Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Виноградовой О.В, Евтифеевой О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Правительства Алтайского края, поданную 8 февраля 2023 года, Управления имущественных отношений Алтайского края, поданную 15 февраля 2023 года, на решение Залесовского районного суда Алтайского края от 11 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 14 декабря 2022 года
по административному делу N 2а-1/2022 по административному исковому заявлению прокурора Залесовского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению ветеринарии Алтайского края, Правительству Алтайского края и Администрации Залесовского муниципального округа Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, пояснения прокурора Кадошникова С.О, просившего отказать в удовлетворении кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Залесовского район Алтайского края (далее-прокурор), с учётом уточнений, обратился в суд с административным иском в интересах неопределённого круга лиц к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению ветеринарии Алтайского края, Правительству Алтайского края и администрации Залесовского муниципального округа Алтайского края о признании незаконным бездействия Правительства Алтайского края, выразившегося в непринятии мер к постановке на кадастровый учёт, регистрации права собственности на следующие объекты размещения биологических отходов: скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края (Шмаково), находящийся на земельном участке с координатами: 59.96328 - широта, 84.69785 - долгота; скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.01716 - широта, 84.76861 - долгота; скотомогильник на территории с. Пролетарская Крепость Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.01513 - широта, 84.87671 - долгота; скотомогильник на территории с. Шатуново Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 53.88594 - широта, 84.52476 - долгота; скотомогильник на территории с. Большой Калтай Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.11627 - широта, 84.22354 - долгота; скотомогильник на территории с. Кордон Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.19671 - широта, 84.96426 - долгота; скотомогильник на территории с.
Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 53.98808 - широта, 84.67765 - долгота; возложении обязанности на Правительство Алтайского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на кадастровый учёт и к регистрации права собственности на указанные объекты размещения биологических отходов; возложении на администрацию Залесовского муниципального округа Алтайского края обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу передать в собственность Алтайского края следующие объекты размещения биологических отходов: скотомогильник на территории с. Борисово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54, 02092 - широта, 84.99258 - долгота (кадастровый номер "данные изъяты"); скотомогильник на территории с. Пещерка Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 55.11027 - широта, 84.76205 - долгота (кадастровый номер "данные изъяты"); скотомогильник на территории с. Думчево Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 53.94959 - широта, 84.33447 - долгота (кадастровый номер "данные изъяты"); скотомогильник на территории с. Черемушкино Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.00286 - широта, 84.230445 - долгота (кадастровый номер "данные изъяты"); скотомогильник на территории с.
Тундриха Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.00686 - широта, 84.5062 - долгота (кадастровый номер "данные изъяты"); возложении на Правительство Алтайского края обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять в собственность Алтайского края указанные объекты размещения биологических отходов; возложении на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанности включить в реестр имущества государственной собственности Алтайского края сведения об указанных объектах размещения биологических отходов; о признании незаконным бездействия Управления ветеринарии Алтайского края, выразившегося в непринятии действий по обеспечении изоляции захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почты, воды) и недопущении к ним посторонних физических лиц и животных в соответствии с требованиями Ветеринарно - санитарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утверждённых приказом Минсельхоза Российской Федерации от 4.12.1995 N 13-7-2/469 в отношении объектов размещения биологических отходов: скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.01716 - широта, 84.76861 - долгота; скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края (Шмаково), находящийся на земельном участке с координатами: 59.96328 - широта, 84.69785 - долгота; скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 59.98188 - широта, 84.77039 - долгота; скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.01716 - широта, 84.76811 - долгота; скотомогильник на территории с.
Борисово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.02092 - широта, 84.99258 - долгота; скотомогильник на территории с. Борисово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.04869 - широта, 85.03786 - долгота; скотомогильник на территории с. Пролетарская Крепость Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.01513 - широта, 84.87671 - долгота; скотомогильник на территории с. Шатуново Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 53.88594 - широта, 84.52476 - долгота; скотомогильник на территории с. Большой Калтай Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.11627 - широта, 84.22354 - долгота; скотомогильник на территории с. Черемушкино Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.00286 - широта, 84.230445 - долгота (кадастровый номер "данные изъяты"); скотомогильник на территории с. Тундриха Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.00686 - широта, 84.5062 - долгота (кадастровый номер "данные изъяты"); скотомогильник на территории с. Тундриха Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 53.99611 - широта, 84.50675 - долгота; скотомогильник на территории с. Кордон Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.19671 - широта, 84.96426 - долгота; скотомогильник на территории с.
Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.01731 - широта, 84.76816 - долгота; возложении на Управление ветеринарии Алтайского края обязанности не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить на указанных объектах изоляцию умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почты, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных в соответствии с требованиями п. 5.8, п. 5.6 и 6.2. Ветеринарно - санитарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утверждённых приказом Минсельхоза Российской Федерации от 4.12.1995 N 13-7-2/469 в отношении указанных объектов размещения биологических отходов, а так же о приведении в соответствие с п. 7.1 МП 3.1.2629-10 "Профилактика сибирской язвы. Санитарно - эпидемиологические правила", утверждёнными постановлением Главного государственного врача РФ от 13.05.2010 N 56 следующих объектов размещения биологических отходов: скотомогильник на территории с. Борисово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.02092 - широта, 84.99258 - долгота; скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.01731 - широта, 84.76816 - долгота; скотомогильник на территории с. Тундриха Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 53.99611 - широта, 84.50675 - долгота.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что названные скотомогильники не оформлены в собственность Алтайского края, часть из них являются бесхозяйными, а другая часть находится в собственности муниципального округа, их надлежащее содержание не осуществляется. Данные скотомогильники не соответствуют требованиям Ветеринарно - санитарных правил, действовавших в момент их создания, поскольку не обеспечена изоляция захораниваемых умеренно опасных биологических отходов (трупов животных) от объектов внешней среды (почвы, воды), имеется свободный доступ к ним физических лиц и животных. В этой связи безопасность утилизации биологических отходов не обеспечена, чем создана реальная угроза заражения грунта, подземных вод, животных опасными инфекциями, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью людей, возникновению чрезвычайных ситуаций. Непринятие мер к постановке на кадастровый учет данных объектов может повлечь утрату сведений об их месте нахождения, возможности осуществления контроля, однако мер к их постановке на кадастровый учет и принятию в собственность Алтайского края с целью последующей ликвидации не принимается.
Решением Залесовского районного суда Алтайского края от 11 августа 2022 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 14 декабря 2022 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) иск прокурора удовлетворен.
Правительство Алтайского края (далее-кассатор 1) просит отменить судебные акты, указывая, что, органом государственной власти, осуществляющим полномочия по постановке объектов на кадастровый учет и регистрации права собственности Алтайского края на объекты биологических отходов, является управление имущественных отношений Алтайского края. Постановка скотомогильников на кадастровый учет и их регистрация не относится полномочиям Правительства Алтайского края, в связи с чем, признание судом незаконным бездействия Правительства Алтайского края по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности объектов биологических отходов безосновательно и противоречит действующим нормам права.
Кассатор считает, что поскольку в компетенцию Правительства Алтайского края, являющегося высшим исполнительным органом субъекта, не входят обязанности по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности объектов биологических отходов, то на Правительство Алтайского края судом незаконно возложена обязанность постановить на кадастровый учет и зарегистрировать право краевой собственности на вышеперечисленные скотомогильники.
Кассатор указывает, что суд неправомерно возложил на администрацию Залесовского муниципального округа Алтайского края обязанность передать в собственность Алтайского края скотомогильники, расположенные на территории сел Борисово, Пещерка, Думчево, Черемушкино, Тундриха Залесовского муниципального округа, а на Правительство Алтайского края обязанность принять в краевую собственность данные скотомогильники.
Кассатор полагает, что исходя из конституционной природы муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования и имущества, являющегося объективно необходимым для решения вопросов местного значения, суд при решении вопроса о возможности нахождения определенного вида имущества в муниципальной собственности должен не только установить факт недопустимости нахождения конкретного вида имущества в муниципальной собственности с учетом ее целевого назначения и необходимости обеспечения принципа соразмерности ресурсов местного самоуправления предоставленным полномочиям, но и учитывать возможность передачи этого имущества на основании правового акта.
Кассатор указывает, что на день принятия оспариваемого судебного акта со стороны органа местного самоуправления отсутствовало волеизъявление о передаче вышеперечисленных скотомогильников в собственность Алтайского края, то удовлетворение административных исковых требований в данной части неправомерно, суд формально подошел к рассмотрению дела.
Второй кассатор - Управление имущественных отношений Алтайского края также просит изменить судебные акты, в части возложения на Алтайкрайимущество обязанности по включению 12 скотомогильников в реестр государственной собственности Алтайского края путем установления разумного срока совершения данного действия (в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации права собственности Алтайского края на 12 скотомогильников).
Кассатор указывает, что исходя из буквального содержания резолютивной части обжалуемого решения усматривается, что Алтайкрайимущество должно исполнить решение (включить скотомогильники в реестр государственного имущества Алтайского края) согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу (с 19.12.2022), т.е. до момента принятия скотомогильников в краевую собственность.
Алтайкрайимущество считает, что такое исполнение невозможно ввиду нарушения последовательности совершения юридически значимых действий и нарушения требований регионального законодательства по включению объектов в реестр государственного имущества Алтайского края (закон Алтайского края от 12.11.1997 N 62-ЗС "О казне Алтайского края", постановления Администрации Алтайского края от 31.10.2015 N 426 "Об утверждении положения о порядке учета и ведения реестра объектов казны Алтайского края", от 09.11.2011 N 634 "Об утверждении Положения об учете государственного имущества Алтайского края и ведении реестра государственного имущества Алтайского края").
