Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Лукьяновой Т.Г, Никулиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тенью Юлии Владимировна на решение Березовского районного суда Красноярского края от 18 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 февраля 2023 года по административному делу N 2а-1858/2022 по административным исковым заявлениям Тенью Юлии Владимировны, Ядкова Леонида Алексеевича к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края, Березовскому поселковому Совету депутатов о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тенью Ю.В. и Ядков Л.А. обратились в суд с административными исковыми заявлениями, объединенными судом в одно производство для совместного рассмотрения, о признании незаконными и отмене решения Березовского поселкового Совета депутатов от 27 июня 2022 года N 20-1 "О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края", решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур Максимова С.В. и Евсеева В.Н. на должность главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края "Об отборе не менее двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов", возложении на конкурсную комиссию обязанности провести процедуру отбора не менее двух кандидатов с учетом установленных Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы поселка Березовка Березовского района требований; признании незаконным решения Березовского поселкового Совета депутатов об избрании главы городского поселения поселок Березовка Березовского муниципального района Красноярского края от 23 августа 2022 года N 21-1, мотивируя тем, что результаты оценки конкурсной комиссией представленных ими в качестве кандидатов на должность главы поселка Березовка документов, стажа работы, программы необоснованны и необъективны; имеющие оценочный характер отбора программы кандидатов Евсеева В.Н, Максимова С.В, включенных в список кандидатур, отобранных для представления в Березовский поселковый Совет депутатов, представлены в формальном порядке, не несут информативности, имеют признаки плагиата ранее представленной Тенью Ю.В. программы на конкурсе по отбору кандидатур на должность главы поселка Березовка от 10 февраля 2022 года.
При проведении подсчета баллов комиссией нарушен Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; имеются основания полагать, что ни стаж, ни образование, ни опыт кандидатов, выбранных и включенных в список кандидатур, отобранных для представления в Березовский поселковый Совет депутатов (Евсеева В.Н, Максимова С.В.), не соответствует опыту, стажу работы, образованию других заявившихся кандидатов; к проведению процедуры отбора кандидатов, выбираемых для включения в список кандидатур с целью отбора для представления в Березовский поселковый Совет депутатов, комиссия подошла формально. Конкурсной комиссией с целью объективной оценки в протоколе не отражена информация о количестве и содержании вопросов к кандидатам, позволяющая оценить полноту и содержательность ответов кандидатов, уровень их коммуникативных навыков и навыки публичного выступления. Конкурсная комиссия по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования поселок Березовка сформирована с нарушением установленных сроков. Депутатами Березовского поселкового Совета депутатов решение от 27 июня 2022 года N 20-1 "О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края" принято в отсутствие окончательного решения по 2-м кандидатурам (Крестьянинов А.И, Зборовский (Варзин) С.С.), представленным конкурсной комиссией, осуществившей свою деятельность на основании решения депутатов Березовского поселкового Совета депутатов Березовского поселкового Совета депутатов от 14 декабря 2021 года N 15-9.
Решением Березовского районного суда Красноярского края от 18 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 февраля 2023 года, в удовлетворении заявленных Тенью Ю.В. и Ядковым Л.А. административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 7 апреля 2023 года, административным истцом Тенью Ю.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда со ссылкой на нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Повторяя доводы, положенные в обоснование административного иска, настаивает на незаконности оспариваемых решений. Полагает, что надлежащей правовой оценки всем действиям конкурсной комиссии, указывающим на преднамеренное занижение баллов других кандидатов, двоякости подхода к оценке конкурсантов и необоснованное завышение баллов кандидатам Евсееву В.Н, Максимову С.В. с учетом субъективного мнения членов комиссии, содержанию протокола заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы поселка от 15 августа 2022 года, а также доводам истца по факту необоснованного допуска ко второму этапу конкурса претендента Максимова С.В, которым не были соблюдены требования к оформлению программы, доводам о принятии решения Березовского поселкового Совета депутатов от 27 июня 2022 года N 20-1 "О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края" в отсутствие окончательного решения по 2-м кандидатурам (Крестьянинов А.И, Зборовский (Варзин) С.С.), представленным конкурсной комиссией, осуществившей свою деятельность на основании решения депутатов Березовского поселкового Совета депутатов Березовского поселкового Совета депутатов от 14 декабря 2021 года N 15-9, судами не дано.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного истца Тенью Ю.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В силу части 2.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
На основании Закона Красноярского края от 1 декабря 2014 года N 7-2884 "О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае" глава поселения края в соответствии с уставом муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию либо на муниципальных выборах (пункт 3 статьи 2).
