Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Никулиной И.А, Евтифеевой О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, поданную 31 марта 2023 года, на определение Ленинского районного суда г. Барнаула от 28 октября 2022 года и определение Алтайского краевого суда от 11 января 2023 года
по административному делу N 2а-2716/2022 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай к Гришину Александру Павловичу о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (далее - УФНС России по Республике Алтай) обратилось в суд с административным иском к Гришину Александру Павловичу о взыскании задолженности по пени, начисленным за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 92, 92 руб.; пени за несвоевременную оплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2015 год в размере 964, 94 руб.; задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 9 631, 00 руб. и пени за его неуплату в сумме 1 010, 15 руб, пени за неуплату транспортного налога за 2015-2018 года в сумме 12 958, 08 руб, ссылаясь на неуплаченные налог и начисленные пени в добровольном порядке после направления налоговых уведомлений и требований.
Определением Ленинского районного суда г. Барнаула от 28 октября 2022 года, оставленным без изменения определением Алтайского краевого суда от 11 января 2023 года, административное исковое заявление оставлено без рассмотрения по существу.
В кассационной жалобе Управление ФНС России по Республике Алтай ставит вопрос об отмене определения Ленинского районного суда г. Барнаула от 28 октября 2022 года и определения Алтайского краевого суда от 11 января 2023 года с направлением дела на новое рассмотрение по существу в суд первой инстанции. В обоснование жалобы указывает на обстоятельства дела, смену административным ответчиком адреса места регистрации, отсутствие у налогового органа документов, подтверждающих направление и вручения уведомлений и требований по фактическому месту проживания ответчика. Просит рассмотреть настоящий спор по существу, поскольку для списания задолженности необходимо судебное решение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что налоговым органом Гришину А.П. направлены налоговые уведомления N от 26 июня 2018 года об уплате транспортного налога за 2015-2017 годы; N от 4 июля 2019 года об уплате транспортного налога за 2018 год, налога на имущество за 2018 год; N от 3 августа 2020 года об оплате налога на имущество за 2019 год.
При этом согласно адресу, указанному в налоговых уведомлениях, и спискам заказных писем, указанные налоговые уведомления были направлены налогоплательщику по адресу: "адрес"
Вместе с тем, как установлено, 30 июня 2017 года Гришин А.П. снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу: "адрес"
Из сведений отдела адресно-справочной службы УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю следует, что Гришин А.П. с 9 января 2019 года по 9 января 2020 года и с 22 января 2020 года по 22 января 2021 года был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес"
Таким образом, в рассматриваемом случае налоговое уведомление и требование об уплате задолженности направлены налоговым органом по ненадлежащему адресу, в установленном законом порядке Гришину А.П. не вручались.
Оставляя административное исковое заявление без рассмотрения по существу на основании пункта 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что налоговое уведомление и требование обуплате налога не вручались налогоплательщику в установленном законом порядке, по адресу его места жительства не направлялись, что свидетельствует о несоблюдении административным истцом досудебного порядка урегулирования спора.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы.
Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел (пункт 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговое уведомление, требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (пункт 4 статьи 52, пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из положений статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что налоговое законодательство устанавливает прямую зависимость между реализацией налоговыми органами права обратиться с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц, в том числе налога на имущество физических лиц, и соблюдением обязательной досудебной процедуры, а именно: направления налогового уведомления и требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. При отсутствии соблюдения названных правовых предписаний, отсутствуют основания для возникновения налоговой обязанности, а равно права требования взыскания недоимки в судебном порядке.
Неполучение налогоплательщиком налоговых уведомлений и требований об уплате налогов одним из способов, предусмотренных налоговым законодательством, лишает инспекцию возможности взыскания спорной задолженности в принудительном порядке.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности с учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды пришли к выводу о несоблюдении налоговым органом установленного законодательством порядка направления в адрес налогоплательщика налоговых уведомлений и требований.
Доводы кассационной жалобы о необходимости решения суда по существу в целях списания задолженности административного ответчика не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
определение Ленинского районного суда г. Барнаула от 28 октября 2022 года и определение Алтайского краевого суда от 11 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.