Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Виноградовой О.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бордукова Евгения Михайловича, поданную 20 февраля 2023 года, на решение Красноярского краевого суда от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2022 года
по административному делу N 3а-307/2022 по административному исковому заявлению Бордукова Евгения Михайловича о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Бордуков Е.М. (далее - кассатор, административный истец) обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 100 000 рублей и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины, ссылаясь на факт неоправданно длительного рассмотрения Советским районным судом г. Красноярска административного дела N 2а-2066/2021.
В обоснование требований указано, что решением Советского районного суда г. Красноярска от 23 апреля 2021 года признано незаконным бездействие Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края по не рассмотрению заявлений Бордукова Е.М. поданных в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Общая продолжительность рассмотрения административного дела составила более 6 месяцев, вместо установленного статьей 141 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока. В этой связи административный истец полагал, что такая продолжительность рассмотрения дела превышает разумный срок, нарушает его права и свидетельствует о наличии оснований для присуждения соответствующей компенсации.
Решением Красноярского краевого суда от 15 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Бордуков Е.М. просит судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
Кассатор считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда обстоятельствам административного дела не соответствуют, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены неправильно, что повлекло неправильные выводы суда и является основанием для отмены судебного акта.
Кассатор указывает о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, указывая, что представитель административного истца Овинников В.А. заявил ходатайство об ознакомлении с возражениями ответчика Министерства Финансов РФ, а также предоставлении времени для подготовки и предоставления в суд письменных возражений на возражения административного ответчика Министерства Финансов РФ.
Также кассатор настаивает, что суд обязан был отложить рассмотрение дела, т.к. у суда не имелись доказательства получения административным истцом Бордуковым Е.М. возражений ответчика относительно заявленных требований. Доказательств получения возражений административным истцом на дату рассмотрения административного дела у суда не имелось.
Кассатор считает, что ему не было предоставлено время для подготовки и предоставления в суд письменных возражений на возражения административного ответчика. Судом нарушен принцип административного судопроизводства состязательность процесса, суд нарушил процессуальные права, предусмотренные ст. 45 КАС РФ, в частности, предоставление необходимого времени для подготовки и предоставления в суд письменных возражений на возражения административного ответчика.
Кроме того, кассатор указывает, что в адрес Красноярского краевого суда представителем административного истца было направлено заявление об отводе судьи, однако суд отказался забрать заявление из канцелярии Красноярского краевого суда несмотря на то, что об этом ходатайствовал представитель Овинников В.А. Судья Красноярского краевого суда отказал в удовлетворении заявленного ходатайства, не мотивировав свой отказ.
Также кассатором указано, что в связи с данным отказом представителем административного истца судье был заявлен мотивированный отвод, который не был рассмотрен судом в установленном порядке, указывая, что суд не удалялся в совещательную комнату для разрешения данного ходатайства, что подтверждается аудиопротоколом судебного заседания.
Кассатор указывает, что несмотря на то, что судье был заявлен отвод, продолжил нарушать права и законные интересы Бордукова Е.М. и его представителя Овинникова В.А. В частности, не давал представителю Овинникову В.А. сформулировать основание для отвода судьи, перебивал представителя Овинникова В.А, не давая высказать свою позицию по заявленному отводу.
Кассатор указывает, что несмотря на то, что судье был заявлен отвод, в стадии рассмотрения отвода незаконно отстранил от участия в суде представителя Овинникова В.А. до его окончания, лишив тем самым защиты административного истца и его представителя Овинникова В.А.
Кассатор указывает, что суд не вынес мотивированное определение об удалении из зала судебного заседания представителя Овинникова В.А.
Также в обоснование жалобы кассатор указывает, что в нарушение ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не исследовал доказательства частично огласив наименование документов, а не исследовав их, что подтверждается аудиопротоколом судебного заседания.
