Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Лукьяновой Т.Г, Никулиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 15 февраля 2023 года по административному делу N 2а-4904/2022 по административному исковому заявлению Охапкина Андрея Викторовича к Управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района, главе Усть-Абаканского района Республики Хакасия Егоровой Елене Владимировне, администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Охапкин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района от 5 мая 2022 года N 1081 об отказе в предоставлении земельного участка, мотивируя тем, что оспариваемый отказ, принятый во исполнение вступившего в законную силу решения Абаканского городского суда Республики Хакасия от 7 декабря 2021 года по делу N 2а-6207/2021 по результатам повторного рассмотрения заявления истца от 12 августа 2021 года о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в долгосрочную аренду для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства ориентировочной площадью 1700 кв.м, расположенного левее земельного участка с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес" требованиям действующего законодательства не соответствует, поскольку положения подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, положенные в основу оспариваемого отказа, к спорным правоотношениям неприменимы, так как административным истцом было подано заявление о предоставлении земельного участка, а не заявление о предварительном согласовании его предоставления, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории заявителем в уполномоченный орган не предоставлялась. Исходя из существа поданного истцом заявления к рассматриваемым правоотношениям применимы лишь положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
При отсутствии предусмотренных указанной нормой оснований к отказу в предоставлении земельного участка административный ответчик был обязан опубликовать извещение о возможном предоставлении участка и если по истечении 30 дней с даты опубликования извещения иных заявлений в отношении испрашиваемого участка не поступило - принять решение о представлении земельного участка первому заявителю, который за свой счет обеспечивает образование участка, постановку на кадастровый учет, а в дальнейшем заключить соответствующий договор с заявителем.
К участию в деле в качестве административных ответчиков судом привлечены глава Усть-Абаканского района Республики Хакасия Егорова Е.В, администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 сентября 2022 года в удовлетворении административного иска Охапкина А.В. к Управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района, главе Усть-Абаканского района Республики Хакасия Егоровой Е.В, администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 15 февраля 2023 года решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Охапкина А.В. к администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия отменено; в указанной части принято новое решение, которым решение администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 5 мая 2022 года N 1081 об отказе в предоставлении Охапкину А.В. на праве долгосрочной аренды для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства земельного участка, расположенного левее земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" признано незаконным; на администрацию Усть-Абаканского района Республики Хакасия возложена обязанность в установленный законом срок повторно рассмотреть заявление административного истца Охапкина А.В. от 12 августа 2021 года о предоставлении на праве долгосрочной аренды для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства земельного участка, расположенного левее земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" указано на необходимость администрации Усть-Абаканского Республики Хакасия сообщить об исполнении апелляционного определения по настоящему административному делу в Абаканский городской суд Республики Хакасия и административному истцу Охапкину А.В. в течение одного месяца со дня вынесения апелляционного определения. В остальной части решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 сентября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 7 апреля 2023 года, администрацией Усть-Абаканского Республики Хакасия ставится вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции со ссылкой на неправильное применение апелляционным судом норм материального права. Полагает, что правовые основания для признания оспариваемого отказа незаконным у суда апелляционной инстанции отсутствовали. Считает, что поскольку испрашиваемый земельный участок не сформирован и не состоит на кадастровом учете, рассмотрение поданного истцом заявления о предоставлении данного участка обоснованно рассмотрено уполномоченным органом как заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, приложенная к заявлению схема оценена на соответствие условиям, предъявляемым законом к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Выражает несогласие с выводом апелляционного суда о том, что предоставление соответствующей требованиям закона схемы является правом, а не обязанностью гражданина, обратившегося за предоставлением несформированного земельного участка, указывая, что статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не возлагает на уполномоченный орган обязанности обеспечивать подготовку схемы расположения земельного участка, испрашиваемого заявителем. В той части, в которой решение суда первой инстанции оставлено апелляционным судом без изменения, апелляционное определение административным ответчиком фактически не обжалуется, доводов о несогласии с выводами судов в данной части кассационная жалоба не содержит.
Административным истцом принесены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. Административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие и в отсутствие своего представителя. Административные ответчики о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судом апелляционной инстанции в обжалуемой части не допущены.
