Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Якимова Я.Г. на вступившие в законную силу постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу от 09 декабря 2021 г. NN N ВТА-1159-в/5 и N ВТА-1159-в/6, решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 14 ноября 2022 г. и решение судьи Омского областного суда от 20 декабря 2022 г., вынесенные в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Омской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу от 09 декабря 2021 г. N ВТА-1159-в/5 Министерство природных ресурсов и экологии Омской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу от 09 декабря 2021 г. N ВТА-1159-в/6 Министерство природных ресурсов и экологии Омской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Определением судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 31 октября 2022 г. дела об административных правонарушениях в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Омской области объединены в одно производство.
Решением судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 14 ноября 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Омского областного суда от 20 декабря 2022 г, постановления изменены - в соответствии с частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ Министерству природных ресурсов и экологии Омской области за совершение двух административных правонарушений, назначено административное наказание как за совершение одного административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, в размере 20000 рублей.
В жалобе защитник Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Якимов Я.Г. просит постановления по делу об административном правонарушении и состоявшиеся по данному делу судебные решения отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов данного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами. Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе, сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; сведения о размещении отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктами 1-4 статья 80.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов. Оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя в том числе установление: площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель. Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти. Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.
Из материалов дела следует, что Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере обращения с отходами производства и потребления, 11 декабря 2020 г, подало в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заявления о включении в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - несанкционированных объектов размещения отходов, расположенных в Советском и Центральном административных округах г. Омска на земельных участках с кадастровыми номерами N, сообщив в заявлениях, в нарушение приведенных выше требований, недостоверную информацию о площади земельных участков, на которых расположены объекты, и об объеме размещенных отходов.
Указанные нарушения были выявлены должностными лицами Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 21 по 29 сентября 2021 г. и с 21 по 25 октября 2021 г.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколами об административном правонарушении; копиями акта проверки от 25 октября 2021 г. N и экспертного заключения от 20 октября 2021 г. N; копиями заявлений Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в Минприроды России о включении в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах должностное лицо и судебные инстанции пришли к верному выводу о наличии в деянии Министерства природных ресурсов и экологии Омской области состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Министерства квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного кодекса.
Какие-либо противоречия, которые могли бы поставить под сомнение выводы о виновности Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в совершении вмененного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Вопреки доводам жалобы, факт предоставления недостоверной информации, содержащейся в заявлениях о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подтвержден совокупностью перечисленных выше доказательств, в частности экспертным заключением, оснований не доверять которому не имеется.
Какие-либо данные, которые могли бы опровергнуть обоснованность выводов о недостоверности представленной Министерством информации, в материалах дела отсутствуют, заявителем не представлены.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Министерства умысла на совершение вмененного ему правонарушения, обоснованными признать нельзя, поскольку понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, в соответствии с которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы данного дела позволяют прийти к выводу о том, что Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.5 названного Кодекса.
Доводы заявителя о нарушении порядка возбуждения дела об административном правонарушении и незаконности проведенной проверки, аналогичны доводам, которые были предметом проверки на предыдущей стадии рассмотрения данного дела об административном правонарушении, и правомерно отклонены по основаниям, указанным в обжалуемом судебном решении, с приведением соответствующих мотивов, поводов не согласиться с которыми не имеется.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Омской области объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным, и соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление рассмотрены судебными инстанциями в соответствии с требованиями статей 30.6, 30.9 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений статей 4.1, 4.4 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу от 09 декабря 2021 г, решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 14 ноября 2022 г. и решение судьи Омского областного суда от 20 декабря 2022 г, вынесенные в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Омской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Якимова Я.Г. - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.