Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Никулиной И.А, Евтифеевой О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний, поданную 12 января 2023 года, на решение Кировского районного суда города Новосибирска от 28 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 12 июля 2022 года
по административному делу N 2а-418/2022 по административному исковому заявлению Дильшнайдер Дмитрия Александровича к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании бездействия незаконным, присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дильшнайдер Дмитрий Александрович обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о признании действий административного ответчика, выразившихся в не обоспечении истца повышенной нормой питания незаконными; взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 300 000 рублей; обязании устранить нарушения закона и прав административного истца, ссылаясь на необеспечение его с 26.01.2018 по настоящее время по медицинским показаниям (наличие "данные изъяты") повышенной нормой питания.
Решением Кировского районного суда города Новосибирска от 28 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 12 июля 2022 года заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным действие ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении Дильшнайдер Дмитрия Александровича установленными нормами питания. Возложена обязанность на ФСИН России и ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Хабаровскому краю устранить нарушение прав в обеспечении Дильшнайдер Д.А. установленными нормами питания. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Дильшнайдер Д.А. компенсация за нарушение условий содержания в размере 20 000 рублей. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе кассаторы ставят вопрос об отмене решения Кировского районного суда города Новосибирска от 28 января 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 12 июля 2022 года с принятием нового решения, со ссылкой на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела. Выражают несогласие с выводами судов относительно взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 20000 руб, поскольку факт нарушения условий содержания административного истца не доказан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Дильшнайдер Д.А. с 26.01.2018 отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, состоит на диспансерном учете с диагнозом "данные изъяты" получает дополнительное питание на постоянной основе согласно приложению N п. N к приказу N, приказом от 17.09.2018 Дильшнайдер Д.А. поставлен на повышенную норму питания.
Из справки ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 31.05.2022, а так же раскладкам продуктов на неделю за период 2021 года, представленных административным ответчиком по запросу суда апелляционной инстанции в электронной форме следует, что в исправительном учреждении творог отсутствует с 13.02.2021 заменялся на молоко, с 13.04.2021 заменялся на молоко сгущенное цельное с сахаром, с 09.07.2021 на молоко, с 05.03.2022 на масло коровье.
В период с 09.06.2021 по 07.07.2021 молоко отсутствовало, замена не производилась в связи с отсутствием заменяемых продуктов.
В период с 15.04.2021 по 19.04.2021 масло коровье отсутствовало, с 07.05.2021 производилась замена на рыбу мороженую, с 15.04.2021 до 07.05.2021 замен не производилось в связи с отсутствием заменяемых продуктов.
С 07.06.2021 по 28.06.2021 сахар отсутствовал, замен не производилось в связи с отсутствием заменяемых продуктов.
В период с 29.05.2021 сок отсутствует, с 29.05.2021 по 24.08.2021 замен не производилось в связи с отсутствием заменяемых продуктов, с 24.08.2021 заменялся на молоко.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что действия ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю по организации питания Дильшнайдера Д.А. в полной мере не соответствуют требованиям уголовно-исполнительного законодательства, чем нарушают права и законные интересы административного истца
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку ими правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Не свидетельствуют о незаконности судебных актов доводы административных ответчиков, изложенные в кассационной жалобе.
Доводы административного истца сводятся к утверждению о несоответствии условий содержания в исправительном учреждении в части не обеспечения повышенной нормой питания, что влечет угрозу ухудшения состояния здоровье в связи с наличием "данные изъяты"
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В соответствии с частью 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время" утверждены минимальные нормы питания.
Приказом Министерства юстиции РФ от 17.09.2018 N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время" установлены повышенные нормы питания для больных, осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время, которыми обеспечиваются, в том числе, больные "данные изъяты" (Приложение N 5).
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в части являются обоснованными.
При этом суды исходили из того, что администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не принимается достаточных мер по соблюдению в учреждении положений статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в части обеспечения питанием осужденных, так, на складе учреждения отсутствуют продукты, входящие в перечень питания "данные изъяты" осужденных (молоко, масло, творог, сок, сахар, мясо); замены отсутствующих продуктов либо не производятся, либо производятся иными продуктами, которые не предусмотрены для замены отсутствующих, что не позволяет в полной мере обеспечить право на сбалансированное питание осужденных, которым показана повышенная норма питания в силу состояния здоровья.
При определении размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении суды исходили из характера и продолжительности нарушения, обстоятельств, при которых нарушение допущено, последствий этого нарушения, а также из принципов разумности. Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
Доводы кассационной жалобы наличие оснований для отмены или изменения решения суда в части определения размера компенсации не подтверждают.
Вопреки доводам жалобы судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Позиция судов соответствует принципам административного судопроизводства, которыми являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы правильности выводов суда о наличии оснований для удовлетворения иска, не опровергают, сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Новосибирска от 28 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 12 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.