Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Конаревой И.А, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов и контроля администрации Черлакского муниципального района Омской области, поданную 20 марта 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 25 января 2023 г, по административному делу N 2а-512/2022 по административному исковому заявлению Соколова Максима Владимировича о признании незаконным бездействия Муниципального образования Черлакский муниципальный район Омской области в лице Комитета финансов и контроля администрации Черлакского муниципального района, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Соколов М.В. обратился в Черлакский районный суд Омской области с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Муниципального образования Черлакский муниципальный район Омской области в лице Комитета финансов и контроля администрации Черлакского муниципального района, выразившегося в не принятии мер по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что решением Арбитражного суда Омской области от 11 июня 2015 г. по делу N А46-15752/2014 Муниципальное унитарное предприятие Черлакского муниципального района Омской области "Теплокоммунэнерго" признано несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Омской области от 3 июня 2019 г. по заявлению о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника с Администрации Черлакского муниципального района Омской области в пользу МУП "Теплокоммунэнерго" взыскано 53 190 986 руб.
10 июня 2021 г. по итогам торгов по продаже имущества МУП "Теплокоммунэнерго", с Соколовым М.В. заключен договор уступки права требования дебиторской задолженности к Администрации Черлакского муниципального района Омской области в размере 25 474 560, 21 руб.
Определением Арбитражного суда Омской области от 10 сентября 2021 г. заявление о процессуальном правопреемстве удовлетворено, в части требования о взыскании 25 474 560, 21 руб. произведена замена взыскателя с МУП "Теплокоммунэнерго" на его правопреемника - Соколова М.В.
31 января 2022 г. в Комитет финансов и контроля Администрации Черлакского муниципального района на исполнение поступил исполнительный лист от 7 декабря 2021 г, выданный Арбитражным судом Омской области для принудительного исполнения определения от 3 июня 2019 г.
20 апреля 2022 г. Администрацией Черлакского муниципального района Соколову М.В. перечислено 50 000 руб.
Указывает, что Администрация Черлакского муниципального района отказалась от выполнения требований пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), предусматривающих приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, нарушая принцип обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов и право на получение исполнения в сток, установленный статьей 242.5 БК РФ.
Решением Черлакского районного суда Омской области от 13 октября 2022 г. в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 25 января 2023 г. решение Черлакского районного суда Омской области от 13 октября 2022 г, отменено, материалы административного дела направлены районный суд на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе Комитет финансов и контроля администрации Черлакского муниципального района ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как принятого на основе неправильного применения норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о необходимости привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрации Черлакского муниципального района. Руководствуясь пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ полагает, что Администрация не может являться лицом, которое должно отвечать по заявленным требованиям, поскольку обязанность по приостановлению операций по счетам казённых учреждений возложена на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений. Так как административным истцом обжалуется бездействие по не приостановлению операций по счетам, то исходя из изложенного, по данной категории споров в качестве административных ответчиков могут выступать только органы, указанные в статье 242.5 БК РФ. Полагают, что не привлечение к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрации Черлакского муниципального района, не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, решением Арбитражного суда Омской области от 11 июня 2015 г. по делу N А46-15752/2014 МУП Черлакского муниципального района Омской области "Теплокоммунэнерго" признано несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Омской области от 3 июня 2019 г. по заявлению об определении размера субсидиарной ответственности по обязательствам должника с Администрации Черлакского района Омской области в пользу МУП "Теплокоммунэнерго" взыскано 53 190 986, 98 руб.
10 июня 2021 г. по результатам торгов по продаже имущества МУП "Теплокоммунэнерго" между МУП "Теплокуммунэнерго" и Соколовым М.В. заключен договор уступки права требования дебиторской задолженности к Администрации Черлакского муниципального района в размере 25 474 560, 21 руб. (возникшее на основании определения Арбитражного суда Омской области от 3 июня 2019 г. по делу N А46-15752/2014).
Определением Арбитражного суда Омской области от 10 сентября 2021 г. по делу N А46-15752/2014 произведена замена взыскателя МУП Черлакского муниципального района Омской области "Теплокоммунэнерго" по определению Арбитражного суда Омской области от 3 июня 2019 г, на его правопреемника - Соколова М.В. в части требования в размере 25 474 560, 21 руб.
7 декабря 2021 г. Соколову М.В. выдан исполнительный лист, который 31 января 2022 г. предъявлен для исполнения в Комитет финансов и контроля Администрации Черлакского муниципального района.
20 апреля 2022 г. Комитетом финансов и контроля Администрации Черлакского муниципального района произведено частично исполнение по исполнительному документу, Соколову М.В. перечислено 50 000 руб.
Согласно исполнительному листу, выданному Арбитражными судом Омской области по делу N А46-15752/2014 должником указана Администрация Черлакского муниципального района Омской области.
Отменяя решение районного суда, которым в удовлетворении требований отказано, судебная коллегия апелляционного суда указала на наличие безусловных оснований для отмены решения, поскольку при рассмотрении дела не привлечена Администрация Черлакского муниципального района, которая указана должником по исполнительному листу, разрешение спора затрагивает права и обязанности указанного органа местного самоуправления.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебной коллегии по административным делам Омского областного суда по существу правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку нарушение судебной коллегией норм материального или процессуального права не подтверждают.
Принимая во внимание, что при обращении в суд административный истец, ссылаясь на судебные акты Арбитражного суда Омской области, устанавливающие размер субсидиарной ответственности, и выданный исполнительный лист, указывал на бездействие административного ответчика - Комитета финансов и контроля Администрации Черлакского муниципального района, настаивая, что, применяя положения статьи 242.5 БК РФ, Комитет должен был приостановить операции по счетам Администрации Черлакского муниципального района, как должника по исполнительному документу, разрешение требований во всяком случае затрагивало права и обязанности Администрации Черлакского муниципального района, вопрос о привлечении к участию в деле которой, в том числе в качестве заинтересованного лица в соответствии с требованиями статьи 47 КАС РФ, судом не разрешался.
В связи с изложенным, выводы судебной коллегии о наличии оснований для отмены решения суда и направлении административного дела на новое рассмотрение являются правильными. Доводы кассационной жалобы, направленные на оценку фактических правоотношений, не опровергают правильности выводов апелляционного суда, подлежат оценке судом первой инстанции при новом рассмотрении.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены апелляционного определения в кассационном порядке, кассационная жалоба Комитета финансов и контроля администрации Черлакского муниципального района удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 25 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 17 мая 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.