Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Конаревой И.А, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Уфимцевой Елены Павловны, поданную 24 марта 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 23 декабря 2022 г, по административному делу N 2а-14/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Томской области (правопреемник - Управление Федеральной налоговой службы по Томской области) к Уфимцевой Елене Павловне о взыскании недоимки по налогам и пени, штрафа.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 1 по Томской области обратилась в Первомайский районный суд Томской области с административным исковым заявлением о взыскании с Уфимцевой Е.П. недоимки в общем размере 203 498, 91 руб, в том числе: земельный налог за 2016 и 2018 годы в размере 172 руб, пени по земельному налогу в размере 6, 80 руб.; налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 36 руб, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1, 37 руб.; пени по транспортному налогу в размере 137, 87 руб.; налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2019 год в размере 193 859 руб, пени по НДФЛ в размере 4 439, 37 руб. (за период с 16 июля 2020 г. по 23 декабря 2020 г.), штраф за совершение налогового правонарушения по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с неуплатой НДФЛ в результате занижения налоговой базы в размере 4 846, 50 руб.
В обоснование требований указано, что Уфимцева Е.П. является налогоплательщиком имущественных налогов в связи с нахождением в ее собственности земельных участков, жилого дома и транспортных средств. Налоговым органом произведен расчет имущественных налогов, о чем направлены налоговые уведомления. В связи с просрочкой уплаты налогов на основании статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени. Налогоплательщику направлялись требования, которые не исполнены.
Кроме того, Уфимцевой Е.П. в связи с продажей в 2019 г. склада, расположенного по адресу: "адрес", была представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2019 год, в которой налоговая база для уплаты НДФЛ по данным налогоплательщика занижена, ее размер указан с нарушением положений пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, что привело к занижению необходимого к уплате НДФЛ в размере 193 859 руб. Неполная оплата НДФЛ в результате занижения налоговой базы повлекла начисление штрафа, рассчитанного с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, в размере 4 846, 50 руб. Начислены пени в размере 4 439, 37 руб. Требование об уплате налога, штрафа, направленное Уфимцевой Е.Н, не исполнено.
Судебный приказ, выданный на основании заявления налогового органа, о взыскании с Уфимцевой Е.П. задолженности отменен на основании возражений должника.
Решением Первомайского районного суда Томской области от 5 сентября 2022 г. административные требования удовлетворены частично, с Уфимцевой Е.П. взыскано 25 658, 20 руб.; в том числе: земельный налог за 2016, 2018 г.г. в размере 172 руб, пени по земельному налогу в размере 6, 80 руб.; налог на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 36 руб, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1, 37 руб.; пени по транспортному налогу в размере 137, 87 руб.; налог на доходы физических лиц за 2019 год в размере 24 147, 60 рублей, пени по НДФЛ в размере 552, 97 руб. (за период с 16 июля 2020 г. по 23 декабря 2020 г.), штраф в размере 603, 69 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано. С Уфимцевой Е.П. взыскана государственная пошлина в размере 969, 75 руб.
Определением судьи Томского областного суда от 28 ноября 2022 г. о замене административного истца на основании приказа Федеральной налоговой службы России от 4 июля 2022 г. N ЕД-7-4/620 о реорганизации налоговых органов путем присоединения ИФНС России N 1 по Томской области заменена на правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Томской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 23 декабря 2022 г. решение Первомайского районного суда Томской области от 5 сентября 2022 г. изменено, увеличены взысканные с Уфимцевой Е.П. суммы НДФЛ за 2019 год с 24 147, 60 руб. до 193 859 руб, пени за просрочку уплаты НДФЛ за 2019 год за период с 16 июля 2020 г. по 23 декабря 2020 г. - с 552, 97 руб. до 4 439, 37 руб, штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, с 603, 69 руб. до 4 846, 50 руб, государственной пошлины с 969, 75 руб. до 5 234, 98 руб.; в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Уфимцева Е.П. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения районного суда.