В обоснование названного довода кассатор ссылается на п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" согласно содержанию которого для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
В судебном заседании прокурор просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
Судом первой инстанции установлено, что спорные скотомогильники являются бесхозяйными, либо находятся в собственности муниципального округа, приказом Управления ветеринарии Алтайского края от 2 июля 2021 года N 118-п включены в перечень скотомогильников (биотермических ям), подлежащих ликвидации в срок 2023-2024 годы. При этом по информации КГБУ "Управление ветеринарии государственной ветеринарной службы Алтайского края по г. Заринску и Заринскому району", подтвержденной ветеринарно - санитарными карточками из них 8 действующих, 4 законсервированных:
скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края (Шмаково), находящийся на земельном участке с координатами: 59.96328 - широта, 84.69785 - долгота;
скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.01716 - широта, 84.76861 - долгота;
скотомогильник на территории с. Пролетарская Крепость Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.01513 - широта, 84.87671 - долгота;
скотомогильник на территории с. Шатуново Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 53.88594 - широта, 84.52476 - долгота;
скотомогильник на территории с. Большой Калтай Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.11627 - широта, 84.22354 - долгота;
скотомогильник на территории с. Кордон Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.19671 - широта, 84.96426 - долгота;
скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 53.98808 - широта, 84.67765 - долгота;
скотомогильник на территории с. Борисово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.02092 - широта, 84.99258 - долгота (кадастровый номер "данные изъяты", собственник - Залесовский муниципальный округ Алтайского края, ранее Борисовский сельсовет);
скотомогильник на территории с. Пещерка Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 55.11027 - широта, 84.76205 - долгота (кадастровый номер "данные изъяты", собственник - Залесовский муниципальный округ Алтайского края, ранее Пещерский сельсовет);
скотомогильник на территории с. Думчево Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 53.94959 - широта, 84.33447 - долгота (кадастровый номер "данные изъяты", собственник - Залесовский муниципальный округ Алтайского края, ранее Думчевский сельсовет);
скотомогильник на территории с. Черемушкино Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.00286 - широта, 84.230445 - долгота (кадастровый номер "данные изъяты", собственник - Залесовский муниципальный округ Алтайского края, ранее Черемушкинский сельсовет);
скотомогильник на территории с. Тундриха Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.00686 - широта, 84.5062 - долгота (кадастровый номер "данные изъяты", собственник - Залесовский муниципальный округ Алтайского края, ранее Залесовский район).
Суд первой инстанции посчитал, что из положений действующего законодательства следует, что скотомогильники независимо от принятия решения об их предстоящей ликвидации подлежат принятию в собственность Алтайского края с последующим осуществлением кадастрового учета и регистрацией права собственности, исходя из специфики скотомогильников как объектов права, являющихся, прежде всего, земельными участками, под поверхностью которых погребены биологические отходы (трупы животных) либо их гуммированные остатки, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, для реализации конституционных прав граждан необходимо исключить бесхозяйность названных объектов.
Суд первой инстанции указал, что приказом Управления ветеринарии Алтайского края от 2 июля 2021 года N 118-п установлены длительные сроки предстоящей ликвидации.
Как следует из ответа Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от 14 сентября 2021 года, санитарно-защитные зоны в отношении вышеуказанных скотомогильников не устанавливались, тогда как установление таковых законодательно предусмотрено, при ликвидации скотомогильников ввиду сохранения негативного биологического воздействия на окружающую среду и здоровье человека должны оставаться действующими санитарно-защитные зоны.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что порядок не предусматривает требования при ликвидации бесхозяйных скотомогильников по их обращению в собственность края, в отсутствие действующих нормативных требований к соответствующим мероприятиям на федеральном уровне следует руководствоваться вышеприведенными общими принципами земельного законодательства.
Отклоняя доводы о том, что Правительство Алтайского края является ненадлежащим ответчиком суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 33 Устава (Основной Закон) Алтайского края от 5 июня 1995 года N 3-ЗС (далее - Устав Алтайского края) в собственности Алтайского края могут находиться земельные участки, другие природные ресурсы, объекты инфраструктуры и иные объекты, имеющие краевое значение, созданные или приобретенные за счет средств Алтайского края, переданные Алтайскому краю федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также любое иное имущество в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края.
Правительство Алтайского края, орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления государственным имуществом, иные органы исполнительной власти Алтайского края и уполномоченные государственные организации осуществляют правомочия собственника имущества Алтайского края в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края (пункт 2 статьи 34 Устава Алтайского края).
Согласно статье 84 Устава Алтайского края Правительство Алтайского края является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Алтайского края и обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Алтайского края, законов и иных нормативных правовых актов Алтайского края на территории Алтайского края.
К основным полномочиям Правительства Алтайского края относятся, в частности, осуществление в пределах своих полномочий мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод граждан; управление и распоряжение собственностью Алтайского края в соответствии с законами Алтайского края, а также управление федеральной собственностью, переданной в управление Алтайскому краю в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия Алтайского края, формирование в обществе ответственного отношения к животным (подпункты 1, 4, 9 пункта 2 статьи 86 Устава Алтайского края).
Согласно пунктам 21, 24 Положения об учете государственного имущества Алтайского края и ведении реестра государственного имущества Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 9 ноября 2011 года N 634 (далее - Положение), собственником реестра является Алтайский край. Право собственности от имени Алтайского края в отношении реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Алтайского края. Правообладатели обеспечивают сохранность, содержание и эффективное использование краевого имущества.