Кассатор указывает, что существенное затягивание сроков рассмотрения административного дела имело место по обстоятельствам, не зависящим от административного истца, а именно вследствие того что несмотря на то, что судьей Советского районного суда г. Красноярска 08.09.2020 года было принято к производству административное исковое решение вынесено 23.04.2021 года, решение суда изготовлено с нарушением разумного срока - 19.05.2021 года, а также с нарушением срока было направлено в адрес сторон, что нарушило право Бордукова Е.М. на ознакомление с решением суда и своевременную подачу заявления о взыскании судебных расходов.
Кассатор выражает несогласие с выводами судов, что судебное разбирательство по существу заявленных требований продолжительностью 8 месяцев 12 дней (с 07.09.2020 по 19.05.2021), вместо 2-х месяцев, установленных ст. 141 КАС РФ не является нарушением разумных сроков рассмотрения административного дела. В обоснование данного довода приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в обоснование заявленных требований.
Также кассатор указывает, что объединение административного дела с административными делами N 2а-11659/2020, N 2а- 11718/2020, N 2а-11719/2020, N 2а-12615/2020. N 2а-12616/2020, N 2а-12617/2020. N 2а-12618/2020, находящихся в производстве у одного и того же судьи Советского районного суда г. Красноярска за пределами 2-х месячного срока рассмотрения административного дела, а не в самом начале на стадии принятия административных исковых заявлений не способствовали правильному и своевременному рассмотрению заявленных административных исковых требований, указывая, что при объединении указанных дел судья руководствовалась не целью правильного и своевременного рассмотрения заявленных административных исковых требований, а удобством (создание условий для меньшего набора машинописного текста, не проведением многочисленных судебных заседаний в один день, которые надо было рассматривать через каждые полчаса и т.д.).
Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что Советским районный судом г. Красноярска не были нарушены положения ч. 4 ст. 182 КАС РФ, настаивая, что судом не были соблюдены сроки изготовления и направления решения, указывая, что решение суда от 23.04.2021 было изготовлено 19 мая 2021 года, то есть спустя 27 дней и только 02.06.2021 передано на почту, а не 24.05.2021, как указывает суд, ссылаясь на документы административного дела.
При этом Красноярским краевым судом не устанавливалась разумность рассмотрения заявления о взыскании судебных расходов, а также сроки направления указанного определения сторонам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, кассатор и его представитель, которому судом кассационной инстанции удовлетворено ходатайство об участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, явку в Красноярский краевой суд, которому поручено организация видеоконференц-связи не обеспечил, что подтверждает справка помощника судьи.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено и подтверждается материалами административного дела N 2а-2066/2021, что 7 сентября 2020 года Бордуков Е.М. обратился в Советский районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, возложении обязанности устранить нарушения.
Определением судьи от 10 сентября 2020 года административное исковое заявление принято к производству Советского районного суда г. Красноярска.
10 сентября 2020 года определением председателя Советского районного суда г. Красноярска срок рассмотрения административного дела продлен на один месяц.
Административное дело назначено к судебному разбирательству на 3 ноября 2020 года. В судебном заседании судом в качестве заинтересованного лица привлечено ТСЖ "Весна 2009", в связи с чем судебное заседание отложено на 2 декабря 2020 года.
2 декабря 2020 года определением судьи административные дела N 2а-12614/2020, N 2а-11659/2020, N 2а-11718/2020, N 2а-11719/2020, N 2а-12615/2020, N 2а-12616/2020, N 2а-12617/2020, N 2а-12618/2020 объединены в одно производство, административному делу присвоен номер 2а-11659/2020 (N2а-2066/2021). В связи с чем судебное заседание отложено на 8 февраля 2021 года.
8 февраля 2021 года судебное заседание отложено на 23 апреля 2021 года в связи с необходимостью представления сторонами дополнительных документов.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 23 апреля 2021 года административные исковые требования Бордукова Е.М. удовлетворены частично. Решение принято в окончательной форме 19 мая 2021 года и вступило в законную силу 22 июня 2021 года.
