Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Виноградовой О.В, Евтифеевой О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Осипова Александра Анатольевича, поданную 20 февраля 2023 года, на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 13 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 8 ноября 2022 года
по административному делу N 2а-2631/2022 по административному исковому заявлению Осипова Александра Анатольевича к ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по Новосибирской области, ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России о признании действий, бездействия незаконными, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, пояснения Осипова А.А, просившего удовлетворить кассационную жалобу, возражения представителя ответчика Кузовкиной Е.С. на кассационную жалобу, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Осипов А.А. (далее-истец, кассатор) обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал, что в период с 26.01.2022 по 18.02.2022 он находился в ФКУ ЛИУ N10 ГУФСИН России по Новосибирской области в отделении общей хирургии. 05.02.2022 административному истцу была вручена посылка с нарушением п. 100 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 N295. При выдаче посылки от матери истца, истцу не отдали следующие медикаменты: "данные изъяты". Вышеперечисленные лекарства отмечены в журнале выдачи посылок. Истцу было разъяснено, что медикаменты передадут в отдел безопасности учреждения, а позже передадут в отделение на имя истца. 18.02.2022 истца этапировали в ФКУ ИК-13. При обыске, истец просил сотрудника ФКУ ЛИУ N10 ГУФСИН России по Новосибирской области вернуть ему его личные медикаменты, на что ему ответили, что их принесут позже. Однако, вышеперечисленные медикаменты так и не были переданы истцу. 22.02.2022 истцом направлены жалобы в прокуратуру Новосибирской области и ГУФСИН России по Новосибирской области по данному факту, на которые мотивированные ответы так и не поступили.
Истец просил признать действия сотрудников ФКУ ЛИУ N 10 ГУФСИН России по Новосибирской области незаконными, нарушившими права истца, предусмотренные п. 100 приказа Минюста России N295 от 16.12.2016, выразившиеся в несвоевременной выдаче личных медикаментов Осипову А.А.; признать действия сотрудников ФКУ ЛИУ N 10 ГУФСИН России по Новосибирской области незаконными, нарушающими права административного истца при его этапировании в другое учреждение и невыдаче личных медикаментов.
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 13 мая 2022 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 8 ноября 2022 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) в удовлетворении иска отказано.
Кассатор просит отменить судебные акты, указывая, что обстоятельства по делу установлены неверно, при этапировании осужденного в другое исправительное учреждение по мнению кассатора администрация обязана выдать осужденному его личные вещи, указывает на то, что своевременно ему не была выдана посылка.
В судебном заседании кассатор настаивал на удовлетворении кассационной жалобы.
Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами не допущены.
Судом первой инстанции установлено, что Осипов А.А. находился в филиале " "данные изъяты"" ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России с 26.01.2022 по 18.02.2022. Прибыл из ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Новосибирской области, убыл в ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Новосибирской области (л.д. 42).
Из медицинской справки начальника филиала " "данные изъяты"" ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России следует, что Осипов А.А. выписан 18.02.2022 в удовлетворительном состоянии. Лекарственные препараты в аптеку ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России за период лечения Осипова А.А. не поступали.
Указанные в иске лекарственные препараты Осипову А.А. не назначались (л.д. 20).
Согласно справочной информации, предоставленной начальником ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по Новосибирской области от 20.04.2022, лекарственные препараты и препараты медицинского назначения, поступившие в посылке 03.02.2022 на имя Осипова А.А. без назначения врача, а именно: " "данные изъяты", были изъяты из посылки осужденного, досмотрены и помещены на хранение в помещение для хранения медикаментов медицинской части ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России.
Остальная часть посылки, поступившей на имя Осипова А.А, передана адресату 05.02.2022, а именно: носки - 10 пар, консервы - 10 шт, пюре - 1 шт, курага - 1 кг, платок носовой - 4 шт, мёд - 2 банки, рыба - 3 упаковки, дезодорант - 1 шт, трусы - 3 шт, финики - 1 пакет, орехи - 2 кг, чернослив - 1 кг, станок - 1 шт, жевательная резинка - 13 шт, шоколад - 12 шт, паста зубная - 3 шт, конфеты - 2 кг, табак - 4 упаковки, под подпись, без лекарственных препаратов и препаратов медицинского назначения. Осужденный Осипов А.А. убыл 18.02.2022 из ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по Новосибирской области (л.д. 31).