Руководствуясь указанными нормами суд первой инстанции пришел к выводу о том, что именно Правительство Алтайского края обязано принять меры для постановки на кадастровый учет скотомогильников и регистрации права собственности на указанные объекты захоронения биологических отходов.
Согласно статье 4 Положения учет краевого имущества и ведение реестра осуществляет Управление имущественных отношений Алтайского края.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции посчитал, что обязанность по внесению сведений в реестр государственного имущества Алтайского края об объектах захоронения биологических отходов, расположенных на территории Заринского района должна быть возложена на Управление имущественных отношений Алтайского края.
Доводы ответчика о том, что СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяются на скотомогильники, которые в эксплуатацию не вводились признаны судом первой инстанции ошибочными, притом, что часть скотомогильников созданы после введения таковых в действие, при этом установление санитарно-защитных зон предусмотрено и пунктом 5.4 Ветеринарно-санитарных правил.
Признавая обоснованными доводы административного иска к Управлению ветеринарии Алтайского края суд первой инстанции исходил из следующего.
Как следует из представленных административным истцом актов проверок от 22, 29 апреля 2022 года и 5 мая 2022 года спорные скотомогильники, а так же скотомогильники, находящиеся в собственности Правительства Алтайского края не соответствуют требованиям 5.8 Ветеринарно-санитарных правил - отсутствует навес: скотомогильник на территории с. Большой Калтай Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.11627 - широта, 84.22354 - долгота; скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 53.98808 - широта, 84.67765 - долгота); скотомогильник на территории с. Шатуново Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 53.88594 - широта, 84.52476 - долгота); скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 54.01716 - широта, 84.76811 - долгота); скотомогильник на территории с. Борисово Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 54.04869 - широта, 85.03786 - долгота), скотомогильник на территории с. Кордон Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.19671 - широта, 84.96426 - долгота; скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.01731- широта, 84.76816 - долгота; скотомогильник на территории с.
Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 53.98188 - широта, 84.77039 - долгота; п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил - отсутствует ограждение глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами: скотомогильник на территории с.Большой Калтай Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 54.11627 - широта, 84.22354 - долгота); скотомогильник на территории с.Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 53.98808 - широта, 84.67765 - долгота); скотомогильник на территории с.Шатуново Залесовского муниципального округа (земельный участок с координатами: 53.88594 - широта, 84.52476 - долгота); скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 54.01716 - широта, 84.76811 - долгота); скотомогильник на территории с.Борисово Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 54.04869 - широта, 85.03786 - долгота); скотомогильник на территории с. Пещерка Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 55.11027 - широта, 84.76205 - долгота); скотомогильник на территории с.Тундриха Залесовского муниципального округа (земельный участок с координатами: 54.00686 - широта, 84.56072 - долгота); скотомогильник на территории с.Черемушкино Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 54.00239 - широта, 84.23096 - долгота); скотомогильник на территории с.Залесово Залесовского муниципального округа (Шмаково) Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 53.96328 - широта, 84.69785 - долгота; скотомогильник на территории с.Кордон Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.19671 - широта, 84.96426 - долгота; скотомогильник на территории с.
Пролетарская Крепость Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.01513 - широта, 84.87671 - долгота; скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 53.98188 - широта, 84.77039 - долгота; п. 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора - отсутствуют запорные устройства на воротах: скотомогильник на территории с. Большой Калтай Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 54.11627 - широта, 84.22354 - долгота); скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 53.98808 - широта, 84.67765 - долгота); скотомогильник на территории с.Шатуново Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 53.88594 - широта, 84.52476 - долгота); скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 54.01716 - широта, 84.76811 - долгота); скотомогильник на территории с.Борисово Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 54.04869 - широта, 85.03786 - долгота); скотомогильник на территории с. Пещерка Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 55.11027 - широта, 84.76205 - долгота); скотомогильник на территории с.Черемушкино Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 54.00239 - широта, 84.23096 - долгота); скотомогильник на территории с.Залесово Залесовского муниципального округа (Шмаково) Алтайского края (земельный участок с координатами: 53.96328 - широта, 84.69785 - долгота); с.Кордон Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 54.19671 - широта, 84.96426 - долгота); скотомогильник на территории с.
Пролетарская Крепость Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок координатами: 54.01513 - широта, 84.87671 - долгота); скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 53.98188 - широта, 84.77039 - долгота); п. 7.1 СП 3.1.2629-10 Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила" - отсутствует ограждение по всему периметру, исключающего случайный доступ людей и животных, табличка с надписью "сибирская язва": скотомогильник на территории с. Борисово Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 54.02092 - широта, 84.99258 - долгота); скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 54.01731- широта, 84.76816 - долгота); - отсутствует ограждение по всему периметру, исключающего случайный доступ людей и животных в отношении скотомогильника расположенного на территории с. Тундриха Залесовского муниципального округа Алтайского края (земельный участок с координатами: 53.99611 - широта, 84.50675 - долгота).
