Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Виноградовой О.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Иркутска, поданную 7 апреля 2023 года, на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 18 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 26 октября 2022 года
по административному делу N 2а-908/2022 по административному исковому заявлению прокурора города Иркутска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Иркутска о возложении обязанности организовать транспортное обслуживание населения при осуществлении перевозки пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом (трамвайным) в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами технической эксплуатации трамваев, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения участвовавшего в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи представителя Администрации города Иркутска- Ведерниковой А.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора Афонина А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Иркутска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации города Иркутска о возложении обязанности на административного ответчика в течение года с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав граждан на безопасность дорожного движения путем организации транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозки пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом (трамвайным) в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами технической эксплуатации трамваев, утвержденными распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30 ноября 2001 года N АН-103-р, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства при предоставлении и организации транспортных услуг на территории города Иркутска выявлены нарушения.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 18 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 26 октября 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация города Иркутска ставит вопрос об отмене решения Кировского районного суда г. Иркутска от 18 мая 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 26 октября 2022 года с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, со ссылкой на нарушения норм материального права, несоответствие выводов обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указывает, что действующим законодательством не установлен срок окончания эксплуатации вагонов, если такие вагоны соответствуют требованиям безопасности транспортных средств. Указывают на необоснованность применения судами Правил технической эксплуатации трамваев N АН-103-р, поскольку распоряжение от 30 ноября 2001 года N АН-103-р не было зарегистрировано в Минюсте России. Кроме того указывает, что судами не проверены обстоятельства наличия диагностических карт на трамвайные вагоны, подтверждающих их допуск к участию в дорожном движении.
На кассационную жалобу представлены возражения прокуратуры Иркутской области.
Представленные вместе с кассационной жалобой в подтверждение указанного довода дополнительные документы не могут быть приняты кассационным судом исходя из полномочий суда кассационной инстанции, предусмотренных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, услуги по перевозке пассажиров и багажа в электрическом транспорте (трамвайном) на территории города Иркутска осуществляет МУП "Иркутскгортранс".
На основании решения первого заместителя прокурора города Иркутска старшего советника юстиции от 22 ноября 2021 года N 199 в МУП "Иркутскгортранс" в период с 22 ноября 2021 года по 21 декабря 2021 года проведена проверка, целью которой являлась оценка исполнения предприятием законодательства в сфере транспортной безопасности, предметом проверки являлось выявление фактов и обстоятельств, свидетельствующих о наличии (отсутствии) нарушений законодательства в сфере транспортной безопасности.
23 ноября 2021 года сотрудниками отделения технического надзора отдела ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" совместно со старшим помощником прокурора города Иркутска осуществлен выезд для проверки технического состояния трамваев, в том числе их частей, предметов дополнительного оборудования на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств. В ходе проверки осмотрено 44 трамвайных вагона, осуществивших выезд на линию, в результате чего установлено, что из 44 трамвайных вагонов, вышедших на линию 23 ноября 2021 года, у 37 вагонов истек срок эксплуатации, трамвайные вагоны с бортовыми номерами 145 и 228 не имеют маркировочных обозначений, позволяющих определить винкод и год выпуска вагона, на большей части выпущенных вагонов имеется коррозия кузова и износ покрытия пола.
По результатам проверки за управление транспортным средством при наличии технических неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, в том числе неисправность кнопок вызова водителя, неисправность спидометров, неисправность омывателей ветрового стекла, составлены административные материалы по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ, должностные лица МУП "Иркутскгортранс" привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 12.31 КоАП РФ - выпуск на линию транспортного средства с техническими неисправностями, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.
Распоряжением заместителя мэра - председателя КУМИ администрации города Иркутска от 18 мая 2018 года N 504-02-972/18 за МУП "Иркутскгортранс" на праве хозяйственного ведения закреплено следующее имущество - 4 трамвайных вагона, три из которых 2004 года выпуска, один - 2006 года выпуска.
Распоряжением заместителя мэра - председателя КУМИ администрации города Иркутска от 21 июня 2018 года N 504-02-1220/18 за МУП "Иркутскгортранс" на праве хозяйственного ведения закреплено следующее имущество - 6 трамвайных вагонов, три из которых 2004 года выпуска, два - 2005 года выпуска, один - 2006 года выпуска.
Распоряжением КУМИ администрации города Иркутска от 8 апреля 2021 года N 504-02-860/21 за МУП "Иркутскгортранс" на праве хозяйственного ведения закреплено следующее имущество - 10 трамвайных вагонов, два из которых 2007 года выпуска, восемь - 2008 года выпуска.
Из представленной МУП "Иркутскгортранс" справки от 23 ноября 2021 года N 1824 следует, что на балансе предприятия состоит 70 единиц трамвайных вагонов, из которых с истекшим сроком амортизации по сроку эксплуатации - 48 единиц (69%), по пробегу - 32 единицы (46%), в 2020 году списано 4 единицы трамвайных вагонов, в 2021 году - 7 единиц.