В Красноярский краевой суд с настоящим административным исковым заявлением Бордуков Е.М. обратился 22 декабря 2021 года.
Порядок рассмотрения административных дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок регламентирован главой 26 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации).
В силу статьи 1 Закона о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, по которому допущено нарушение.
Статья 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет критерии определения разумности срока административного судопроизводства: правовая и фактическая сложность административного дела, поведение участников судебного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения административного дела, а также общая продолжительность судопроизводства по административному делу; и порядок исчисления разумного срока административного судопроизводства: со дня поступления административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по административному делу (часть 2).
На основании части 1 статьи 141 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела рассматриваются и разрешаются судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда.
В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснено, что в общую продолжительность судопроизводства по административным делам включается период со дня поступления административного искового заявления в суд первой инстанции до дня вступления в законную силу последнего судебного акта по рассмотренному делу.
Период с момента вынесения определения о передаче кассационной, надзорной жалобы в суд кассационной, надзорной инстанции и до дня вступления в силу последнего судебного акта, которым дело рассмотрено или разрешено по существу, подлежит включению в общую продолжительность судопроизводства.
Период со дня вступления в законную силу обжалуемого последнего судебного акта по делу до поступления жалобы, представления в отношении данного акта в суд апелляционной, кассационной, надзорной инстанции не включается в общую продолжительность судопроизводства.
Последним судебным актом в целях обращения с заявлением о также исчисления общей продолжительности исходя из положений статьи 16 Кодекса судопроизводства Российской Федерации, может являться решение, определение о прекращении производства по делу, определение об оставлении заявления без рассмотрения, принятые (вынесенные) судом первой инстанции, или постановление (определение) суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, которыми дело рассмотрено или разрешено по существу (пункт 14 Постановления N 11).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав материалы дела N 2а-2066/2021 изложив в решении хронологию судопроизводства по административному делу, пришел к выводу о том, что общая продолжительность судопроизводства по административному делу со дня поступления административного искового заявления в Советский районный суд г. Красноярска (7 сентября 2020 года) до дня вступления в законную силу решения суда от 23 апреля 2021 года (22 июня 2021 года) составила 9 месяцев 15 дней.
Суд первой инстанции указал, что действия Советского районного суда г. Красноярска являлись в достаточной степени своевременными и эффективными, были направлены на своевременное рассмотрение административного дела. Законодателем закреплен примерный ориентир разумного срока судопроизводства по административному делу, который равен трем годам. В случае осуществления судопроизводства по административному делу в срок менее трех лет о нарушении права на судопроизводство в разумный срок могут свидетельствовать конкретные обстоятельства дела, связанные с неэффективностью и недостаточностью действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела. При этом оценка эффективности действий суда должна осуществляться применительно ко всей продолжительности судопроизводства, а не к ее отдельным стадиям. Отсутствие достаточной активности суда на отдельном этапе судопроизводства может свидетельствовать о нарушении права на судопроизводство в разумный срок, только если это существенным образом повлияло на общую продолжительность судопроизводства.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что длительность судопроизводства составила менее трех лет и при этом отсутствуют какие-либо конкретные обстоятельства, свидетельствующие о превышении разумного срока судопроизводства и о нарушении права на судопроизводство в разумный срок.