Доказательств обратного административным ответчиком не представлено, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из материалов дела следует, что все спорные скотомогильники были созданы до введения в действие 1 января 2021 года Ветеринарных правил, в связи с чем на них распространяются требования действовавших ранее Санитарно-ветеринарных правил, которые при эксплуатации скотомогильников не исполнялись.
Суд первой инстанции указал, что заявлено требование о возложении обязанности по приведению скотомогильников в состояние, обеспечивающее изоляцию биологических отходов от почвы, воды, и исключающее доступ к ним посторонних физических лиц и животных. При этом требование основано на несоответствии в этой связи скотомогильников Ветеринарно-санитарных правилам.
Поскольку установлено ненадлежащее состояние бесхозяйных скотомогильников и скотомогильников уже находящихся в собственности Алтайского края, наличие к ним доступа посторонних физических лиц, животных, а также непринятие мер к изоляции биологических отходов от почвы и воды, существует необходимость совершения уполномоченным органом действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц суд первой инстанции в силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложил обязанность совершения таких действий с указанием срока устранения нарушений.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении ветеринарии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 12 ноября 2015 года N 122, Управление ветеринарии Алтайского является органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим на территории региона полномочия в области ветеринарии.
Согласно данному Положению Управление ветеринарии Алтайского края в установленной сфере деятельности осуществляет, в частности, полномочия: организация проведения мероприятий по предупреждению возникновения и ликвидации болезней животных и их лечению (пункт 2.1.4); защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (пункт 2.1.9); исполнение в установленном законодательством порядке функций государственного заказчика при размещении государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств (пункт 2.1.25).
14 января 2020 года заместителем Председателя Правительства Алтайского края утвержден План мероприятий ("Дорожная карта") "Постановка на кадастровый учет, регистрация права собственности на скотомогильники (биотермические ямы), расположенные на территории Алтайского края, и приведение их в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями", пунктом 3.3 которого предусмотрено, что приведение состояния скотомогильников, находящихся в краевой и муниципальной собственности, в соответствие с ветеринарно - санитарными требованиями, их содержание и обустройство возложено на Управление ветеринарии Алтайского края, краевые государственные учреждения ветеринарии; администрации муниципальных образований Алтайского края (по согласованию), начало проведения работ - с 1 января 2022 года.
В такой ситуации суд первой инстанции посчитал, что требования прокурора подлежат удовлетворению с возложением на Управление ветеринарии по Алтайскому краю обязанности по приведению скотомогильников в состояние, обеспечивающее изоляцию биологических отходов от почвы, воды, исключающее доступ посторонних физических лиц и животных в соответствии с пунктами 5.6, 5.8 и 6.2 Ветеринарно - санитарных правил, а так же пунктом 7.1 Санитарно - эпидемиологических правил, которыми предусмотрены требования, направленные на достижение указанной цели.
Апелляционная инстанция выводы суда первой инстанции поддержала, оставив без изменения решение суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными.
Как предусмотрено пунктом 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года N 27, скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду (статья 42).
Согласно статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ).
Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года JN" 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон N 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Основными принципами земельного законодательства являются приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (подпункты 2, 3 пункта 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям Федерального закона N 52-ФЗ полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2).
Действующее законодательство, в том числе Федеральные законы от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 30.03.1999 N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", не предусматривают обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории, на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов. В Федеральном законе от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в числе объектов, которые могут находится в собственности органа местного самоуправления, скотомогильники и биотермические ямы отсутствуют.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт "ц" пункта 2 статьи 26.11).
Приказом Минсельхозпрода Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469 утверждены Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (далее - Ветеринарно - санитарные правила), которые действовали до 1 января 2021 года, то есть в период спорных отношений.
В соответствии с пунктами 1.6, 1.7, 5.4, 5.6, 5.8, 6.2, 6.4, 6.5, 6.7, 6.9 Ветеринарно-санитарных правил места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям. С введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается. Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м; скотопрогонов и пастбищ 200 м; автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0, 8 - 1, 4 м и шириной не менее 1, 5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. Над ямой на высоте 2, 5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект. После каждого сброса биологических отходов крышку ямы плотно закрывают. Допускается повторное использование биотермической ямы через 2 года после последнего сброса биологических отходов и исключения возбудителя сибирской язвы в пробах гумированного материала, отобранных по всей глубине ямы через каждые 0, 25 м. Гумированный остаток захоранивают на территории скотомогильника в землю. После очистки ямы проверяют сохранность стен и дна, и в случае необходимости они подвергаются ремонту. Осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению.
Высота кургана должна быть не менее 0, 5 м над поверхностью земли. В случае подтопления скотомогильника при строительстве гидросооружений или паводковыми водами его территорию оканавливают траншеей глубиной не менее 2 м. Вынутую землю размещают на территории скотомогильника и вместе с могильными курганами разравнивают и прикатывают. Траншею и территорию скотомогильника бетонируют. Толщина слоя бетона над поверхностью земли должна быть не менее 0, 4 м.