Из материалов административного дела усматривается, что 16 августа 2021 года в администрацию Усть-Абаканского района поступило заявление Охапкина А.В. (вх.3274) от 12 августа 2021 года о предоставлении в соответствии со статьей 38.18 Земельного кодекса Российской Федерации на праве долгосрочной аренды для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства земельного участка ориентировочной площадью 1700 кв.м, расположенного левее земельного участка с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес", с приложением к заявлению схемы расположения земельного участка и копии выписки из паспорта заявителя.
Решением администрации Усть-Абаканского района от 25 августа 2021 года N 1918 заявление возвращено Охапкину А.В. на основании статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявителю разъяснены положения статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации; указано, что в целях образования земельного участка необходимо обратиться с заявлением в соответствующий орган местного самоуправления сельского поселения о присвоение адреса земельному участку.
Решением Абаканского городского суда от 7 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 6 апреля 2022 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 ноября 2022 года (дело N 2а-6207/2021), решение администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 25 августа 2021 года N 1918 признано незаконным; на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Охапкина А.В. от 12 августа 2021 года о предоставлении земельного участка в соответствии с требованием законодательства в течение тридцати дней со дня вступления решения в силу и сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение указанного решения заявление Охапкина А.В. вх. от 16 августа 2021 года N 3274 рассмотрено повторно.
Письмом от 5 мая 2022 года N 1081 за подписью Главы Усть-Абаканского района Егоровой Е.В. заявителю сообщено, что в связи с отсутствием в представленных документах (заявление и приложенные к нему документы) схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отвечающей требованиям, указанным в статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, Охапкину А.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного севернее земельного участка с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес", по основаниям предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.18, подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Признавая указанное решение администрации об отказе в предоставлении Охапкину А.В. на праве долгосрочной аренды для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства земельного участка, расположенного левее земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" незаконным, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения земельного законодательства, регулирующие возникшие правоотношения, основываясь на установленных по делу обстоятельствах и представленных доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, верно исходил из того, что правовые основания для отказа заявителю в предоставлении на основании статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации испрашиваемого земельного участка по приведенным в оспариваемом решении основаниям у административного ответчика в рассматриваемом случае отсутствовали.
Пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 данного Кодекса.
При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году" в 2022 году процедура, предусмотренная пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в срок не более 14 календарных дней.
В соответствии с частью 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
В качестве официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о торгах, в том числе о проведении аукционов по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды такого земельного участка определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.
В силу части 20 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации организатор аукциона обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
- осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
- принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 данного Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Таким образом, предоставление земельного участка на основании статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения аукциона допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других лиц, в целях выявления которых уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном названной нормой.
На основании пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Однако в зависимости от целей образования земельного участка схему расположения земельного участка вправе подготовить граждане или юридические лица (пункты 4 - 8 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В частности, подготовка схемы расположения земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом в целях образования участка для предоставления без проведения торгов (пункт 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации), а также в целях его образования для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (пункт 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав вышеуказанные нормы, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что в рассматриваемом случае именно администрация является обязанным лицом по подготовке схемы расположения земельного участка, необходимого заявителю.
Исходя из приведенного правового регулирования суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что непредставление заявителем при обращении с заявлением о предоставлении в соответствии со статьей 38.18 Земельного кодекса Российской Федерации испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отвечающей требованиям, указанным в статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, само по себе при установленных по делу обстоятельствах основанием к отказу в предоставлении такого земельного участка не является.
Поскольку процедура, предусмотренная пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченным органом по заявлению Охапкина А.В. от 12 августа 2021 года (вх. от 16 августа 2021 года N 3274) не осуществлена, отказ в предоставлении земельного участка от 5 мая 2022 года N 1081 обоснованно признан судом апелляционной инстанции незаконным с возложением на администрацию Усть-Абаканского района обязанности устранить допущенные нарушения в установленном порядке.
Доводы административного ответчика об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
При этом кассационный суд также учитывает, что обязанность предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную в соответствии с Требованиями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", не установлена и Административным регламентом, утвержденном постановлением администрации Усть-Абаканского района от 26 июля 2012 года N 1093-п "Об утверждении Административных регламентов муниципальных услуг, оказываемых администрацией и муниципальными учреждениями Усть-Абаканского района Республики Хакасия".
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции в обжалованной части фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют, нормы материального права применены апелляционным судом правильно, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы по приведенным в ней доводам нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 15 февраля 2023 года в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.