Также суд первой инстанции указал, что первое судебное заседание было назначено судом в пределах предусмотренного законом срока рассмотрения дела с учетом продления данного срока на один месяц определением председателя Советского районного суда г. Красноярска от 10 сентября 2020 года. С учетом привлечения в судебном заседании 3 ноября 2020 года в качестве заинтересованного лица ТСЖ "Весна 2009", течение месячного срока рассмотрения дела началось заново (часть 6 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), исходя из чего судебное заседание отложено на 2 декабря 2020 года в пределах процессуального срока рассмотрения дела. Основания для привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица ТСЖ "Весна 2009" были установлены в судебном заседании 3 ноября 2020 года исходя из доводов участвующих в деле лиц и представленных ими доказательств. С учетом объединения в судебном заседании 2 декабря 2020 года в одно производство административных дел N 2а-12614/2020, N 2а-11718/2020, N 2а-11719/2020, N 2а-12615/2020, N 2а-12616/2020. N 2а-12617/2020, N 2а-12618/2020, N 2а-11659/2020 началось заново течение месячного срока рассмотрения дела (часть 7 статьи 36 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Также суд первой инстанции пришел к выводу, что не свидетельствует о неэффективности и недостаточности действий суда отложение судебных заседаний с 2 декабря 2020 года на 8 февраля 2021 года и потом на 23 апреля 2021 года за пределами установленного процессуальным законом месячного срока рассмотрения дела, поскольку максимальная нагрузка суда (сведения о плотном графике назначения судебных заседаний в рассматриваемый период размещены на официальном сайте суда) объективно не позволила соблюсти вышеуказанный процессуальный срок. Сложившаяся максимальная судебная нагрузка является объективным фактором, который не связан с недостатками в организации деятельности суда. Судебные заседания были назначены с учетом объективной возможности на ближайшее время. Причиной отложения судебного заседания, назначенного на 8 февраля 2021 года, явилась необходимость представления административным истцом и административным ответчиком дополнительных документов. Отложение дела было направлено на обеспечение процессуальных прав участвующих в деле лиц, что позволило стороне административного истца представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что административное дело N 2а-2066/2021 представляло определенную фактическую и правовую сложность, поскольку в его рамках рассматривалось восемь объединенных административных дел, административные иски по которым содержали по шесть заявленных требований.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что продолжительность судебного разбирательства не содержит признаки нарушения требования разумного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Продолжительность имевших место задержек, а также достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, не позволяет прийти к выводу о нарушении права административного истца на судопроизводство в разумный срок. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок. Несмотря на то, что общий срок рассмотрения дела превысил установленный законом срок, оснований для присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок не имеется, поскольку денежная компенсация присуждается в случае несвоевременных, неэффективных действий суда, волокиты, которые по настоящему делу не допущены, а окончательный судебный акт был постановлен в разумный срок при соблюдении необходимого баланса законных прав и интересов лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия, проверяя законность решения в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований согласилась, указав, что Бордуковым Е.М. соблюден срок обращения с административным иском в суд, предусмотренный частью 2 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и последний имеет право на обращение в суд за присуждением компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
При определении разумности и продолжительности срока судопроизводства суд первой инстанции правомерно принял во внимание правовую и фактическую сложность дела относительно предмета заявленного спора, поведение участников процесса, правовую позицию административного истца, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общую продолжительность судопроизводства по делу, что согласуется с положениями части 2 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также с разъяснениями, данными в пунктах 40, 44, 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11, в связи с чем обоснованно пришел к выводу о том, что общий срок судопроизводства по административному делу не превысил разумные сроки, и, следовательно, право административного истца на судопроизводство в разумный срок не нарушено.
Апелляционная инстанция посчитала, что суд первой инстанции правильно указал, что общая продолжительность судопроизводства по административному делу не привела к нарушению прав Бордукова Е.М. на судопроизводство в разумный срок. Материалами административного дела N 2а-2066/2021 подтверждается, что административное исковое заявление Бордукова Е.М. принято к производству суда в установленный законом срок, с учетом вынесенного председателем районного суда определения о продлении срока рассмотрения административного дела первое судебное заседание назначено также в пределах предусмотренного законом срока. В ходе производства по делу районным судом, в том числе, разрешались вопросы о круге лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, об объединении административных дел в одно производство, судебные заседания назначены с учетом времени необходимого для обеспечения извещения участников судебного разбирательства о месте и времени судебного разбирательства.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции, что административное дело представляло определенную фактическую и правовую сложность, поскольку в его рамках рассматривалось восемь объединенных дел, административные иски по которым содержали по шесть заявленных требований.
Кассационный суд не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов.