В силу пунктов 6.6, 7.3 Ветеринарно-санитарных правил на территории скотомогильника (биотермической ямы) запрещается: пасти скот, косить траву; брать, выносить, вывозить землю и гумированный остаток за его пределы. Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники, и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка.
Приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 года N 626 на период действия с 1 января 2021 года до 1 января 2027 года утверждены Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов (далее - Ветеринарные правила).
В соответствии с положениями Ветеринарных правил, в частности, утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 года включительно (пункт 24). Утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах должна осуществляться под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, соответствующих требованиям, указанным в пункте 24 Правил, при соблюдении условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных (пункт 29). Повторное захоронение умеренно опасных биологических отходов в скотомогильнике или отдельно стоящей биотермической яме возможно через 2 года после последнего захоронения биологических отходов и исключения возбудителя сибирской язвы в пробах гумированного остатка, отобранных по всей глубине ямы через каждые 0, 25 м. Гумированный остаток захоранивают на территории скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы в землю (пункт 31). На территории скотомогильника и отдельно стоящей биотермической ямы запрещается пасти скот, косить траву, перемещать землю и гумированный остаток за пределы скотомогильника и отдельно стоящей биотермической ямы (пункт 32).
В настоящее время законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с порядком ликвидации, включая перечень необходимых исследований и действий, режимом соответствующих земельных участков после ликвидации скотомогильников, последующим контролем за их состоянием (отсутствием необходимости такового), не урегулированы.
Между тем, исходя из основных принципов земельного законодательства, должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Постановлением Администрации Алтайского края от 5 октября 2012 года N 523 утверждена государственная программа Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края", приложением 10, которой предусмотрена подпрограмма 5 "Развитие государственной ветеринарной службы Алтайского края" (далее - Подпрограмма). В разделе 1 подпрограммы "Характеристика сферы реализации подпрограммы" к мероприятиям по приведению в надлежащее состояние скотомогильников (биотермических ям) относятся обустройство (реконструкция), закрытие (консервация) и (или) ликвидация скотомогильников.
Постановлением Правительства Алтайского края от 14 сентября 2020 года N 394 утвержден Порядок ликвидации на территории Алтайского края неиспользуемых скотомогильников (далее - Порядок), который определяет последовательность проводимых на территории Алтайского края мероприятий по ликвидации неиспользуемых скотомогильников, которые находятся в государственной собственности, не имеют собственника или собственник которых неизвестен, в целях недопущения несанкционированного захоронения в них биологических отходов, предупреждения распространения болезней животных и охраны окружающей среды от загрязнения.
Порядок в силу его пункта 1.2 не распространяется на скотомогильники, в которых захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы (независимо от срока давности) (сибиреязвенные скотомогильники).
Как предусмотрено пунктом 2.1 Порядка, мероприятия по ликвидации скотомогильников осуществляются в несколько этапов: I этап - формирование перечня неиспользуемых скотомогильников, подлежащих ликвидации; II этап - проведение лабораторно-диагностического неиспользуемых скотомогильников; III этап - закрытие (консервация) неиспользуемых скотомогильников (в случае если скотомогильники не являются закрытыми (законсервированными); IV этап - снятие скотомогильников с ветеринарного учета.
Согласно пункту 2.2 Порядка перечень скотомогильников, подлежащих ликвидации (далее - "Перечень") утверждается Управлением ветеринарии Алтайского края по согласованию с Управлением имущественных отношений Алтайского края. В Перечень включаются скотомогильники, которые не эксплуатируются в течение 2 лет с момента последнего захоронения. Проведение лабораторно - диагностических исследований неиспользуемых скотомогильников осуществляется имеющими разрешение (лицензию) на работу с возбудителями инфекций II группы патогенности государственными учреждениями ветеринарии в соответствии с методическими указаниями и инструкциями (пункт 2.3).
При этом пунктом 2.4 Порядка предусмотрено, что в случае выявления в результате проведения лабораторно-диагностических исследований зараженности гумированного остатка и почвы неиспользуемых скотомогильников возбудителями сибирской язвы мероприятия по ликвидации очага сибирской язвы осуществляются в соответствии с санитарными и ветеринарными правилами в порядке, установленном статьей 17 Закона Российской Федерации "О ветеринарии".
В силу пункта 2.5 Порядка закрытие (консервация) скотомогильников осуществляется государственными учреждениями ветеринарии в пределах средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края".
Закрытие скотомогильников в целях их ликвидации осуществляется посредством: дезинфекции и демонтажа металлических конструкций, с последующей сдачей их на пункты заготовки и переработки лома металлов и перечислением денежных средств от реализации в доход краевого бюджета; демонтажа и ликвидации деревянных конструкций путем сжигания их на месте с соблюдением мер противопожарной безопасности; дезинфекции и демонтажа конструкций из других материалов, с последующим вывозом на полигоны твердых бытовых отходов; засыпки скотомогильников грунтом, взятым с территории ликвидируемых скотомогильников, с последующим разравниванием, прикатыванием и профилактической дезинфекцией поверхностного слоя почвы (пункт 2.6).