При этом по сведениям, представленным МУП "Иркутскгортранс" в письме от 3 декабря 2021 года N 1894, для регулярных перевозок пассажиров и багажа согласно схеме движения муниципальных маршрутов в г. Иркутске, исходя из срока эксплуатации и пробега подвижного состава, необходимо иметь на балансе предприятия 70 единиц трамваев.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N АН-103-р, исходил из того, что в материалы дела представлены достоверные сведения о значительном техническом износе и несоответствии трамвайного парка предъявляемым требованиям, администрацией города Иркутска длительно достаточных мер к его обновлению не предпринимается, в том числе по выделению финансирования из средств бюджета, следствием чего является выпуск на линию транспортных средств с техническими неисправностями, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Также суд исходил из отсутствия доказательств в деле, свидетельствующих о том, что сроки эксплуатации у трамвайных вагонов в установленном порядке продлялись, следовательно, не обеспечено право граждан на безопасность дорожного движения. Суд пришел к выводу, что администрацией города Иркутска не принято достаточных мер по организации транспортного обслуживания населения, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, создает очевидную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (часть 4 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ).
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (статья 3 Федерального закона N 196-ФЗ).
В целях повышения требований к технической эксплуатации, содержанию зданий, сооружений, устройств и подвижного состава трамвайного транспорта, а также требований к организации безопасного движения трамваев на городских маршрутах распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N АН-103-р утверждены Правила технической эксплуатации трамвая (введены в действие с 1 апреля 2002 г.) (далее по тексту - Правила технической эксплуатации трамваев).
Правила технической эксплуатации трамваев устанавливают основные требования к технической эксплуатации трамвайных вагонов, тяговых подстанций, контактных и кабельных сетей, рельсовых путей, устройств СЦБ и связи, содержанию зданий и сооружений.
Вагоны должны содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу, безопасность движения и перевозки пассажиров. Поддержание вагонов в технически исправном состоянии возложено на собственника организации ГЭТ в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения (пункт 3.1.4 Правил технической эксплуатации трамваев).
Согласно пункту 3.8.6 Правил технической эксплуатации трамваев техническое состояние и оборудование вагонов проверяют на соответствие требованиям Правил дорожного движения, настоящих правил, государственных стандартов, инструкций предприятий-изготовителей.
Учитывая вышеизложенное, установленные по делу обстоятельства, исходя из того, что положения пунктов 3.1.4, 3.1.7, 3.1.8, 3.2.1-3.2.3, 3.3.2, 3.8.1, 3.8.2, 3.8.6, 3.8.12 Правил технической эксплуатации трамваев не соблюдаются, администрацией города Иркутска достаточных мер по организации транспортного обслуживания населения, в том числе по выделению финансирования, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, не принимается, что создает очевидную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий и повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, ущерба имуществу неопределенного круга лиц, выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований являются обоснованными.
Доводы административного ответчика в части соответствия состояние подвижного состава нормативам, в том числе в части соблюдения срока эксплуатации, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана правая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Вопреки доводам административного ответчика судами дана оценка представленным актам, они признаны недопустимыми доказательствами, поскольку нормативный документ, на основании которого составлены данные акты, утратил силу в связи с истечением срока действия, представленные акты не подтверждают того, что соответствующее техническое обслуживание и ремонт трамвайного вагона произведены, а срок эксплуатации трамвайного вагона продлен в установленном порядке.
Руководство по системе технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов и троллейбусов Р 11325455-2505-01, утвержденное Минтрансом России 28 декабря 2000 г, утратило силу с 1 января 2006 г. в связи с истечением срока действия, следовательно, при проверке технического состояния трамвайных вагонов (частей, механизмов) применению не подлежит.
При этом суд апелляционной инстанции правомерно указал, что в порядке статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не представлено доказательств свидетельствующих о том, что сроки эксплуатации у трамвайных вагонов в установленном порядке продлялись, администрацией города Иркутска соответствующие решения не принимались, следовательно, не обеспечено право граждан на безопасность дорожного движения.
Ссылки административного ответчика на наличие диагностических карт подлежат отклонению, поскольку данные документы составлены после вынесения обжалуемых судебных постановлений и не являлись предметом их оценки.
Относительно доводов административного ответчика в части необязательного применения Правила технической эксплуатации трамваев в виду отсутствия регистрации в Минюсте России, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отметить следующее.
Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, предусмотрено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10).
В силу пункта 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88, под нормативными правовыми актами, устанавливающими правовой статус организации, понимаются типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции; под нормативными правовыми актами, имеющими межведомственный характер, понимаются акты, содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает не препятствующим применению указанных Правил отсутствие факта их регистрации в Минюсте РФ.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы также основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 18 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 26 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.