В обоснование жалобы указано на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции о расчете НДФЛ исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 2 487 462, 37 руб. Указывает, что в приказ Департамента по управлению государственной собственностью Томской области внесены сведения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 1 516 214, 29 руб. Решением Томского областного суда от 23 июня 2022 г. кадастровая стоимость установлена в размере, равном рыночной стоимости - в размере 622 501 руб. Указывает, что обратилась в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о внесении сведений о кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной стоимости, неисполнение регистрирующим органом полномочий, не может негативно сказаться на ее имущественных правах и обязанностях. Полагает, что судом не принято во внимание письмо ФНС России, которым дано разъяснение о порядке перерасчета налога на имущество физических лиц, из которого следует, что независимо от оснований, перерасчет проводиться не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы этого налога (пункт 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации). Это изменение направлено на защиту законных интересов добросовестных налогоплательщиков и стимулирование физических лиц своевременно уплачивать имущественные налоги.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ установлено, что суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанций в обжалуемой части, т.е. в части изменения решения районного суда.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, подлежащей применению к налоговому периоду 2019 г, в случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0, 7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0, 7.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее -Закон о государственной кадастровой оценке, в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям), сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно абзацу 4 части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Уфимцева Е.П, являющаяся собственником с 20 февраля 2017 г. нежилого здания площадью 509, 2 кв.м, с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N расположенных по адресу: "адрес", продала указанное имущество по договору - купли продажи от 4 апреля 2019 г, общая стоимость имущества составила 150 000 руб, в том числе нежилое здание - 100 000 руб, земельный участок - 50 000 руб. переход права собственности по договору зарегистрирован 17 мая 2019 г.
24 июля 2020 г. Уфимцева Е.П. представила в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ за 2019 г, согласно которой сумма дохода от продажи нежилого здания и земельного участка составила 100 000 руб. и 50 000 руб, соответственно. Заявлен имущественный налоговый вычет от продажи недвижимого имущества в размере 150 000 руб. Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет указана в размере, равном 0.
По результатам проведенной налоговой проверки составлен акт налоговой проверки N от 29 октября 2020 г. в соответствии с которым установлено, что кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 2 487 462, 37 руб, соответственно, в целях налогообложения дохода, полученного от продажи нежилого здания, принимается указанная кадастровая стоимость, умноженная на понижающий коэффициент 0, 7 и составляет 1 741 223, 66 руб. С учетом применения налогового вычета в размере 250 000 руб, налоговая база для исчисления НДФЛ от продажи нежилого здания составляет 1 491 223, 66 руб. При исчислении налогоплательщиком Уфимцевой Е.П. налога занижена налоговая база, что привело к неполной уплате НДФЛ за 2019 г.
Решением N от 23 декабря 2020 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Уфимцева Е.П. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 4 846, 48 руб, доначислен НДФЛ в размере 193 859 руб, и пени за период с 16 июля 2020 г. по 23 декабря 2020 г. в сумме 4 439, 37 руб.
Об уплате указанных сумм Уфимцевой Е.П. направлено требование N по состоянию на 19 февраля 2021 г, установлен срок для уплаты - до 7 апреля 2021 г.
