Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Тарасовой О.А., действующей на основании доверенности в интересах акционерного общества "Группа Илим" (далее - АО "Группа Илим", общество), на вступившие в законную силу постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству N 779 от 18 августа 2021г. и решение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 31 октября 2022г., вынесенные в отношении АО "Группа Илим", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству N 779 от 18 августа 2021г, оставленным без изменения решением судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 31 октября 2022г, АО "Группа Илим" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "Группа Илим" Тарасова О.А. настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины (нормы приведены в редакции, действовавшей на период возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
Статьей 69.1 Лесного кодекса РФ (далее также ЛК РФ) предусмотрено, что таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Приказом Минприроды России от 1 декабря 2020г. N 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Правила заготовки древесины).
Из п. 4 Правил заготовки древесины следует, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в ч. 5 ст. 19 Лесного кодекса контракта).
Конкретный объем заготовки древесины по каждой конкретной лесосеке определяется на стадии подачи лесной декларации и определяется по породам по данным натурной таксации лесосек после обозначения их границ на местности (п.п. 19, 27-29, 36, 37 Правила заготовки древесины).
Пунктом 17 Правил заготовки древесины установлено, что в целях заготовки древесины проводится отвод лесосеки а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.
Согласно п. 18 Правил заготовки древесины отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Из п. 26 Правил заготовки древесины следует, что таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. При таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках и чересполосных постепенных рубках - с учетом по площади, при иных выборочных рубках - с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку.
Погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: +/- 10 процентов по общему объему и +/- 12 процентов по отдельным породам.
Основанием привлечения АО "Группа Илим" к административной ответственности по ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ послужили выводы должностного лица административного органа о том, что АО "Группа Илим" осуществило заготовку древесины по договору аренды лесного участка N от 23 декабря 2008г. на лесосеке - лесной дороге N 1, расположенной в выделах NN 31, 33 квартала N 257 Воробьевской дачи Воробьевского участкового лесничества Илимского лесничества Иркутской области, за период с января по июнь 2021г. в нарушение правил таксации, предусмотренных п. 26 Правил заготовки древесины, что выразилось в уменьшении процента погрешность измерения объема древесины не величину, предусмотренную указанным пунктом.
Указанное обстоятельство выявлено должностным лицом по результатам проверки представленного обществом административному органу 30 июня 2021г. отчета по форме N 1-ИЛ об использовании лесов за январь-июнь 2021г, согласно которому объем заготовленной на вышеуказанной лесосеке путем сплошной вырубки древесины составил 230 м3 за отчетный период, что меньше на 17 % объема заготовки древесины, указанной в лесной декларации N от 21 декабря 2020г. на 2021г. (277м3). При этом расхождение по породам деревьев составило: по сосне - на 90, 9%, лиственнице - 36, 5%, березе - 52, 9%, осине - 164, 5% меньше заявленного в лесной декларации объема их заготовки.
Должностное лицо административного органа пришло к выводу о нарушении АО "Группа Илим" положений п. 26 Правил заготовки древесины.
С выводами должностного лица административного органа согласился районный суд.
Вместе с тем выводы судебных инстанций вызывают сомнения ввиду следующего.
Согласно ч.2, 4 ст. 49 ЛК РФ, в отчете об использовании лесов содержится информация об объеме заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, о видовом (породном) и сортиментном составе древесины и другая информация.
Перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Перечню информации, включаемой в отчет об использовании лесов, утвержденному Минприроды России 21 августа 2017г. N 451, в отчете об использовании лесов должна приводиться информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов, нарастающим итогом с начала года по состоянию на конец отчетного периода.
Из п. 2 Порядка представления отчета об использовании лесов, утвержденного Минприроды России 21 августа 2017г. N 451, отчет должен представляться ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным (при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений).
В административном материале и материалах дела копии договора аренды лесного участка N 91-12-10/08 от 23 декабря 2008г. представлены в неполном объеме, что не позволяет установить срок действия договора.
Вместе с тем из копии лесной декларации N от 21 декабря 2020г. следует, что она составлена со сроком действия с 1 января 2021г. по 31 декабря 2021г, однако, за какой период должна быть произведена обществом заготовка древесины в объеме 277 м3, невозможно установить ввиду неполноты документа.
Указанное не позволяет установить, возможно ли по условиям договора или лесной декларации недоиспользованный объем заготавливаемой древесины восполнить в последующие, после июня 2021г, периоды 2021г, либо недоиспользованный объем является объемом заготавливаемой древесины I полугодия 2021г.
Поскольку по результатам выявленных расхождений показателей отчета и лесной декларации общества территория лесосеки не была предметом осмотра административного органа, сведения о признании таксации неудовлетворительной отсутствуют в деле, не представляется возможным по представленным в материалы дела документам безусловно установить, что невыполнение объема заготовки древесины явилось следствием именно неверной таксации лесосеки, а не иных обстоятельств.
Такое рассмотрение дела не соответствует требованиям ст. 24.1 КоАП РФ о задачах рассмотрения дела и установлении всех существенных обстоятельств (ст. 26.1 КоАП РФ).
Допущенные должностным лицом нарушения не были устранены при рассмотрении дела городским судом в нарушение требований, предусмотренных ст. 30.6 КоАП РФ, о рассмотрении дела в полном объеме, независимо от доводов жалобы, то есть по правилам первой инстанции.
Указанное повлекло неполноту разбирательства дела, что влечет незаконность вынесенных по делу актов, они подлежит отмене.
Вместе с тем следует учесть, что приказом Минприроды России от 17 октября 2022г. N 688 внесены изменения в Правила заготовки древесины; их глава II, включающая пункт 26, утратила силу с 1 марта 2023 г. Тем же приказом утвержден Порядок отвода и таксации лесосек, пунктом 6 которого установлено, что погрешность проведенных отвода и таксации лесосек по общему запасу и запасу деловой древесины на лесосеке не должна превышать 10% по запасу и видовому (породному) составу.
Наказание, назначенное по настоящему делу обществу, последним не исполнено.
При таких условиях направлять дело на новое рассмотрение городскому суду оснований не имеется.
Возвращение дела на новое рассмотрение должностному лицу также невозможно, учитывая, что сроки давности привлечения общества к административной ответственности, установленные ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истекли, что в совокупности с п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ не допускает возобновление производства по делу с целью разрешения вопроса о виновности лица.
Учитывая изложенное, положения п. 4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу защитника АО "Илим" Тарасовой О.А. удовлетворить частично.
Постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству N 779 от 18 августа 2021г. и решение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 31 октября 2022г. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.