При определении разумности и продолжительности срока судопроизводства суды правомерно приняли во внимание правовую и фактическую сложность дела относительно предмета заявленного спора, поведение участников процесса, правовую позицию административного истца, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общую продолжительность судопроизводства по делу, что согласуется с положениями 2 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также с разъяснениями, данными в пунктах 40, 44, 50 Постановления N 11, в связи с чем обоснованно пришли к выводу о том, что общий срок судопроизводства по административному делу не превысил разумные сроки, и право административного истца на судопроизводство в разумный срок не нарушено.
Судами правильно указано, что общая продолжительность судопроизводства по административному делу не привела к нарушению прав Бордукова Е.М. на судопроизводство в разумный срок.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых судебных актов судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции признает верными, основанными на правильном применении норм материального права и установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Выводы нижестоящих судов основаны на анализе исследованных доказательств, мотивированы, соответствует материалам дела и согласуются с приведенными выше положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Вопреки доводам кассатора судебные акты требованиям, предъявляемым к судебным актам процессуальным законодательством соответствуют, выводы судов являются мотивированными, постановленными на основе исследования совокупности доказательств по делу, несогласие кассатора с выводами судов не свидетельствует о несоответствии судебных актов, предъявляемым требованиям.
Доводы жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права при разрешении ходатайств об отводе судьи, об отложении судебного заседания, а также о нарушении судом ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при исследовании доказательств, являются не состоятельными, опровергаются материалами административного дела, протоколом судебного заседания, который полно и последовательно отражает ход судебного разбирательства.
Доводы кассатора о том, что судья отказался разрешать направленное в Красноярский краевой суд заявление об отводе судьи, являются необоснованными, поскольку из аудиозаписи судебного заседания от 15.03.2022 следует, что на сообщение представителя Овинникова В.А. о направлении указанного заявления в суд, судья сообщил, что данное заявление в суд не поступило и представителю было предложено изложить доводы отвода устно, Овинников В.А. отказался от устного изложения заявления и заявил ходатайство об отложении судебного заседания с целью получения судом данного заявления. Отвод, заявленный представителем Овинниковым В.А. судье в связи с отказом в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания был разрешено в соответствии со ст. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявление об отводе было разрешено судьей в совещательной комнате, по результатам рассмотрения вопроса об отводе вынесено мотивированное определение.
Доводы кассатора об обязанности суда первой инстанции отложить судебное заседание в связи с необходимостью ознакомления с возражениями административного ответчика представителя административного истца Овинникова В.А, являются несостоятельными, поскольку из аудиозаписи судебного заседания следует, что представителем Овинниковым В.А. данного ходатайства заявлено не было.
Не нашли своего подтверждения доводы жалобы относительно нарушения процессуальных норм судом первой инстанции о незаконном удалении представителя административного истца Овинникова В.А. из зала судебного заседания.
Вопреки доводам административного истца, в соответствии с положениями части 4 статьи 117 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в виде отдельного судебного акта, которое может быть обжаловано отдельно от решения суда, выносятся определения о применении мер процессуального принуждения, предусмотренных пунктами 4 - 6 части 2 статьи 116 настоящего Кодекса.
Таким образом, при применении меры процессуального принуждения в виде удаление из зала судебного заседания определение в виде отдельного судебного акта не выносится.
Доводы жалобы административного истца том, что судом ограничен его доступ к правосудию, нарушены нормы состязательности сторон, являются несостоятельным, последствия применения меры процессуального принуждения в виде удаление из зала судебного заседания обусловлены процессуальным поведением представителя Овинникова В.А.
Аудиозаписью судебного заседания от 15.03.2022 подтверждается обоснованность применения судом первой инстанции к представителю Овинникову В.А. меры процессуального принуждения, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 119 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассатора не опровергают правильных выводов судебных инстанций, повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не содержат фактов, не учтенных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, которые влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделён.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Красноярского краевого суда от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.