По заявлению налогового органа мировым судьей Первомайского судебного района Томской области был выдан судебный приказ от 17 июня 2021 г. 2а-1175/202 о взыскании с Уфимцевой Е.П, в числе прочего, указанных недоимки по НДФЛ за 2019 г, пени и штрафа. Определением мирового судьи от 1 июля 2021 г. указанный судебный приказ был отменен на основании возражений должника.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, указав на преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела решения Томского областного суда от 23 июня 2022 г, которым установлена кадастровая стоимость нежилого здания в размере его рыночной стоимости в размере 622 501 руб, пришел к выводу о частичном удовлетворении требований о взыскании НДФЛ за 2019 г, указав на отсутствие оснований для налогам исходя из архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Изменяя решение районного суда в указанной части, судебная коллегия апелляционной инстанции, указала на правомерность решения налогового органа о расчете НДФЛ за 2019 г. исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 2 487 462, 37 руб. и отсутствие оснований для применения кадастровой стоимости, установленной на основании указанного решения, поскольку оспоренная Уфимцевой Е.П. в судебном порядке кадастровая стоимость была утверждена приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019 г. N 41 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области", который распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2020 г. Следовательно, в целях налогообложения доходов, полученных от продажи имущества в 2019 г, указанная Уфимцевой Е.П. кадастровая стоимость, не подлежит применению. Действующая в 2019 г. кадастровая стоимость не оспаривалась Уфимцевой Е.П.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебной коллегии по административным делам Томского областного суда в указанной части правильными. Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения в обжалованной части, поскольку выводов суда не опровергают, основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права, и неверной оценке обстоятельств, имеющих значение для определения спорной налоговой обязанности.
Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 2 октября 2018 г. N 76-о "О проведении государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Томской области" принято решение осуществить в 2019 году определение кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области.
Приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019 г. N 41 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области" (далее - Приказ N 41) в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о государственной кадастровой оценке, с учетом уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 ноября 2019 г. 15-01556/19 об отсутствии нарушений требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки, утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области.
Первоначальный текст Приказа N 41 опубликован в изданиях: Официальный интернет-портал "Электронная Администрация Томской области" http://www.tomsk.gov.ru, 26 ноября 2019 г, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26 ноября 2019 г.
В соответствии с Приложением к Приказу N 41 кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N утверждена в размере 3 973 513, 83 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о государственной кадастровой оценке перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки.
В силу части 5 статьи 13 Закона о государственной кадастровой оценке в Перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о государственной кадастровой оценке датой, по состоянию на которую осуществляется определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки (далее - дата определения кадастровой стоимости), является день, по состоянию на который сформирован перечень.
С учетом указанных норм права следует, и подтверждено сведениям, представленными в дело, кадастровая стоимость объекта надвижимости, утвержденная Приказом N 41, началом применения кадастровой стоимости является 1 января 2020 г, соответственно кадастровая стоимость не подлежит применению к налоговому периоду 2019 г. для исчисления доходов от продажи объекта недвижимого имущества в 2019 г.
Последующие изменения указанной кадастровой стоимости в размере 3 973 513, 83 руб, в том числе в связи с рассмотрением заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта по результатам которого ОГБУ "ТОЦИК" принято решение N 681 от 11 мая 2021 г. о перерасчете кадастровой стоимости в результате исправления допущенной системной ошибки (некорректное значение ценообразующих факторов), согласно которому кадастровая стоимость составляет 1 516 214, 29 руб, а также в связи с установлением кадастровой стоимости в размере равном его рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2019 г. решением Томского областного суда от 23 июня 2022 г. по делу N 3а-103/2022 в размере 622 501 руб, не свидетельствуют об изменении даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Оснований для применения кадастровой стоимости, установленной в результате оспаривания кадастровой стоимости, утвержденной Приказом N 41, к спорным правоотношениям для определения налоговой обязанности по уплате НДФЛ, возникшей в 2019 г. не имеется.
Кадастровая стоимость, ставшая архивной в связи с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, полученной по итогам проведения государственной кадастровой оценки, и которая учтена налоговым органом для исчисления НДФЛ, как правильно указано судом апелляционной инстанции, предметом оспаривания не являлась.
Оснований для применения положений пункта 2.1 статьи 52 НК РФ, устанавливающей условия перерасчета имущественных налогов, к правоотношениям по уплате налога на доходы физических лиц не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции в обжалуемой части соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены апелляционного определения в обжалуемой части не установлено, кассационная жалоба Уфимцевой Е.П. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 23 декабря 2022 г. в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение составлено 19 мая 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.