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края предусмотрен Положением, утвержденным решением Березовского поселкового Совета депутатов от 21 июля 2020 года N 50-5 (с учетом изменений от 25 октября 2021 года N 12-7), в соответствии с которым предусмотрен порядок проведения конкурса в два этапа в течение конкурсного дня (пункт 4.2); первый этап конкурса проводится на основе анкетных данных и представленных документов в форме собеседования (пункт 4.3); на втором этапе Комиссия рассматривает Программы, представленные конкурсантами и разработанными ими, действий, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в муниципальном образовании (пункт 4.4).
При подведении итогов первого этапа конкурса Комиссия оценивает конкурсантов исходя из представленных ими документов. При выставлении оценок Комиссией учитываются биографические данные, уровень образования, стаж работы, жизненный опыт кандидатур, полнота и достоверность предоставленных документов, в том числе и документов, предоставление которых не носит обязательный характер, и др. Оценка кандидатур на первом этапе производится по пятибалльной системе. Каждый член Комиссии выставляет конкурсанту соответствующий балл (от 1 до 5) и заносит его в оценочный лист (Приложение 3), который удостоверяется подписью члена Комиссии. Оценка уровня образования конкурсанта проводится исходя из следующих баллов: 1 балл - основное общее образование; 2 балла - среднее общее образование; 3 балла - среднее профессиональное образование; 4 балла - высшее образование; 5 баллов - высшее образование в области государственного и муниципального управления, управления, менеджмента, юриспруденции, ученая степень, ученое звание. Оценка уровня стажа работы (трудовой (служебной деятельности) проводится исходя из следующих баллов: 1 балл - стаж работы более 1года; 2 балла - стаж работы более 3-х лет; 3 балла - стаж работы более 5-ти лет; 4 балла - стаж работы более 10 лет; 5 баллов - стаж работы управленческой деятельности свыше 5 лет и общий трудовой стаж более 10 лет. Оценка биографических данных, жизненного опыта кандидатур, полноты и достоверности предоставленных документов, в том числе и документов, предоставление которых не носит обязательных характер, проводится выставлением конкурсанту соответствующего балла (от 1 до 5) (пункты 4.3.1 - 4.3.2.3).
При подведении итогов второго этапа конкурса Члены Комиссии учитывают качество представленных Программ, их целесообразность и осуществимость, полноту и содержательность ответов кандидатур, уровень их коммуникативных навыков и навыки публичного выступления. Члены Комиссии (в отсутствие конкурсанта) дают оценку Программе с учетом ответов конкурсантов по пятибалльной системе. По итогам второго этапа конкурса каждый член Комиссии выставляет конкурсанту соответствующий балл (от 1 до 5) и заносит его в оценочный лист, который удостоверяется подписью члена Комиссии (пункты 4.4.3 - 4.4.4).
По завершении конкурсных испытаний техническим секретарем подсчитывается общее число баллов по каждому конкурсанту, полученных при прохождении двух этапов конкурса, данные об этом заносятся в протокол (пункт 4.5). По итогам двух этапов конкурса Комиссия принимает решение об отборе не менее двух кандидатур, набравших наибольшее число баллов. Решение об отборе кандидатур принимается на заседании Комиссии путем проведения открытого голосования в порядке, установленном пунктом 2.5. настоящего положения, в отсутствии самих кандидатов. Итоговое решение заносится в протокол, который подписывается членами Комиссии. Протокол заседания Комиссии, документы отобранных кандидатур и материалы конкурсных испытаний направляются Комиссией в представительный орган муниципального образования Березовский поселковый Совет депутатов не позднее 3 календарных дней со дня принятия решения по итогам конкурса (пункт 4.6).
Из материалов административного дела усматривается, что решением Березовского поселкового Совета депутатов от 21 июля 2020 года N 50-5 с учетом изменений, внесенных решением Березовского поселкового совета депутатов от 25 октября 2021 года N 12-7, утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселка Березовка Березовского района, опубликованное в газете "Пригород" N 30 от 30 июня 2022 года (далее - Положение).
27 июня 2022 года в соответствии с пунктом 1.4 Положения Березовским поселковым советом депутатов принято решение N 20-1 "О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края", в соответствии с которым объявлен конкурс на замещение должности главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края, сформирована конкурсная комиссия (приложение N 2 к решению), определены дата, время и место проведения конкурса, сведения о времени и месте приема конкурсной комиссией документов для участия в конкурсе, а также размещен текст объявления о приеме документов от кандидата на должность главы поселка Березовка (приложение 1 к решению).