Факт ликвидации скотомогильника оформляется актом по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Акт подписывается комиссией в составе представителей управления ветеринарии Алтайского края, государственного учреждения ветеринарии и администрации муниципального образования (городского округа, муниципального округа, сельсовета, поссовета, города районного значения), на территории которого расположен скотомогильник (пункт 2.7).
Снятие ликвидированных скотомогильников с ветеринарного учета осуществляется путем направления информации (с приложением копии акта, предусмотренного пунктом 2.7 настоящего Порядка) в Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации для исключения из Реестра скотомогильников, расположенных на территории субъектов Российской Федерации (пункт 2.8).
Данный нормативный правовой акт в установленном порядке не оспорен и недействующим не признан.
Приказом Управления ветеринарии Алтайского края от 2 июля 2021 года N 118-п утвержден перечень скотомогильников (биотермических ям), подлежащих ликвидации в период 2021 - 2025 годов, начальникам краевых государственных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению ветеринарии Алтайскому края поручено обеспечить проведение мероприятий, направленных на ликвидацию скотомогильников в соответствии с Порядком в рамках доведенных средств краевого бюджета. В приложении приведены сведения о конкретных скотомогильниках и сроках их ликвидации (от 2021 года до 2025 года).
Руководствуясь указанными нормами, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции установив, что спорные скотомогильники являются бесхозяйными, либо находятся в собственности Залесовского муниципального округа, с учетом того, что действующее законодательство не предусматривает нахождение скотомогильников в муниципальной собственности, исходя из специфики скотомогильников необходимо исключить бесхозяйность таких объектов, и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации, спорные скотомогильники подлежат принятию в собственность Алтайского края; скотомогильники подлежат включению в реестр государственного имущества Алтайского края уполномоченным на это органом - Управлением имущественных отношений Алтайского края; учитывая, что скотомогильники на территории Залесовского района не соответствуют требованиям Ветеринарно-санитарных правил, на Управление ветеринарии Алтайского края подлежит возложению обязанность по приведению скотомогильников в состояние, обеспечивающее изоляцию биологических отходов от почвы, воды, исключающее доступ посторонних физических лиц и животных пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Суды правильно указали, что в настоящее время законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с порядком ликвидации, включая перечень необходимых исследований и действий, режимом соответствующих земельных участков после ликвидации скотомогильников, последующим контролем за их состоянием (отсутствием необходимости такового), не урегулированы, между тем, исходя из основных принципов земельного законодательства, должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Суд первой инстанции, установив, что на территории Залесовского района находятся бесхозяйные скотомогильники, пришел к верному выводу о том, что, поскольку скотомогильники (скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края (Шмаково), находящийся на земельном участке с координатами: 59.96328 - широта, 84.69785 - долгота; скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.01716 - широта, 84.76861 - долгота; скотомогильник на территории находящийся на земельном участке с координатами: 54.01513 - широта, 84.87671 - долгота; скотомогильник на территории с. Шатуново Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 53.88594 - широта, 84.52476 - долгота; скотомогильник на территории с. Большой Калтай Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.11627 - широта, 84.22354 - долгота; скотомогильник на территории с. Кордон Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.19671 - широта, 84.96426 - долгота; скотомогильник на территории с. Залесово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 53.98808 - широта, 84.67765 - долгота) не включены в реестр краевой и федеральной собственности, в ЕГРН записи о зарегистрированных правах на них отсутствуют, это имущество подлежит принятию в собственность административного ответчика для реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как имущество, предназначенное для реализации публичных функций и полномочий по предметам ведения субъекта Российской Федерации.
Суды пришли к правильному выводу о том, что нахождение скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает, в связи с чем скотомогильники Залесовского муниципального округа (скотомогильник на территории с. Борисово Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.02092 - широта, 84.99258 - долгота (кадастровый номер "данные изъяты"), скотомогильник на территории с. Пещерка Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся, на земельном участке с координатами: 55.11027 - широта, 84.76205 долгота (кадастровый номер "данные изъяты"), скотомогильник на территорий с. Думчево Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 53.94959 - широта, 84.33447 ? долгота (кадастровый номер "данные изъяты"), скотомогильник на территории с. Черемушкино Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.00286 - широта, 84.230445 - долгота (кадастровый номер "данные изъяты"), скотомогильник на территории с. Тундриха Залесовского муниципального округа Алтайского края, находящийся на земельном участке с координатами: 54.00686 ? широта, 84.5062 - долгота (кадастровый номер "данные изъяты") также подлежат принятию в собственность административного ответчика для реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как имущество, предназначенное для реализации публичных функций и полномочий по предметам ведения субъекта Российской Федерации.
