Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Тарасовой О.А., действующей на основании доверенности в интересах акционерного общества "Группа Илим" (далее - АО "Группа Илим", общество), на вступившие в законную силу постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству N 1092 от 6 декабря 2021г., постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству N 1094 от 6 декабря 2021г., решение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 30 августа 2022г. и решение судьи Иркутского областного суда от 20 декабря 2022г., вынесенные в отношении АО "Группа Илим", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству N 1092 от 6 декабря 2021г. АО "Группа Илим" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 50000 рублей.
Постановлением начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству N 1094 от 6 декабря 2021г. АО "Группа Илим" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа 50000 рублей.
Определением судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 30 августа 2022г. об объединении материалов и рассмотрении их в одном производстве с вынесением одного постановления по правилам ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Решением судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 30 августа 2022г, оставленным без изменения решением судьи Иркутского областного суда от 20 декабря 2022г, постановления начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству N 1092 и N 1094 от 6 декабря 2021г. изменены: на основании ч.5 ст. 4.4 КоАП РФ наказание за совершенные административные правонарушения по ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ назначено в виде административного штрафа 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "Группа Илим" Тарасова О.А. настаивает на отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины (нормы приведены в редакции, действовавшей на период возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
Статьей 69.1 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Приказом Минприроды России от 1 декабря 2020г. N 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Правила заготовки древесины).
Из п. 4 Правил заготовки древесины следует, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в ч. 5 ст. 19 Лесного кодекса контракта).
Конкретный объем заготовки древесины по каждой конкретной лесосеке определяется на стадии подачи лесной декларации и определяется по породам по данным натурной таксации лесосек после обозначения их границ на местности (п.п. 19, 27-29, 36, 37 Правила заготовки древесины).
Пунктом 17 Правил заготовки древесины установлено, что в целях заготовки древесины проводится отвод лесосеки, а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.
Согласно п. 18 Правил заготовки древесины отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Из п. 26 Правил заготовки древесины следует, что таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. При таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках и чересполосных постепенных рубках - с учетом по площади, при иных выборочных рубках - с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку.
Погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: +/- 10 процентов по общему объему и +/- 12 процентов по отдельным породам.
Основанием привлечения АО "Группа Илим" к административной ответственности по ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ послужили выводы должностного лица административного органа о том, что АО "Группа Илим" в 2021г. осуществило заготовку древесины по договору аренды лесного участка N от 16 декабря 2008г.:
на лесосеке лесная инфраструктура N 1, расположенной в выделах NN 21, 23, 28 квартала N 170 Невонской дачи Невонского участкового лесничества Илимского лесничества Иркутской области на площади 3, 2 га в объеме 532 м3, тогда как согласно лесной декларации N 1 от 25 декабря 2020г. объем заготовки должен был составить 689 м3;
на лесосеке N 1, расположенной в выделах "адрес" Илимского лесничества Иркутской области, на площади 42, 5 га в объеме 8890 м3, тогда как согласно лесной декларации N от 18 февраля 2021г. объем заготовки должен был составить 11034 м3, чем нарушены правила таксации, предусмотренные п. 26 Правил заготовки древесины, что выразилось в превышении погрешности измерения объема древесины на величину, предусмотренную указанным пунктом, более 10 %.
Указанные обстоятельства выявлены должностным лицом по результатам проверки представленных обществом административному органу 7 октября 2021г. отчетов по обеим лесосекам по форме N 1-ИЛ об использовании лесов за январь-сентябрь 2021г, согласно которым объем заготовленной на вышеуказанных лесосеках путем сплошной рубки древесины составил: на лесосеке лесная инфраструктура N - меньше на 22, 7 % объема заготовки древесины, указанной в лесной декларации N от 25 декабря 2020г, на лесосеке N 1 - меньше на 19, 43 % объема заготовки древесины, указанной в лесной декларации N от 18 февраля 2021г.
Должностное лицо административного органа пришло к выводу о нарушении АО "Группа Илим" положений п. 26 Правил заготовки древесины.
С выводами должностного лица административного органа согласились судебные инстанции.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Действия АО "Группа Илим" квалифицированы по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и лесоохранного законодательства.
Доводы жалобы заявителя о том, что срок действия лесных деклараций на день составления отчетов позволял производить заготовку древесины в заявленных объемах до конца 2021г, а результаты таксации не были признаны неудовлетворительными, не свидетельствуют о незаконности выводов должностного лица и судебных инстанций. Из представленных обществом отчетов следует, что заявленные в лесных декларациях площади, на которых производится заготовка (рубка) древесины, использованы в полном объеме за отчетный период (на лесосеке лесная инфраструктура N 1 - 3, 2 га, на лесосеке N 1 - 42, 5 га).
Из содержания п. 26 Правил заготовки древесины следует, что неудовлетворительной может быть признана таксация и по результатам объема выполненной заготовки древесины.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из обстоятельств дела не следует, что общество не имело возможности соблюсти требования таксации.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена областным судом в порядке, установленном ст. 30.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения АО "Группа "Илим" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ по правилам ч.5 ст. 4.4 КоАП РФ как за совершение одного административного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь по доводам настоящей жалобы изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству N 1092 от 6 декабря 2021г, постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству N 1094 от 6 декабря 2021г, решение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 30 августа 2022г. и решение судьи Иркутского областного суда от 20 декабря 2022г. оставить без изменений, жалобу защитника АО "Илим" Тарасовой О.А. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.