Распоряжением исполняющего обязанности главы Березовского района Красноярского края Крестьянинова А.И. от 22 июля 2022 года N 118-р назначены члены комиссии по отбору кандидатур на должность главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края.
Решение Березовского поселкового совета депутатов "О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края" от 27 июня 2022 года N 20-1 с приложением к нему опубликовано в газете "Пригород" N 30 от 30 июня 2022 года.
Проведение конкурса назначено на 15 августа 2022 года на 10 час. 00 мин.
Согласно Протоколу заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края от 15 августа 2022 года присутствовали 6 членов комиссии; участники конкурса в количестве 7 человек. Решили допустить к участию в конкурсе 7 кандидатов - Тенью Ю.В, Евсеева В.Н, Максимова С.В, Ядкова Л.А, Чичайкину А.В, Зеленову А.С, Игнатович Е.С. Ознакомившись с конкурсными документами и программами кандидатов, направленными на улучшение социально-экономической ситуации в муниципальном образовании поселок Березовка Березовского района Красноярского края, заслушав кандидатов по первому и второму этапу конкурса, члены конкурсной комиссии выставили баллы и внесли их в оценочный лист. Единогласно утверждены результаты первого и второго этапов конкурса. По итогам двух этапов конкурса отобраны два кандидата, набравшие наибольшее количество баллов, которые признаны кандидатами на должность главы поселка Березовка и предоставления их кандидатур для рассмотрения Совету депутатов поселка Березовка Березовского района Красноярского края.
Как следует из оценочных листов конкурсной комиссии, сводной таблицы подсчета набранных балов кандидатами на должность главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края, по результатам двух этапов конкурса Тенью Ю.В. набрано 75 баллов, Евсеевым В.Н. - 114 балла, Максимовым С.В. - 103 балла, Ядковым Л.А. - 66 баллов, Чичайкиной А.В. - 68 баллов, Зеленовой А.С. - 79 баллов, Игнатович Е.С. - 82 балла.
Письмом от 16 августа 2022 года за подписью председателя конкурсной комиссии Тенью Ю.В. извещена о том, что по результатам конкурсных испытаний ею набрано 75 баллов, ее кандидатура не включена в список кандидатур, отобранных для представления в Березовский поселковый Совет депутатов.
Ядков Л.А. письмом от 16 августа 2022 года за подписью председателя конкурсной комиссии извещен о том, что по результатам конкурсных испытаний им набрано 66 баллов, его кандидатура также не включена в список кандидатур, отобранных для представления в Березовский поселковый Совет депутатов.
23 августа 2018 года Березовским поселковым Советом депутатов принято решение N 21-1 "Об избрании главы городского поселения поселок Березовка Березовского муниципального района Красноярского края", главой городского поселения поселок Березовка Березовского района Красноярского края избран Евсеев В.Н. Решение опубликовано в газете "Пригород" N 40 от 25 августа 2022 года.
Признавая решение Березовского поселкового Совета депутатов от 27 июня 2022 года N 20-1 "О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края", решение конкурсной комиссии по отбору кандидатур Максимова С.В. и Евсеева В.Н. на должность главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края и решение Березовского поселкового Совета депутатов об избрании главы городского поселения поселок Березовка Березовского муниципального района Красноярского края от 23 августа 2022 года N 21-1 законными и обоснованными, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав приведенные выше положения действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, а также положения Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации, основываясь на установленных по делу обстоятельствах и представленных сторонами доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, верно исходили из того, что условия и порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края, порядок формирования комиссии не нарушены; обстоятельства, свидетельствующие о нарушении принципов конкурса, предусмотренных Положением о порядке его проведения, на равный доступ к муниципальной службе, объективность оценок, единство требований и критерий оценок ко всем кандидатам, не установлены; решения, принятые в результате проведения конкурса, требованиям закона соответствуют.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемых судебных актах, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Вопреки утверждению подателя кассационной жалобы об обратном, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию заявителя по спору, не подтверждают нарушений судами норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на несогласии административного истца с выводами судов двух инстанций по фактическим обстоятельствам дела и неправильном толковании применительно к ним положений законодательства, ввиду чего, учитывая полномочия суда кассационной инстанции, определенные статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание и не могут служить достаточным основанием для отмены или изменения правильных по существу судебных актов в кассационном порядке.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Березовского районного суда Красноярского края от 18 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.