельная стоимость услуг и работ по капитальному ремонту, определен источник финансирования капитального ремонта- средства фонда капитального ремонта, сформированные на специальном счете Товарищества. Объектами капитального ремонта определены: ремонт подъездов 1-4 секций, ремонт входных групп 1-4 секций, Таким образом, собственники помещений многоквартирного "адрес" приняли решение выделить со специального счета денежные средства на капитальный ремонт дома.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно Приказу Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Эффективность капитального ремонта и реконструкции зданий или объектов должна определяться сопоставлением получаемых экономических и социальных результатов с затратами, необходимыми для их достижения. При этом экономические результаты должны выражаться в устранении физического износа и экономии эксплуатационных расходов, а при реконструкции - также в увеличении площади, объема предоставляемых услуг, пропускной способности и т.п.
Капитальный ремонт общего имущество многоквартирного дома - комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту), потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций многоквартирного дома на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт (пункт 3.13 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51929-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 N 543-ст).
Текущий ремонт - это комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает 30% от ремонтируемого имущества (пункт 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56535-2015 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.07.2015 N 1005-ст).
Таким образом, исходя из анализа перечисленных выше норм, для правильного разрешения спора судам следовало установить к какому виду работ отнесены, услуги, оплаченные Товариществом за счет сред фонда капитального ремонта: к услугам текущего или капитального ремонта общего имущества многоквартирного дама.
Однако этого не было сделано судами первой и апелляционной инстанций.
На основании изложенного, судебная коллегия находит, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения норм материального процессуального права, которые являются существенными и которые не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
С учетом изложенного, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции полагает необходимым отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Волгограда Волгоградской области от 18 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 07 сентября 2022 года - отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий: И.В. Комбарова
Судьи В.В. Песоцкий
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.