Суд первой инстанции указал, что административным истцом Осиповым А.А. не оспаривается факт получения им посылки 05.02.2022 с предметами одежды, средствами гигиены и продуктами питания, из которой изъяты лекарственные препараты, в связи с чем, судом не усматривается нарушение административным ответчиком п. 100 Приказа Минюста России от 16.12.2016 N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44930), доводы административного иска в указанной части отклонил, как необоснованные.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении иска исходил из того, что лекарственные препараты "данные изъяты" переданы осужденному Осипову А.А. его матерью для личного применения, по его личной просьбе, без назначения лечащего врача, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не допущено незаконности действий, нарушения прав и законных интересов Осипова А.А, а также фактов нарушения требований порядка и условий содержания административного истца в ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по Новосибирской области.
Апелляционная инстанция выводы суда первой инстанции поддержала, указав, что посылка была передана Осипову А.А. сразу по её принятии. Сам по себе факт несогласия административного истца с оспариваемыми действиями сотрудников исправительного учреждения не свидетельствует о нарушении каких-либо его прав и свобод, и не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, отклоняя довод о том, что не предоставление Осипову А.А. своевременно лекарственных препаратов повлекло ухудшение его здоровья апелляционная инстанция признала его несостоятельность, указав, что доказательств ухудшения здоровья суду не представлено, как указано в решении выше перерыва в приеме лекарств Осиповым А.А. не имелось.
Выводы судов являются правильными.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч.1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В соответствии с п. 100 Приказа Минюста России от 16.12.2016 N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44930) посылка, передача или бандероль должны быть вручены осужденному не позднее одних суток после их приема, за исключением случая, предусмотренного п. 104 Правил.
Согласно п. 104 Правил, Посылки, передачи с лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, получаемые осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок и передач, установленное статьями 121, 123, 125 и 131 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения направляются в медицинские подразделения УИС для последующего применения при лечении соответствующего осужденного.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Пунктом 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьей 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 N285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.
Пунктом 11 Порядка установлено, что лекарственные препараты лицам, заключенным под стражу, или осужденным на руки не выдаются. Прием лекарственных препаратов осуществляется в присутствии медицинского работника. На период времени, когда режимом работы медицинской части (здравпункта) не предусмотрено нахождение в ней медицинских работников, лекарственные препараты (за исключением наркотических, психотропных, сильнодействующих либо ядовитых, а также применяемых при лечении туберкулеза) выдаются на руки лицам, заключенным под стражу, или осужденным. Разрешение о выдаче этих препаратов дается начальником медицинской части (здравпункта) в соответствии с назначением лечащего врача (фельдшера). На лиц, заключенных под стражу, или осужденных, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, оформляется лист назначений лекарственных препаратов (приложение N 1), который после завершения лечения приобщается к медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Получение пациентом лекарственного препарата подтверждается личной подписью медицинского работника, выдавшего лекарственный препарат, в графе "Дата получения".
Согласно пункту 12 Порядка лекарственные препараты и медицинские изделия, поступающие в передачах или посылках, в соответствии с назначением врача (фельдшера) указываются в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, или медицинской карте стационарного больного (далее - медицинская документация пациента) и в журнале учета лекарственных препаратов и медицинских изделий, поступающих в передачах или посылках (приложение N 2). По окончании курса лечения в журнале учета лекарственных препаратов и медицинских изделий, поступающих в передачах или посылках, делается запись о получении препарата, заверенная подписями медицинского работника и лица, заключенного под стражу, или осужденного.
В соответствии с пунктом 43 Порядка при наличии медицинских показаний к непрерывному приему лекарственных препаратов при перемещении лиц, заключенных под стражу, или осужденных они обеспечиваются необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на весь период следования. Лекарственные препараты и медицинские изделия, необходимые для продолжения лечения, передаются начальнику караула по конвоированию или сопровождающему медицинскому работнику
Руководствуясь указанными нормами и правильно их применив, суд первой инстанции, чьи выводы поддержаны апелляционной инстанцией обоснованно отказал в удовлетворении требований, поскольку прием лекарственных препаратов производится по назначению врача, административным ответчиком не допущено незаконности действий, нарушения прав и законных интересов Осипова А.А, а также фактов нарушения требований порядка и условий содержания административного истца в ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по Новосибирской области.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к неправильному толкованию норм права, регулирующих спорные правоотношения и к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют позицию административного истца по существу спора, которой судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, оснований считать которую неправильной не имеется, выводы судов соответствуют материалам дела и установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, основанием для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 13 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 8 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.