Апелляционная инстанция правильно указала, что обстоятельство того, что в отношении 7 скотомогильников Управлением ветеринарии Алтайского края принято решение о ликвидации, не свидетельствует об отсутствии у Правительства Алтайского края обязанности принять их в собственность Алтайского края исходя из следующего. Основными принципами земельного законодательства являются приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (подпункты 2, 3 пункта 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что исходя из специфики скотомогильников как объектов права, являющихся, прежде всего, земельными участками, под поверхностью которых погребены биологические отходы либо их гуммированные остатки, оказывающие негативное влияние па окружающую среду, для реализации конституционных прав граждан необходимо исключить бесхозяйность названных объектов и на период проведения работ, связанных с ликвидацией, период ликвидации спорных скотомогильников определен до 2024 года, в связи с чем отсутствие собственника и, как следствие, контроля за состоянием скотомогильников может повлечь существенный вред окружающей среде, привести к чрезвычайной ситуации.
Суд первой инстанции, установив ненадлежащее состояние бесхозяйных скотомогильников и скотомогильников уже находящихся в собственности Алтайского края, наличие к ним доступа посторонних физических лиц, животных, а также непринятие мер к изоляции биологических отходов от почвы и воды, существует необходимость совершения уполномоченным органом действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц правомерно возложил на ответчиков обязанность по устранению данной ситуации, поскольку обратный подход может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц в защиту интересов которого прокурор инициирован иск.
Указанные выводы суда соответствуют разъяснениям, изложенными в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее-Постановление Пленума ВС РФ N21) согласно содержанию которого признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ). Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Доводам Правительства Алтайского края о неправомерном возложении на указанный орган обязанности по постановке на кадастровый учет спорных объектов судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, применив положения устава Правительства Алтайского края, пункты 21, 24 Положения об учете государственного имущества Алтайского края и ведении реестра государственного имущества Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 9 ноября 2011 года N 634 (далее - Положение), собственником реестра является Алтайский край согласно содержанию которого право собственности от имени Алтайского края в отношении реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Алтайского края, правообладатели обеспечивают сохранность, содержание и эффективное использование краевого имущества, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что именно Правительство Алтайского края обязано принять меры для постановки на кадастровый учет скотомогильников и регистрации права собственности на указанные объекты захоронения биологических отходов.
Довод Управления имущественных отношений Алтайского края о необходимости изменения судебных актов, в части возложения на Алтайкрайимущество обязанности по включению 12 скотомогильников в реестр государственной собственности Алтайского края путем установления разумного срока совершения данного действия (в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации права собственности Алтайского края на 12 скотомогильников) не является основанием для отмены судебных актов в связи со следующим.
Действительно пунктом 26 Постановления Пленума ВС РФ N 21 предусмотрено, что для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
С учетом того, что решение суда первой инстанции, которым возложена указанная обязанность на Управление имущественных отношений Алтайского края датировано 11 августа 2022 года, что свидетельствует о том, что на дату рассмотрения кассационной жалобы с момента принятия судебного акта, который подлежит обязательному исполнению прошло более семи месяцев, что свидетельствует о достаточном времени для его исполнения, устанавливать дополнительный срок для исполнения в обжалованном решении основания отсутствуют.
Доводам ответчика о неприменении к спорным правоотношениям требований Ветеринарно-санитарных правил 1995 года основаны на неправильном толковании норм материального права судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, основания не согласится с которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Апелляционная инстанция правильно указала, что возможность применения ранее действовавших правил к действующим скотомогильникам, введенным в эксплуатацию до 31 декабря 2020 года, прямо следует из пунктов 24, 29 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 года N 626, из содержания новых ветеринарно-санитарных правил следует, что они не предполагают строительство новых скотомогильников, следовательно, возможность использования скотомогильников, построенных до 31 декабря 2020 года, обусловлена их соответствием Ветеринарно-санитарных требований 1995 года, что не противоречит принципу применения законодательства во времени.
Доводы ответчиков о том, что применение недействующих ветеринарносанитарных правил приведет к нарушению законодательства в области ветеринарии правомерно отклонены апелляционной инстанцией, суд первой инстанции, исходя из того, что отсутствие отвечающих требованиям соответствующих правил скотомогильников может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, пришел к правильному выводу о необходимости приведения скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями.
Отклоняя доводы ответчика о том, что на Администрацию Залесовского муниципального округа Алтайского края неправомерно возложена обязанность передать в собственность Алтайского края скотомогильники, расположенные на территории сел Борисово, Пещерка, Думчево, Черемушкино, Тундриха Залесовского муниципального округа в отсутствие волеизъявления всех заинтересованных субъектов суд апелляционной инстанции обосновано указал, что данные доводы не основаны на положениях действующего законодательства, согласно которому собственниками скотомогильников могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. В этой связи для возложения обязанности передать в собственность Алтайского края скотомогильники согласие Правительства Алтайского края и Администрации Залесовского муниципального округа Алтайского края суду не требовалось.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к неправильному толкованию норм права, регулирующих спорные правоотношения и к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют позицию административного ответчика по существу спора, которой судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, оснований считать которую неправильной не имеется, выводы судов соответствуют материалам дела и установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, основанием для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Залесовского районного суда Алтайского края от 11 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.